Эксплуатация образа или тяготы звездной жизни? Все что нужно знать перед просмотром «Блондинки»

I
ileru
27 сентября 2022

28 сентября 2022 на малые экраны Netflix выходит «Блондинка» — фильм о жизни самой известной актрисы 20-го века — Мэрилин Монро. Автор статьи посмотрел фильм на одном из премьерных показов и теперь рассказывает обо всем, что нужно знать перед просмотром, а также делится кратким анализом фильма.

О чем «Блондинка»

Фильм показывает историю жизни Монро от ее ранних лет в детдоме до первых появлений на экране и до последних дней в её доме в Лос-Анджелесе. Сразу стоит уточнить, что фильм правдивый лишь отчасти. Режиссёр Эндрю Доминик в своей работе базировался на бестселлере «Блондинка» (2000) авторства Джойс Кэрол Оутс. Писательница не раз говорила, что книга является фантазией на тему жизни Монро и ни в коем случае не претендует на достоверность. 

«Блондинка» рассказывает зрителю трагедию жизни Монро. Несмотря на огромную славу и видимую любовь поклонников, Монро навсегда осталась недооценённой актрисой, которую все воспринимали не иначе как «глупую блондинку», практически не давая ей серьезные роли. 

Хоть фильм и базируется на книге, многие сцены перекликаются с фактами из биографии актрисы. Так как картина рассчитана на американскую аудиторию, книга и фильм пропускают некоторые общеизвестные подробности жизни Монро. Мы же постараемся заполнить пробелы для тех, кто не так сильно погружён в жизнь актрисы.

Личная жизнь Мэрилин Монро 

«Блондинка» не представляет зрителям возможность познакомиться с мужьями Монро. Вместо реальных имён к ним отсылаются как «бывший атлет» и «писатель». Бывшем атлетом в этом случае является второй муж Монро — известный бейсболист Джо Ди Маджо. Писателем же называли уже третьего мужа актрисы — драматург Артур Миллер. 

Брак Монро и Ди Маджо продлился лишь полгода. По словам друзей Монро, пара развелась из-за ревности Ди Маджо вызванной публичностью актрисы. Многие упоминали, что бывший бейсболист не раз избивал Монро, в том числе сразу после съёмок известнейшей сцены с белым платьем обдуваемым ветром в фильме «Зуд седьмого года» (1955). 

Вскоре после развода с Ди Маджо Монро влюбилась в Миллера. Таблоиды злобно подшучивали над парой, утверждая, что глупая актриса не может быть ровней интеллигентному драматургу. В отличие от предыдущего брака, проблема с Миллером была в его безэмоциональности по отношению к Монро. Несмотря на это, Монро смогла забеременеть от Миллера, но вскоре потеряла плод. Проблемы в отношениях и потеря ребёнка привели к ещё одному разводу в жизни актрисы. 

У Монро был и первый муж, о котором в фильме практически не упоминается. Вместо этого фильм рассказывает о трехстороннем романе между Монро, сыном актёра Чарли Чаплина и сыном актёра Эдварда Робинсона. Хоть, по слухам, Монро и встречалась с сыном Чаплина, одновременный роман с двумя детьми актёров скорее является выдумкой из книги Оутс. 

На последних годах жизни Монро, по многочисленным слухам, встречалась с Джоном и Робертом Кеннеди. Роман с Джоном Кеннеди, 35-м президентом США, был показан в фильме «Блондинка». Из-за чрезвычайной секретности вокруг существует лишь одна совместная фотография актрисы, президента и его брата. Вместе с этим, недостаток достоверной информации породил огромное количество конспирологических теорий. Так, многие считают, что Роберт Кеннеди стоял за смертью Монро. 

Фильмография Мэрилин Монро

За свою короткую жизнь Монро снялась в огромном количестве успешных фильмов, которые и сегодня входят в топ-100 самых влиятельных картин всех времён. Однако для понимания «Блондинки» нужно знать лишь о нескольких работах актрисы.

До титула звезды Монро шла много лет, начиная с маленьких ролей для студии 20th Century Fox. В основном она выступала с танцевальными и музыкальными номерами. Несмотря на малое количество экранного времени, критики быстро заприметили молодую актрису, отмечая ее в своих рецензиях. 

В течение всей карьеры Монро студия создавала для неё образ «глупой блондинки», с которым она переходила из картины в картину. Вместе с этим, Монро являлась некой недоступной сексуальной фантазией всех американцев того времени. Эту фантазию показал известный режиссёр Билли Уайлдер в фильме «Зуд седьмого года», где он рассказывал о женщине, сыгранной Монро, приходящей к главному герою во снах. Процесс съёмки, а также любование зрителями образом Монро, были показаны в «Блондинке». 

Монро, несмотря на свой образ, очень хотела стать серьезной актрисой. Среди ее попыток игры в драматических фильмах была и картина «Можно входить без стука» (1952). В этом фильме Монро воплотила роль психологически травмированной девушки, которая пыталась покончить с собой после смерти ее возлюбленного. Вслед за попыткой суицида персонажа Монро отправляют на принудительное лечение в госпиталь. Похожая история случилась с матерью Монро — Глэдис Пёрл Бейкер. Сюжет «Блондинки» акцентирует внимание на эту роль, проводя параллели между Глэдис и Мэрилин, которая желает понять, через что прошла ее мать после расставания с отцом Монро. 

«Блондинка» показывает сцены съёмок еще двух знаковых картин в жизни Монро, а именно «Джентльмены предпочитают блондинок» (1953) и «В джазе только девушки» (1959). Первая картина утвердила ее в роли главной блондинки Америки, а вторая принесла ей Золотой глобус за лучшую женскую роль. 

В «Блондинке» зрителям показывают съемку сцены из «Джентльмены предпочитают блондинок», где Монро поёт одну из своих известнейших песен — «Бриллианты — лучшие друзья девушек». Эта сцена является наилучшим примером сексуализации и эксплуатации актрисы, через которые она проходила с самого начала своей карьеры. 

Если Монро из «Джентльмены предпочитают блондинок» не могла противостоять студии и режиссеру, выполняя все их требования, то Монро из «В джазе только девушки» уже была опытной актрисой с выдающейся репутацией. Так, в фильме «Блондинка» зрители видят, как актриса спорит с режиссёром фильма Уайлдером. Также Монро высказывает своё недовольство тем, что к ней относятся как к глупой блондинке, коей она не является.

Сюжет фильма

Фильм показывает, как Монро дошла до своего успеха и как ее детские травмы не дали ей полностью раскрыться в качестве актрисы. Ведь, несмотря на образ суперзвезды, она являлась застенчивым и замкнутым человеком. 

Картина начинается с детства Монро, которую тогда ещё звали Норма Джин Мортенсон. С самого детства Норма слушала истории от ее матери Глэдис про своего отца. В рассказах отец Нормы являлся неким знаменитым актером, чей портрет хранится в доме семьи Нормы. Зритель практически сразу понимает, что история про отца - это выдумка, в то время как для Нормы отсутствие отцовской фигуры в ее детстве приводит к постоянному поиску условного отца в ее взрослые годы. 

Мать Нормы также вызвала огромное количество психологических проблем у будущей звезды Голливуда. Так, Глэдис постоянно обвиняла Норму во всех её бедах. В какой-то момент она даже попыталась утопить маленькую Норму в ванной, но в последний момент сдержала себя в руках. Вскоре после инцидента Глэдис была отправлена в психиатрический диспансер, а Норма попала в детский дом. С тех пор она пыталась найти в женщинах образ матери, а в мужчинах — отца. 

Далее зрители видят уже взрослую Норму, великолепно сыгранную Аной де Армас. Актриса, несмотря на своё кубинское происхождение, смогла до ужаса точно повторить детский наивный голос Монро, практически полностью избавившись от акцента. Из-за визуальной схожести де Армас моментами создаётся ощущение, что на экране находится настоящая Монро. Однако уже спустя несколько мгновений зритель вновь видит де Армас, которая лишь прикидывается Монро. И этот фактор, на удивление, играет фильму на руку. Ведь, как и Норма Джин повторяет несколько раз за фильм, что она никогда не сможет стать такой же успешной, как Мэрилин Монро, так и Ана де Армас никогда не сможет полностью перевоплотиться в главную звезду Голливуда.

Как говорит сам фильм, Мэрилин Монро — это не человек, а образ, который Норма Джин играет на постоянной основе. Именно от желания разграничить Норму и Монро в сценах, когда Ана де Армас в фильме смотрит картины с участием Монро, зрителям показывают реальные кадры из фильмов Монро, а не переигранные сцены с де Армас. Похожую технику использовал Квентин Тарантино, рассказывая о жизни актрисы Шэрон Тейт в фильме «Однажды в… Голливуде» (2019), где Марго Робби, игравшая Тейт, смотрела фильм с участием почившей актрисы. 

В течение фильма Норма пытается получить отцовскую любовь и стать успешной мамой, поняв, через что проходила ее собственная мать. Однако ни в одной области ей не удаётся достичь успеха. Так, продюсеры неоднократно насилуют актрису, прежде чем предложить ей роль. Первым таким человеком в фильме был некий Мистер З. Это имя, скорее всего, отсылается к реальному продюсеру 20th Century Fox Дэррилу Зануку, который и дал Монро ее первый контракт со студией. 

На протяжении всего фильма Норма называет каждого своего возлюбленного «папочка», пытаясь найти отцовскую фигуру и в мужественном Джо Ди Маджо, и в более взрослом Артуре Миллере, и в президенте США — Джоне Кеннеди. К сожалению, все ее романы в фильме окончились плачевно, доведя Монро до передозировки в ее доме в ночь с 4 на 5 августа 1962 года. 

Травмы, связанные с невозможностью завести детей, также сыграли роль в смерти Нормы. Достоверно известно лишь о выкидыше в браке с Миллером. Однако «Блондинка» рассказывает ещё о двух случаях потери ребёнка Нормой, один из которых был инициирован студией, чтобы актриса не выпадала из графика выпуска фильмов. Насколько бы ужасно это не звучало, такая практика присутствовала в Голливуде той эпохи. В данном контексте не столь важно, произошло ли это с Нормой, сколь важен тот факт, что такое могло произойти в тех реалиях. 

Как итог, фильм поднимает огромное количество очень важных тем для сегодняшнего прогрессивного зрителя. Так, Эндрю Доминик критикует культуру поклонения звёздам, беспринципность папарацци, а также продюсеров, все из которых сексуализировали, эксплуатировали и недооценивали Мэрилин Монро. Несмотря на свои знания, трудолюбие и актерскую игру, для многих она навсегда осталась лишь глупой блондинкой, над которой можно либо потешаться, либо вожделеть.

Критика фильма 

Эндрю Доминик поднимает проблемы из 1950-х, которые легко переносятся на сегодняшние реалии. Однако для многих кинокритиков Доминик в своём фильме «Блондинка» сделал то же самое, что с Монро делали на протяжении всей её жизни — эксплуатировал образ актрисы. Ведь, несмотря на то, что Доминик говорит об излишней сексуализации Монро, сам режиссёр до ужаса часто снимает Ану де Армас в неглиже. Некоторые сцены секса, включая детальный показ сцены с Кеннеди, были настолько беспринципными, что фильм в США получил рейтинг NC-17, означающий, что никому в возрасте до 18 лет не разрешается смотреть данный фильм (в США такая практика крайне редкая). 

Однако некоторые критики отмечали, что Доминик, скорее всего, понимал, что он эксплуатирует образ Монро. С очень большой вероятностью он это делал осознанно, пытаясь показать всю закулисную часть жизни главной звезды Голливуда. Ведь, если не шокировать зрителя, есть шанс, что аудитория не ощутит весь ужас, через который проходила Норма, пытаясь заполнить пустоту, вызванную отсутствием отца и психозом матери. 

В итоге фильм получил максимально поляризованные отзывы, где одни называют фильм феминистическим, а другие сексистским. Одни спорят, что фильм выступает против абортов, а другие утверждают, что фильм говорит, как тяжело женщинам добиться успеха. По-своему красота этого фильма и заключается в многослойности и противоречии восприятия — качествах, которые и были присуще великой актрисе Норме Джин Мортенсон, также известной как Мэрилин Монро. 

Автор: Oraz Kereibayev

Cookie Image Использование файлов cookie

Мы используем куки для улучшения работы сайта. Узнать больше