Как Алматы будет бороться с пробками

A
adminPMG
17 декабря 2017

Недавно делегация из Алматы во главе с акимом Бауыржаном Байбеком съездила в Сингапур, где изучила опыт планирования городских территорий и борьбы с пробками. Автор блога Almaty – my first love Рустем Аламанов по просьбе Esquire.kz изучил зарубежный опыт и выяснил, что в Алматы могут взять на вооружение. 16 ноября 2017 года на открытии международной конференции, посвящённой проекту «Устойчивый транспорт города Алматы», аким Южной столицы Бауыржан Байбек рассказал о разработанной схеме организации дорожного движения. Концепция, рассчитанная до 2023 года, должна улучшить транспортную систему в городе. Во всяком случае, задачи стоят именно такие. Несмотря на то, что до 2023 года ещё несколько лет, а нарушать дедлайны – наше священное право, проведённых работ уже достаточно для того, чтобы окрестить это масштабной транспортной реформой. За несколько лет запущено 96 километров выделенных полос для общественного транспорта, в центре города введены платные парковки, создан велокоридор от микрорайона Орбита до Зелёного базара, обустроено 200 станций системы велошеринга, реализуется проект BRT, идет подготовка проекта ЛРТ, а также продолжается строительство двух новых станций метро. Результаты если и не поражают, то однозначно достойны положительной оценки, особенно на фоне незначительных результатов прошлых лет. И всё это для того, чтобы Южную столицу сделать городом для людей. На очереди – борьба с пробками. Пробки на дорогах – проблема, с которой рано или поздно сталкиваются все крупные города. Несмотря на то, что методы борьбы с перегруженными улицами у каждого мегаполиса свои, все они связаны с ограничением использования личного транспорта. Мы живём в мире, где зарегистрировано более миллиарда автомобилей (исследование Wards Auto 2010 года), а чем больше автомобилей, тем больше нагрузка на дороги, тем длиннее пробки и тем больше времени мы тратим на то, чтобы добраться из дома на работу и обратно. В Алматы уже сегодня передвигается более полумиллиона зарегистрированных автомобилей. Ежедневно полтора миллиона человек совершают поездки, а к 2030 году это число может увеличиться до двух с половиной миллионов. Это на фоне ограниченной пропускной способности дорог. Именно поэтому борьба с пробками уже сейчас должна стать едва ли не национальной идеей, иначе мы рискуем провести большую часть жизни в дороге. После масштабной реконструкции центральных улиц стало понятно, что многолетняя гегемония автомобильного транспорта в Алматы подходит к концу. Несколько центральных улиц города сделали пешеходными, какие-то улицы сократили, отведя часть под велодорожки, а кое-где и вовсе убрали возможность парковаться. И это только начало! На следующий год намечен не менее масштабный план реконструкций. Очевидно, что перед руководством города стоит задача сократить автомобили в центре Алматы, разгрузить улицы и пересадить горожан на общественный транспорт и велосипеды. Более того, не так давно делегация во главе с акимом Байбеком посетила Сингапур, город-государство, где изобрели один из самых эффективных методов борьбы с пробками. Во время визита удалось достичь соглашения о дальнейшем сотрудничестве двух городов. Возможно, в скором времени что-то из методов Сингапура будет принято на вооружение и в Алматы.
  1. Система платных дорог – ERP (Electronic Road Pricing).
Столкнувшись с проблемой перегруженных дорог, в далёком 1975 году власти Сингапура придумали «схему лицензирования» ALS (Singapore Area Licensing Schema); она стала предшественником нынешней системы платных дорог. Суть её в том, что центральная часть города стала платной. Чтобы въехать туда, надо было купить бумажную лицензию стоимостью 3 сингапурских доллара (недёшево по тем временам). За несколько десятилетий существования системы, неоднократно менялась политика сборов, вводились новые ограничения (к примеру, на въезд в вечернее время), однако суть всегда оставалась той же самой: хочешь на собственном автомобиле в центр города – плати. Сегодня ERP – это несколько десятков электронных рамок, установленных на дорогах, и специальные устройства In-Vehicle Unit (IVU), установленные под лобовым стеклом автомобилей. Работает просто: когда автомобиль въезжает в специальную рамку, IVU списывает деньги с банковской карты владельца автомобиля. За неимение IVU в центре города предусмотрен штраф. Таким образом, каждый раз, когда вы въезжаете в центр, вы платите деньги. Если же стоять вечером в пробке для вас дорого, есть альтернатива: оставить железного коня дома и поехать на работу на общественном транспорте. Благо в Сингапуре он очень комфортный.
  1. Лицензия на владение автомобилем – COE (The Certificate of Entitlement).
Одних только систем платных дорог недостаточно, чтобы разгрузить город настолько, чтобы в центре можно было комфортно передвигаться. Благодаря росту экономики Сингапура в 90-х, выросло и число личных автомобилей. Чтобы этому противостоять, власти ввели систему лицензирования владения автомобилем – чтобы стать автовладельцем, у вас должна быть специальная лицензия. Даётся на 10 лет на конкретный автомобиль, без возможности купить или перепродать её. К тому же стоимость автомобиля в Сингапуре в несколько раз превышает его стоимость, к примеру, в Москве или в Европе. Что само по себе очень действенный способ борьбы с ростом личного транспорта. Поэтому, когда лицензия на владение подходит к концу, перед сингапурцами встаёт дилемма: либо продлить лицензию, заплатив при этом цену в несколько раз превышающую стоимость поддержанного автомобиля (10 лет с момента покупки), либо аннулировать ее и стать пешеходом. Столь жёсткие меры государственного регулирования позволили сократить количество автомобилей и обратить взоры сигнапурцев к общественному транспорту, что, в свою очередь, разгрузило дороги.
  1. Интеллектуальные системы управления трафиком – EMAS (Expressway Monitoring and Advisory System) и GLIDE (Green Link Determining System).
Технологии регулирования и управления городским трафиком уже давно используются в крупных городах, и Сингапур – не исключение. Многое из того, что используется сейчас, впервые появилось в этой стране ещё в 70-е годы прошлого века. За несколько десятилетий развития интеллектуальные системы превратились в один из важнейших столпов транспортной системы города. К примеру, GLIDE – вкратце система, регулирующая светофоры. Хотя на самом деле её задача намного сложнее – координировать пропускную способность между районами города. Сложная и многоуровневая система регулирует более 2200 перекрёстков; она не просто меняет «зелёный» на «красный» свет, а создаёт условия, при которых из точки «А» в точку «Б» можно добраться максимально быстро и эффективно. Система EMAS, в свою очередь, представляет собой сеть электронных табло (в Сингапуре их более 500) с информацией о ситуации на дорогах и предполагаемым временем пути до популярных пунктов назначения (стадион, аэропорт, вокзал и т.д.). Только представьте себе, обладая такой информацией, никакие пробки не страшны. В целом, управляющих городским трафиком систем много, как и методов борьбы с пробками. Описанные методы просто наиболее эффективные. Успешный опыт Сингапура, где плотность и количество  населения гораздо выше, чем в Алматы, доказывает, что именно за этим будущее! Не думаю, что уже завтра власти Южной столицы примут схожие методы по ограничению личного автотранспорта. Однако в ближайшие 5-10 лет что-то из успешного опыта Сингапура, или других крупных городов, должно найти применение. Главное, чтобы процесс «выдавливания» автомобилей из города был плавным, и вместо сплошных ограничений и «нельзя», алматинцы для начала получили достойную альтернативу: хорошие дороги и комфортный общественный транспорт.
Источник иллюстрации 1
Cookie Image Использование файлов cookie

Мы используем куки для улучшения работы сайта. Узнать больше