По данным Всемирной Организации Здравоохранения каждый год в дорожных авариях во всем мире гибнет около 1 млн 200 тысяч человек.  Казахстан входит в список государств с высокой смертностью на дорогах – ежегодно в ДТП у нас погибает около 2000 человек.

Как наше мышление влияет на показатели в области безопасности?

Наибольшее число автоаварий на каждые 100 тысяч человек в РК происходит в Алматы. В начале 2019 года Бауыржан Байбек принял программу Vision Zero Almaty. Ее задача — повысить безопасность на дорогах города и снизить смертность при ДТП.  

Программа по снижению летальных случаев на дорогах легла в основу мировой концепции нулевого травматизма на производстве Vision Zero и строится на принципе «нулевой терпимости» к смертности на автодорогах и предусматривает их проектирование с точки зрения безопасности движения. 

Подробнее о концепции Vision Zero на дорогах в мире и в Казахстане в следующем видео:

https://www.youtube.com/watch?v=RBnWk1MH-NE

Верите ли Вы в возможность нулевого травматизма?

Как связана вера в возможность нулевого травматизма с показателями статистики несчастных случаев? Увидеть эту взаимосвязь поможет кривая Бредли, которая показывает уровни культуры безопасности — зависимость отношения людей к безопасности и показателей статистики травматизма и летальных исходов.

Как наше мышление влияет на показатели в области безопасности?

На Рисунке “Кривая Бредли” видно, что самый высокий уровень травматизма соответствует не осознанному отношению к вопросам безопасности. Люди сами решают, как им действовать, основываясь на своем опыте. Этот этап ещё называют «патологический» или «реактивный». На этом уровне действует принцип: «Не пойман – не вор» и достижение нулевого травматизма крайне маловероятно.

Источник: https://www.shutterstock.com 

На втором уровне большую роль играет надзор. Появляется обучение, процедуры, наказания, применяется расследование инцидентов и принимаются меры по их недопущению, работают системы для контроля опасностей и рисков. На этом уровне действует принцип: «Соблюдаю правила, чтобы избежать наказаний и штрафов» и достижение нулевого травматизма воспринимается как мечта.

Как наше мышление влияет на показатели в области безопасности?
Фото из открытых источников

Третий уровень культуры безопасности – «предупреждающий» или «независимый», когда безопасное поведение людей определяется их собственным сознанием, заботой о своем здоровье и безопасности. Его принцип: «Соблюдаю правила, чтобы обеспечить безопасные условия». Достижение нулевого травматизма на этом уровне — это цель.

Как наше мышление влияет на показатели в области безопасности?
Источник фото

Четвертый и самый высокий уровень культуры безопасности – «взаимозависимый» и прогрессивный. Безопасное поведение основано на общих целях и ценностях, заботе о себе и других. На этом уровне работает принцип: «Безопасность – это наша культура, способ работать и думать».

Как наше мышление влияет на показатели в области безопасности?
Фото: Жан Нурмаханов

Нужно понимать, что сразу перейти с первого на четвертый уровень не получится. Нужно пройти каждый уровень развития от начала и до конца. Здесь мы вступаем в область сознания людей, традиций и привычек.

Только изменив отношение людей к безопасности, их мысли и ценности, можно ожидать изменения поведения, и корректировки опасных действий.

Приведу один пример того, когда системная командная работа над развитием культуры безопасности Правительства и граждан позволила достичь желаемого результата — в 2019 году в городе Хельсинки впервые за сто лет не погиб ни один пешеход. Нулевая смертность на дорогах — беспрецедентный показатель для столицы Финляндии. Эксперты считают, что добиться нулевой смертности удалось в первую очередь за счёт введённых ограничений скорости. Сейчас автомобилям разрешено двигаться со скоростью 30 км/ч на улицах в жилых районах и в центре города, 40 км/ч по главным улицам и 50 км/ч в пригородах.

Как наше мышление влияет на показатели в области безопасности?
Источник: Официальный сайт города Хельсинки

Ограничения скорости в Хельсинки с 1973 года.

И, в заключение, делюсь моим ответом на вопрос — “Возможен ли нулевой травматизм?” Я считаю, что это абсолютно реально и достижимо. Чтобы снизить наш показатель в Казахстане с 2000 летальных исходов на дорогах ежегодно до 0, в первую очередь, нам важно сформировать критическую массу наших соотечественников с принципами и мышлением 4 уровня культуры безопасности, когда цель 0 — это реальность, когда каждый стремиться знать, понимать и соблюдать правила, быть примером для других и заботиться о близких, быть лидером в безопасности.

А какими принципами в области безопасности руководствуетесь Вы?

Автор: Анара Жумашева, посол Vision Zero в РК

Поделиться: