Esquire.kz совершил прогулку по реконструируемой Алматы  вместе с автором популярного блога «Almaty – my first love» Рустемом Аламановым.

Как сделать Алматы лучше и заставить всех тебя ненавидетьСамый счастливый день моего четырнадцатилетия – день, когда родители подарили мне компьютер, который мог тянуть что-то кроме пасьянса «Косынка» и игры «Сапёр». Я обожал компьютерные игры, а потому первым делом установил на жёсткий диск всё, что смог найти у друзей и на прилавках ближайших магазинов: от стратегий в реальном времени до «стрелялок». В списке установленных игр нашлось место и градостроительному симулятору «SimCity 4». Больше всего в компьютерных играх мне нравилось строить города, создавать новые миры и развивать цивилизации. Поэтому игра поглотила меня на долгие часы, на протяжении которых я наблюдал за тем, как создаются десятки и даже сотни километров новых дорог, возводятся электростанции, пожарные части и магазины, а на месте когда-то маленького провинциального городка вырос современный мегаполис. Я не следовал тщательно продуманному плану, не пытался создать совершенный город, чьи жители счастливы и ни в чём не нуждаются, я просто играл в компьютерную игру. Может поэтому дороги в моём городе вели в никуда, машины стояли в бесконечных пробках, административные здания строились по принципу «а почему бы и нет?», рядом с жилыми коттеджами вырастали промышленные зоны… Этот город был ужасным местом, заселенным несчастливыми люди. Никому не пожелаю жить в таком.

С тех пор прошло много лет, но я до сих пор вспоминаю градостроительный симулятор – десятки, а то и сотни игровых часов, на протяжении которых я с высоты птичьего полёта наблюдал за тем, как город моей мечты строился, ширился и постепенно превращался в свалку. Мне, четырнадцатилетнему подростку за компьютером, было проще, чем настоящим архитекторам. Пара кликов мышкой и несколько построек снесены, чтобы освободить место для чего-то нового; ввести чит-код на «бесконечные» деньги или просто строить новый город, предусмотрев старые ошибки.

В реальной действительности всё гораздо сложнее.

Что однако не мешает многим архитекторам точно так смотреть на город с высоты птичьего полёта и прокладывать дороги, что ведут в никуда. Некоторые и в моем городе слишком горды, чтобы спуститься с небес на землю.

С некоторых пор знаменитый и у нас архитектор и урбанист Ян Гейл придумал термин «синдром Бразилии». Он означает, что городское планирование ведётся сверху или с дистанции. Чтобы оценить красоту такого города, нужно зайти на Google Maps или иметь собственный вертолёт. Второй вариант не для всех, как и жизнь в Алматы. Ведь если оторвать взгляд от спутниковых снимков и спуститься вниз, станет понятно, что город некомфортен для большинства. И этим большинством долгое время были пешеходы. Сложно судить о судьбе пешехода, когда на большой скорости мчишься по перекрытым заранее Фурманова и Аль-Фараби. Глядя на мир сквозь заднее стекло дорогой иномарки с правительственными номерами трудно понять людей, которые только и говорят, что о пробках да отсутствующих тротуарах.

Каждый раз проезжая по Аль-Фараби, вижу огромные и уродливые пешеходные мосты. Пытаюсь представить, как по ним поднимается женщина с ребёнком в одной руке и тяжёлой коляской в другой или человек в инвалидном кресле. Что делать таким людям? Сидеть дома! Город – не для них, а для машин. Городское пространство планируется исключительно для того, чтобы как можно скорей проехать на машине из точки А в точку Б.

Перейти дорогу в Алматы – чрезвычайно опасное мероприятие, что подтверждает статистика смертности в дорожно-транспортных происшествиях.

Так было слишком долго, город учитывал только интересы автовладельцев: дороги становились шире, где-то и вовсе забывали обустраивать тротуары, выделяя как можно больше места для проезжей части или парковки, автомобили можно было парковать даже на детских площадках. О комфорте пешеходов вообще никто не задумывался. Думаю, это вызвано особым отношением к автомобилю в Казахстане, как впрочем и в любой другой развивающейся бедной стране. Железный конь – все еще символ богатства, а не средство передвижения, старшее поколение до сих пор помнит времена, когда мечтой любого мальчишки была новенькая Волга.

И вот в году 2017-ом в Алматы началась грандиозная стройка. Перекопанные, словно в поисках золотого клада, дороги, снесённые ларьки и переделанные остановки, десятки километров разобранных заборов, огромные трубы посреди тротуаров – таким мы запомним прошедшее лето. Как следствие, пробки утром и вечером, проблемы с парковкой в центре, перекрытые улицы, строительный мусор и пыль. Интернет кипит от возмущения…

Дело только в том, что горожане вечно чем-то недовольны (хотя и это тоже)?

Думаю, все не так просто. Город – это прежде всего мы, его жители. И нам хотелось бы думать, что наше мнение что-то да значит. Мы не вечно недовольные жалобщики, просто мы привыкли, что все инициативы акимата – чья-то блажь, волюнтаризм или коррупционная схема, варварская и незамысловатая как магазин Silk Way поперек улицы Жибек Жолы. А вовсе не продуманный проект, согласно которому город заживёт по-новому. Расскажите о своих планах, спросите наше мнение, позвольте нам быть сопричастными, а не безмолвными статистами.

По плану Яна Гейла Алматы должен стать живым и человечным. Алматинцам хотят вернуть их город. Дать возможность ходить пешком по его улицам, ездить на велосипеде, получать удовольствие от встречи с ним. Гуру современной урбанистики предложил уплотнить городские застройки, восстановить арыки, построить как можно больше велодорожек, реконструировать Арбат и создать в каждом районе свою пешеходную улицу. Акимат с энтузиазмом воплощает замысел датчанина. Великую стройку, которую мы наблюдали все лето, обещают закончить в сентябре-октябре.

Но для того, чтобы у нас получился свой Копенгаген, мало пригласить выдающегося архитектора. Власти надо выполнить главное условие – перестать наблюдать за нами через спутник и спуститься вниз. Ведь жизнь в городе – не компьютерная игра, а горожане – не пиксели на экране монитора.


Автор блога об Алматы Рустем Аламанов

Поделиться: