Если вы думаете, что настоящий бос должен быть суров, серьезен и невозмутим, то вы в корне неправы. Во всяком случае, преподаватели Стэнфордской высшей школы бизнеса уверены, что непринужденная атмосфера и шутки влияют на вовлеченность сотрудников и мотивацию.

laughter
Источник фото

Одно из самых масштабных исследований, доказывающих, что смех действительно может продлить жизнь, если верить изданию Inc., было проведено в Норвегии. На протяжении 15 лет ученые наблюдали за 50 тыс. человек и в итоге пришли к выводу, что люди с чувством юмора в среднем живут на 8 лет дольше.

Потом были и другие исследования. Они показли, что смех не только продлевает жизнь, но может помочь и в работе ― руководители с чувством юмора на 27% успешнее мотивируют своих сотрудников, а сами работники на 15% успешнее вовлекаются в работу, если ими руководит начальник с чувством юмора.

В своей книге «Humour, Seriously» Дженнифер Аакер и Наоми Багдонас, которые также много времени уделили исследованию этого вопроса, решили перейти к практике и  дали 5 советов, как надо и не надо шутить на работе, чтобы улучшить атмосферу в команде.

Не пытайтесь быть смешным

Иначе говоря, не пытайтесь устроить в офисе персональный стендап. Для создания непринужденной атмосферы достаточно просто не пресекать естественные проявления юмора, которые свойственны любому человеку.

«Веселье ― это не то, что можно спустить сверху вниз. Лидер не должен диктовать условия культуры общения. Его задача ― показать, что юмор приветствуется в команде», ― считает Багдонас.

Покажите, что чувство юмора ― это часть вашей культуры

Постарайтесь не только одобрительно кивать, когда услышали удачную шутку, но и установите контакт с участниками команды, которые научились эффективно использовать свое чувство юмора. Поощряйте их усилия. А главное ― не бойтесь назначать их на руководящие позиции. Этим вы покажете, что дружелюбная атмосфера является одной из ценностей вашей компании, а также сможете получить эффект от влияния руководителей на своих подчиненных.

Не забывайте про свой статус и используйте правильный стиль юмора

В своей книге Аакер и Багдонас много внимания уделяют описанию четырех разных стилей юмора ― от непринужденного и достаточно сдержанного до агрессивного и способного захватить все внимание собеседника.

Далеко не все они одинаково хорошо работают в одних и тех же ситуациях. Багдонас подтверждает это на собственном примере: когда на старте своей карьеры она только начинала проводить семинары для руководителей, использование легких подколов позволило ей завоевать уважение аудитории. Теперь, когда она стала профессором и проводит занятия для студентов, этот стиль, напротив, способен уничтожить мотивацию студентов.

«Статус неразрывно связан с юмором. Убедитесь, что стиль соответствует вашему текущему положению в обществе», ― советует Багдонас.

Считайте неудачные шутки возможностью для диалога

Последствия неудачной шутки могут быть очень серьезными. Поэтому необходимо сразу же установить границы в команде и определить, над чем можно посмеяться, а где шутки неуместны.

«Юмор всегда зависит от контекста», ― говорит Аакер.

Впрочем, не стоит забывать и о том, что понимание того, что уместно в данном контексте, приходит с опытом. И далеко не всегда человек может избежать ошибки. Если вы понимаете, что шутка вызвала недопонимание, не бегите от ответственности и решите этот вопрос.

«Когда мы шутим, а кто-то говорит в ответ, что это не смешно или оскорбительно, очень легко сказать, что он просто не понял шутку или принимает все слишком близко к сердцу. Вместо этого признайте, что шутка могла не удасться и обсудите разногласия», ― призывают авторы.

Будьте готовы извиниться

Если ваша шутка действительно глубоко задела собеседника, будьте готовы искренне извиниться перед ним.

«Действия руководителя, который сам не готов извиняться, могут привести к тому, что насмешки будут определять вашу корпоративную культуру», ― предупреждает Аакер.