Отзвенел своим каким-то внутренним и почти незаметным внешнему миру шумом Каннский кинофестиваль. Жюри во главе с Рубеном Эстлундом раздало пальмы и отвесило поклон Харрисону Форду и Майклу Дугласу... Роман Райфельд отмечает фильмы, которые нам традиционно будет очень сложно посмотреть, но которые того стоят.
“Зона интересов” (The Zone of Interest, Великобритания-США, реж. Джонатан Глейзер)
Картина про холокост снята тем, кого именуют не иначе, как “новым Кубриком” - режиссёром клипов Massive Attack и Radiohead. Холокост Глейзера интересен тем, что все зверства в нём происходят как бы за кадром. Лишь намёком в него попадают золотые зубы, пепел да кости кого-то из ушедших. В центре нарратива - почти идиллическая, в окружении красивых пейзажей, дома, сада и реки, жизнь семьи коменданта Освенцима Рудольфа Хёсса. У фильма теперь есть Гран-при конкурса.
“Монстр” (Kaibutsu, Япония, реж. Хирокадзу Корээда)
Фильм на тему, которая, увы, была актуальна у нас еще с советских времен - школьный буллинг. К ней примыкает и еще одна, на сей раз относительно новая для нас - гомофобия. Действие картины от создателя “Магазинных воришек” происходит в начальной школе небольшого пригорода. Конфликт вспыхивает и разгорается, как пионерский костер, после драки, которая перерастает в крупное столкновение взглядов и затягивает всё общество. Но внезапно дети исчезают... Кинолента выиграла приз «Лучший сценарий» французского киносмотра.
“Как заниматься сексом” (How To Have Sex, Великобритания-Греция, реж. Молли Манниг Уокер)
Это драматическая история трех девиц пост-пубертатного возраста, мечтающих покутить на полную катушку в Греции и запомнить это лето, как самое лучшее в жизни. Снята 29-летней британкой. Это её полнометражный дебют, хотя и не первое участие в Каннах. Фильм удостоен награды конкурса “Особый взгляд”, где соревнуются картины в жанре артхаус.
“Анатомия падения” (Anatomie d’une chute, Франция, реж. Жюстин Трие)
Семейные разборки оказываются в центре синопсиса этой картины. По ее сюжету в смерти супруга (Самюэля) обвинена жена (Сандра). Единственное отличие этого фильма от многих схожих по истории вот в чём: единственным свидетелем убийства (или все-таки самоубийства?) является 11-летний, почти слепой сын пары Даниэль. Собственно, на том конфликт и строится. Лента удостоилась «Золотой пальмовой ветви» фестиваля.
“Правонарушители” (Los Delinсuentes, Аргентина-Бразилия-Люксембург-Чили, реж. Родриго Морено)
Двое главных персонажей картины - Моран и Роман - пребывают в своих жизнях на стадии поиска свободы и приключений. Только это в их понимании, как и у героя Достоевского, заключается в совершении преступлений. Один грабит, другой прячет у себя чужие деньги. Разумеется, создатели картины не смогли пройти мимо и свели героев вместе, чтоб веселее было - и им, и зрителю. Вот такой драмком.
“Банель и Адама” (Banel e Adama, Франция-Сенегал-Мали, реж. Рамата-Тулайе Си)
Кинолента - режиссёрский дебют французской постановщицы. Синопсис выстроен вокруг противостояния сенегальской деревни (читайте: мира) и молодой (прямо юной-юной) пары, чьим союзом никто не доволен. Адама - тихий интраверт, Банель - страстная бунтарка. Хаос в деревенском коммьюнити наступает после того, как Адама, который по рождению должен стать лидером деревни, от превилегий власти отказывается. Невозможно такое представить себе у нас, правда?
“Суд на Гольдманом” (Le Process Goldman, Франция, реж. Седрик Кан)
Сюжет будет в первую очередь привлекать любителей французской политической истории. В киноповествовании судебный процесс над леворадикальным революционером Пьером Гольдманом. Первый суд его приговорил к 12 годам, второй - полностью оправдал. Но осенью 1979 года его нашла загадочная смерть, пришедшая от ультраправых. В день его гибели у Пьера родился сын.
“Опавшие листья” (Kuolleet lehdet, Финляндия-Германия, реж. Аки Каурисмяки)
Завсегдатай Канн снимает истории настолько же простые, насколько и глубокомысленные - будто рассказанные робкой девочкой. Вот и на этот раз двое одиноких, дружных с алкоголем и отмеряющих пятый десяток людей, встречаются унылым вечером в Хельсинки. Они как зомби, кинофильм о которых смотрят. Эта встреча, а, может, и подобранная ими дворняга наделяют их существование смыслом. Многие из гостей фестиваля считают “Листья” лучшим фильмом конкурса, не даром он удостоен «Приза жюри».
“Тигровые полосы” (Tiger Stripes, Малайзия-Тайвань-Франция-Германия-Нидерланды-Сингапур-Катар-Индонезия, реж. Аманда Нелл Ю)
Центром нарратива стала история 12-летней Заффан, живущей в малайзийской глубинке. Расцветающие на её теле половые признаки превращают картину в хоррор. Вот уже от нее отвернулись друзья, а на пороге появляется местный знахарь, готовый “изгнать дъявола” из ребёнка. Своей дремучестью и темнотой спящего разума малайзийское сообщество очень напоминает казахское. Потому данная картина была бы актуальна и для нас.
“Иншалла, мальчик” (Inshallah A Boy, Иордания-Франция-Саудовская Аравия-Катар, реж. Амжад аль Рашид)
Еще один фильм, участвующий в конкурсе этого года, который словно списан с казахстанских реалий: новорождённым мальчикам здесь всегда отдавали бОльшее предпочтение, нежели девочкам. Картина говорит об истории, случившейся в Иордании. На 30-летнюю, только что потерявшую мужа, Наваль, давят родичи (представители сильного пола), чтобы та отказалась от наследства в их пользу. Наваль пытается спасти и дочь, и свой дом, имитируя беременность... мальчиком.
“Ощущение, что время делать что-то уже прошло” (The Feeling That The Time For Doing Something Has Passed, США, реж. Джоанна Арноу)
Это инди-комедия, а потому - сквозь слезы. Речь о трудяшке Энн, сером винтике офисной машины, которая проводит жизнь в сексуальных забавах в стиле БДСМ. Главную роль питающейся тем, что подарит микроволновка, депрессующей миллениалки из Нью-Йорка, рискнула исполнить сама постановщица. Воплотить идею на экране ей удаётся настолько точно, что зритель верит: героиня может дышать лишь тогда, когда позволяет доминанту делать с собой все, что вздумается.