В Министерстве индустрии и инфраструктурного развития рассматривают два варианта новых программ льготного автокредитования.
«В первом варианте на льготное кредитование предлагается направить 150 млрд тенге с разбивкой на четыре года (на первый год – 30 млрд). Условия кредитования предлагается оставить такими же, как у старых программ, запущенных в 2015 году», — сообщил пресс-секретарь министра индустрии и инфраструктурного развития Жанжигит Омархан.
Второй предлагаемый вариант включает идею о кредитовании социально уязвимых слоев населения без первоначального взноса. На нее предлагается выделить около 100 млрд тенге из средств, аккумулированных компанией «Оператор РОП».
«Запустить новую программу льготного автокредитования планируется в течение 2022 года, после того, как какой-либо вариант проекта программы будет согласован, одобрен, принят и оформлен в соответствии со всеми полагающимися процедурами», — уточнил Омархан.
По данным «Информбюро», максимальная сумма кредита будет составлять 10 млн тенге. Приобрести по ней можно будет автомобили отечетвенной сборки. В пределах обозначенной суммы можно рассматривать локализованные модели от Lada, Chevrolet, Hyundai, Kia, Renault, JAC и УАЗ.
«В масштабах казахстанского рынка сам по себе перечень вполне внушителен, другой вопрос – фактическое наличие автомобилей на складах производителей и дилеров», — считает эксперта-аналитик по авторынку Артур Мискарян.
По мнению члена Общества содействия автомобилистам (ОСА) и общественного совета Караганды Василия Климакова, идея льготного кредитования сама по себе неплоха, но реализуется довольно криво.
«Если деньги пойдут на рынок в существующих условиях, это приведет к удорожанию автомобилей. У нас 3,7 млн машин. В год продаётся 100 тысяч новых авто. И если мы примем эту программу, то будут продаваться те же самые сто тысяч, но по более высокой цене. Доступность транспортных средств не увеличится. Наши чиновники не понимают рыночных механизмов», — объяснил он.
Добавив, что было бы гораздо лучше разрешить покупать не только новые автомобили, но и подержанные, не старше 3-5 лет, привезенные из некоторых зарубежных стран, в том числе и обычными автоторговцами.
Экономист Арман Байганов тоже склоняется к тому, что новая программа может привести к росту цен на авто. Последние и так дорожают по всему миру вследствие короновируса, инфляции, нехватки микрочипов. А выделение крупных средств на приобретение отечественных авто может обусловить их удорожание ещё на 10-20%.