Каким был Алматы 110 лет назад и о чем писали казахстанские газеты в 1913 году


1913 год известен старшим поколениям, как год, с которым советская пропаганда любила сравнивать свои реальные и мнимые достижения. Любопытно и сегодня сравнить актуальную повестку с 1913 годом. Посмотрим, о чем же писали наши газеты в последний мирный год перед началом Первой мировой войны.

Источник фото

Возьмем газету «Семиреченские областные ведомости» за февраль-март 1913 года. «Ведомости» официально делились на официальную и неофициальную часть. Причем последняя по стилистике очень напоминает современные развлекательные сайты, где можно встретить и полезные советы, и размышления об отношениях мужчин и женщин, и т.п. Публиковались в неофициальной части и путевые заметки - этакие предвестники тревел-блогов.

Например, в нескольких февральско-мартовских номерах газеты на несколько глав растянуто описание путешествия из Кабул-Сая – небольшого железнодорожного разъезда близ Арыси – в Верный. Описано оно как путешествие с риском для жизни – где-то путешествующие застряли в сугробах, а где-то из-за скорой оттепели едва не провалились при переправе в горную реку. Плюс к этому – описания стоянок на почтовых станциях и невероятной красоты казахской степи зимой.

Что до официальной части, то тут тоже много интересного. Сегодня кроме историков едва ли кто помнит, что зимой-весной 1913 года вторая дочь российского императора великая княжна Татьяна Николаевна сильно заболела, и все газеты Российской империи ежедневно печатали бюллетени о состоянии ее здоровья на первой полосе. Болела она брюшным тифом – болезнь в то время весьма распространенная и весьма тяжелая, от которой умирали и простые люди, и монаршие особы. Тогда все обошлось, но, увы, сегодня мы все знаем печальную развязку, наступившую для семьи Николая II в июле 1918 года в Екатеринбурге.

Важнейшая тема, которая обсуждалась в «Семиреченских областных ведомостях» из номера в номер на протяжении почти года – это строительство Семиреченской железной дороги. Дело в том, что к 1913 году уже был в целом утвержден проект строительства первой очереди этой дороги – а именно ветка Арысь-Пишпек. Однако почти в каждом выпуске выражается глубокая досада о том, что так и не удалось пролоббировать сооружение ветки до Верного. Ведь город уже был крупным – население составляло более 40 тысяч человек, а по проекту к концу десятилетия предполагалось довести ветку лишь до Пишпека (ныне Бишкека). Предприниматели, меценаты и общественные деятели предлагали, в частности, создать общество Семиреченской железной дороги. По их идее из фонда этого общества шло бы дополнительное финансирование проекта, которое позволило бы ускорить темпы строительства дороги. Также шли в печати и дискуссии, откуда лучше начать сооружение железной дороги в Алматы. С юго-запада (из Арыси) или с севера (из Семипалатинска). Потом эти разработки используют при сооружении Турксиба. Увы, мечтам семиреченцев будет суждено сбыться лишь спустя много лет. Дальнейшие потрясения не дадут так быстро достроить железную дорогу.

Удивительным образом судьба железной дороги в Алматы в начале прошлого века перекликается с судьбой алматинского метрополитена на рубеже XX-XXI веков. И тому, и другому объекту история уготовила судьбу долгостроев. Железную дорогу наш город дожидался более 15 лет. А метро – почти четверть века. А город, что ни говори, уже в 1913 году нуждался в хорошем транспорте. Даже по объявлениям в тех же «Ведомостях» можно заметить, как страдал город от своей транспортной изолированности. На страницах газеты в феврале-марте власти предупреждали о распутице на дорогах, а простые жители жаловались, что даже до Жаркента почта доходит с очень большим опозданием.

Впрочем, жаловались не только на транспортную проблему. Например, в одном из мартовских номеров по случаю приближающейся Пасхи имеется письмо жителя Пишпека, который жалуется на то, что в его городе имеется всего лишь один большой православный храм, и что он не вмещает всех верующих, в особенности на религиозные праздники. В качестве положительного примера он называет соседний Верный, где храмов в достаточном количестве и просит власти прислать в Пишпек грамотного инженера-строителя, как, например, Андрея Зенкова. Ведь к тому времени Андрей Павлович построил уже Вознесенский собор и пользовался заслуженной славой прогрессивного инженера-архитектора. Судя по всему, просьба осталась неудовлетворенной. До революции в Пишпеке так и не построят ни одного нового храма, а все современные церкви в этом городе построены (что удивительно) в советское время и в период независимости.

Вообще, Пасха в те годы использовалась и в маркетинговых целях. Например, окончание поста использовалось как повод для рекламы увеселительных мероприятий – скачек, концертов, выставок. Кстати, на одном из благотворительных концертов в Общественном собрании Верного певице Лидии Красновой аккомпанировала жена тогдашнего губернатора Семиречья – Екатерина Петровна Фольбаум. Ее супруг со временем приобретет мрачную славу, как один из палачей и карателей казахского восстания 1916 года.

К слову, приближающиеся мировые потрясения тоже можно увидеть на страницах «Семиреченских областных ведомостей». В рубрике мировых новостей в 1913 году постоянно обсуждаются итоги балканских войн 1900-1910-х годов. А тон по отношению к потенциальным противникам в будущей войне становится все более агрессивным. Особенно к Австро-Венгрии и ее отношениям со своим славянским населением. Учитывая современную ситуацию между Россией и Украиной, новости о голоде в Галиции (современная Западная Украина) и о том, что австрийские власти запрещают принимать местных украинцев в школы при русском консульстве, приобретают черты зловещего пророчества.

Стоит обратить внимание также и на то, что официальные сообщения в газетах от властей в досоветскую эпоху дублировались и на казахский язык – двуязычие начала 19 века! Тогда казахский язык использовал арабскую письменность, и сегодня соседство на одной странице кириллицы и арабицы выглядит несколько непривычно. Именно с таким дублированием опубликовано, в частности, приглашение девочек-мусульманок в открывшееся в том же 1913 году русско-киргизское училище. Располагалось оно по улице Казарменной – ныне Панфилова, и, увы, не сохранилось. Зато сохранилась женская гимназия по улице Гурде – ныне Валиханова. Сейчас там учебные корпуса КазНПУ имени Абая.

В те годы вопрос женского образования среди коренного населения широко обсуждался. И если на севере Казахстана система образования для женщин-казашек была отлажена еще в конце XIX века Ибраем Алтынсариным, в Семиречье решение этого вопроса затянулось вплоть до 1913 года. Любопытно, что и 110 лет назад и сегодня вопрос женской эмансипации вновь весьма дискуссионный.

В начале XX века в Казахстане сложилась система национальных новометодных школ, основанных на принципах джадидизма. Джадидизм - это своего рода исламский либерализм, основанный на идеях крымско-татарского писателя и философа Исмаила Гаспринского. Новометодные школы позволили казахским девушкам овладеть русским и как минимум одним восточным языком и получить достаточный запас знаний для поступления в российские и европейские университеты. Из стен русско-казахских женских училищ выйдут первая казахская женщина врач Гульсум Асфендиярова, первые казахские журналистки Мариям Сейдалина и Назипа Кулжанова и многие другие пионерки неизвестных ранее для мусульманок специальностей.

Ну и, конечно, что всегда было в изобилии на страницах старых верненских газет – это рекламные объявления. В них можно встретить фамилии известных горожан-предпринимателей того времени. Например, торговый дом купцов Шахворостовых в одном из выпусков «Семиреченских ведомостей» предлагает горожанам свежие гиацинты.

А торговый дом «Исхак Габдулвалиев и сыновья» (сегодня известный нам как «Кызыл тан» совершил и вовсе революцию для верненских дам. Он впервые предложил им готовые женские платья! Ведь ранее женские наряды приходилось либо шить самим, либо заказывать у портных.

Вот так на страницах старых газет мы узнаем о том, как многое кажущееся нам естественным, оказывается, имеет сравнительно недавнюю историю и находим интересные аналогии.


Текст: Константин Козлов

Cookie Image Использование файлов cookie

Мы используем куки для улучшения работы сайта. Узнать больше