Каким получился «Последний ронин» Макса Шишкина?

Сказка о потерянном времени

ЕШ
Егор Шеремет
27 декабря 2024

Кадр из трейлера к фильму
Кадр из трейлера к фильму

Когда стало известно, что дебютный блокбастер клипмейкера Макса Шишкина «Последний ронин» выйдет в кинотеатрах Казахстана и России 26 декабря, у меня появилась надежда: неужели студии наконец решили сжалиться над зрителями, пустив в предновогодний прокат оригинальный фильм, а не очередную аляповатую сказку? 

«Последний ронин», главные роли в котором исполнили Юрий Колокольников и новичок Диана Енакаева, мог похвастаться необычным для нашего кино постапокалиптическим сеттингом и вполне стильным трейлером, обещающим зрителям бодрый микс из «Красного призрака» и фильмов Тарантино.

Но каким блокбастер получился на самом деле?

Действие «Последнего ронина» происходит в засушливой пустоши будущего. По изуродованному миру стоически бредет здоровый лысый детина с катаной, за которым охотится добрая половина головорезов постапокалиптического мира. Герой Колокольникова — типичный «одинокий волк» с трудным прошлым.

По законам жанра Ронин встречает беззащитную девочку Марию и мгновенно соглашается провести ее на самый край пустоши — независимость героя улетучивается в одно мгновение. Экспозиция фильма развивается так стремительно, что каждый поворот сюжета воспринимается как «рояль в кустах» (точнее сказать — в песках). Вот Ронин убивает наемника (нелепо переигрывающий Тихон Жизневский), вот он знакомится с Марией, а вот они уже путешествуют по пустыне вместе, болтая как парочка закадычных друзей. 

Дуэт Колокольникова и Енакаевой, очевидно отсылающий к известному еще со времен «Леона» архетипу опасного мужчины и хрупкой девочки, категорически отказывается работать. 17-летняя актриса уверенно переигрывает в каждой сцене, а ветеран российского кино, наоборот, недоигрывает: он даже не пытается придать своему поставленному голосу хоть какие-то эмоции. В итоге герои утомляют уже в первые минут десять. Между ними нет никакой химии, и актерам попросту нечего делать в кадре — сценарий «Последнего ронина» напоминает сборную солянку из пацанского цитатника и наивных размышлений о смысле жизни. 

Бесконечная казахская степь — прекрасная декорация для съемок подобного фильма, так что хотя бы за выбор локации Шишкину можно поставить пять с плюсом. А вот за ее использование клипмейкеру хочется впаять двойку и пересадить на заднюю парту — складывается впечатление, что режиссер просто посадил Колокольникова и Енакаеву в грузовик и увез куда подальше, а затем выпнул и приказал играть. В фильме нет декораций и интересных кадров прекрасной местности: в художественном плане «Последний ронин» напоминает скорее выпускную работу или не самый дорогой клип, в котором герои что-то делают на фоне пейзажа, а не многомиллионный блокбастер с большими актерами. 

Шишкин признавался, что вдохновлялся «Книгой Илая» и «Дорогой» при съемках «Последнего ронина». Однако, если в американских фильмах замусоренные и безликие пейзажи работали на создание атмосферы, то схожее решение в предновогоднем блокбастере вызывает неудобный вопрос — а на что, собственно, был потрачен бюджет? 

Что хуже, путешествие Ронина и Марии по опасной пустоши выглядит до боли однообразным. Герои идут, герои попадают в передрягу, Ронин браво убивает врагов, и все начинается сначала. Да, Шишкин попробовал освежить приключения интересными побочными квестами: зрители увидят и банду варваров в масках-черепах, и культ каннибалов, поедающих трупные грибы для усиления агрессии, и даже робопсов, охраняющих склад древних боеприпасов. Но каждая из этих второстепенных веток лишь усиливает градус скуки. Шишкин неплохо поставил боевые сцены, наделив их «голливудским» флером, но хвалить режиссера за сносно снятые драки не очень хочется: условный Адильхан Ержанов снимает экшен куда вкуснее своего коллеги. 

Постер и трейлеры «Последнего ронина» обещали «наш ответ» культовому «Безумному Максу» Джорджа Миллера, но для подобного сравнения дебютнику Шишкина не хватает оригинальности и безумности. Беззубые сюжетные ходы и банальные стычки уступают место чему-то нешаблонному только в последнем акте фильма. Мария наконец встречает своего отца — безумного короля постапокалиптического мира (Даниил Воробьев), который общается со своими подданными исключительно на французском, полагаясь на перевод карлика с золотой рукой (Роберт Юсупов). А Ронин ищет помощи у старейшин-братков, охраняющих патроны к пистолету необычного калибра. Почему Шишкин не мог проявить фантазию в первые полтора часа фильма — остается загадкой. 

Многие кинокритики окрестили «Последнего ронина» признанием в любви к классическим боевикам 80-х и 90-х, но в фильме я увидел лишь блеклую тень «Шестиструнного самурая», да еще и с назойливым саундтреком в стиле «туц-туц-туц». 

Дебютный фильм Макса Шишкина вышел уж очень дебютным. Талантливый клипмейкер, снявший одни из самых оригинальных музыкальных видео последних лет, не сумел совладать с полнометражным форматом. Но это совсем не значит, что я не буду ждать следующего фильма Шишкина — финальное безумие «Последнего ронина» явно намекает, что у режиссера еще есть чем удивить зрителя. 

В финале новоиспеченная королева пустоши Мария приказывает своим подданным: «Вышли все!». Не долго думая, я собрал вещи и вышел из пустого зала сетевого кинотеатра. Досматривать вторичный недо-экшен Шишкина, который мучил меня на протяжении двух часов, не осталось никакого желания. Лучше бы в предновогодний прокат пустили очередную сказку — их хотя бы снимают без претензий на «новое слово» в жанре. 

Каким получился «Последний ронин» Макса Шишкина?
Кадр из трейлера к фильму
Cookie Image Использование файлов cookie

Мы используем куки для улучшения работы сайта. Узнать больше