Может ли галерея искусств выйти на самоокупаемость? Как галерея может содействовать ликвидации разрыва между культурой и обществом? Почему поддержка государственных органов для такого бизнеса часто заканчивается недопониманием? Обо всех тонкостях работы столичной арт-сцены рассказывает Бауржан Сагиев, директор TSE Art Destination в Астане.
История галереи современного искусства TSE Art Destination началась еще в Париже, где Дина Байтасова задумалась об идее открытия арт-пространства в столице и делилась со мной этими мыслями. На тот момент она уже продвигала современных казахстанских художников в Европе и устраивала арт-интервенции на биеннале в Венеции. Начало реализации проекта было положено во время EXPO-2017, когда Дина приехала в Астану спустя 11 лет жизни в Париже, я же вернулся после нескольких лет, проведенных в Лондоне, Париже и Москве.
При нейминге галереи мы взяли за основу одно из первоначальных названий города – Целиноград, от которого и появился действующий тогда код аэропорта TSE. Через имя мы хотели передать жителям и гостям столицы, что это не только город чиновников, белых воротничков и высоких стеклянных зданий, а еще и культурный центр, место дестинации современного искусства.
Говоря о себе, могу сказать, что у меня достаточно компетентный бэкграунд и образование для понимания всех процессов в сфере культуры и дизайна. Я закончил колледж Central Saint Martins в Лондоне, работал в таких модных домах как Alexander McQueen, Chanel и Bottega Veneta. Мое обучение в Central Saint Martins на 70 процентов состояло из изучения современного искусства, а практика и стажировки проходили в национальных галереях, таких как Saatchi Art, Tate Modern и музей Виктории и Альберта. Поэтому я всегда тесно был связан с контемпорари арт (прим. ред. - современное искусство) будь то модные показы во времена работы в Alexander McQueen или деятельность в кутюрном департаменте в Chanel.
Первыми проектами компании в Астане были арт-пространство в Нур-Алем в рамках выставки EXPO-2017 и подбор произведений искусства для крупного столичного отеля. Позже мы взялись активно за открытие галереи. Официальное открытие пространства состоялось 10 февраля 2018 года с выставкой художницы Алмагуль Менлибаевой, всемирно известной казахстанки, чьи работы выставлялись в Европе, Азии и Америке и украшали интерьер бутиков Louis Vuitton.
Помимо выставок, мы занимаемся продвижением казахстанского искусства через образовательные проекты и программы, целью которых является ликвидация разрыва между культурой и общества в целом. Деятельность галереи безусловно была ранена пандемией, однако мы выстояли и продолжили свою работу. Даже в онлайн-формате мы продолжали реализовывать проекты с ООН и другими международными организациями.
Иногда мы замечаем поддержку со стороны государственных органов, но в то же время мы часто сталкиваемся с непониманием процессов с их стороны. Бывает, они ставят условием сжатые сроки и дедлайны, тогда как подготовка крупных экспозиций может занимать от 1 года, а зачастую и значительно дольше. В одном из проектов мы хотели обратить внимание общественности к казахстанским художникам, которые живут и работают за рубежом. Несколько артистов были приглашены нами в Астану для проведения выставки их работ с целью знакомства наших соотечественников с казахстанским современным искусством и новыми именами.
О нашей успешной деятельности говорят наши партнеры и люди, с которыми мы работаем. Пару лет назад мы организовывали масштабное мероприятие Astana Art Show с художниками мировой величины. Куратором данной выставки был Жером Санс, основатель галереи Palais de Tokyo в Париже и журнала L’Officiel Art, в со-кураторстве с Диной Байтасовой. Он курирует выставки от Шанхая до Лос-Анджелеса, поэтому его внимание к Казахстану безусловно было для нас подарком, который стал возможен благодаря нашим обширным связям в мировом культурном сообществе.
Галерея энергично участвует в социальных проектах - к примеру, таких, как 16 дней активных действий в сторону ненасилия над представителями женского пола, мы сотрудничаем с ООН по случаю дня Нельсона Манделы по гуманному отношению к заключенным, а также активно вовлечены в мероприятия по 17 целям устойчивого развития. В 2021 году, на 75-летие ООН, мы инициировали инсталляцию итальянского художника Микеланджело Пистолетто в центре столицы, которая пропагандировала гармонию человека с природой и гуманизм в целом. В допандемийные времена мы проводили порядка 52 мероприятий в год. Эти мероприятия всегда были бесплатными для посещения. Для нас это не бизнес, а больше социальный проект, который дает доступ к культуре и искусству всем желающим, независимо от их социального статуса и уровня доходов.
Мы планировали, что галерея выйдет на самоокупаемость, однако в наших современных казахстанских реалиях это не совсем возможно. В Европе частные арт-институции живут за счет того, что организовывают выставки и продают работы художников. Это позволяет им поддерживать деятельность. К сожалению, в Казахстане такого нет. Нам с Диной пришлось практически в буквальном смысле разбить лоб, чтобы понять это.
У нас функция галереи оказалась больше просветительской, и мы стараемся ликвидировать данный образовательный пробел у населения. Даже в таких университетах как Шабыт и КазНУИ современное искусство отсутствует как предмет. Студенты его не принимают и не понимают, что уж говорить про остальное население. Активно посещают наши экспозиции студенты Nazarbayev University, при том, что у них нет школы дизайна или творческих факультетов, хотя я считаю физику, к примеру, тоже искусством. В Лондоне детей со школьных лет водят в галереи и музеи, прививая с юных лет любовь к искусству и понимание его, у нас же здесь такого примера нельзя привести.
Для многих художников галерея послужила отличным стартом. К примеру, Абылай Муршабеков, молодой талантливый скульптор, которого мы представили арт-сообществу. Его работы в свою личную коллекцию купили многие коллекционеры, в том числе экс-посол США в Казахстане Уилл Мозер. Мы стараемся дать художникам возможность зарабатывать на своем творчестве и дать вдохновение. Потому что, по правде говоря, есть такие талантливые артисты, которые днем вынуждены таксовать, а вечером уставшие идут работать в свои мастерские. Только любовь к искусству дает им силы не бросить все это.
Мы не продвигаем академическую живопись. У нас есть одно четкое направление - современное искусство, которое и стало лейтмотивом TSE ART Destination. Contemp переводится “в ногу со временем”, когда искусство создается прямо здесь и прямо сейчас. Это отражение текущего момента, это отражение времени и эпохи. К примеру, для союза художников Казахстана мы остаемся непонятными, они не воспринимают наше видение мира и наши работы. Иногда у художника нет средств на холсты, тогда бедный студент рисует на салфетке или создает инсталляцию из подручных материалов, и это тоже искусство.
Искусство нужно человеку так же, как и хлеб с водой. Посуда, из которой мы едим, наши мимика и интонация, современные подкасты, рилсы в Instagram и видео из Tik-Tok - это все искусство. Когда дома есть картины, а не просто голые стены, то человек дышит, живет и чувствует себя по-другому. Мы - то, что нас окружает. Поэтому давайте наполнять окружающее нас пространство прекрасными вещами, чтобы в суете будней дать мозгу немного отвлечься и почувствовать момент жизни.
Сейчас вся сфера искусства, в частности современного, испытывает финансовые трудности - как артисты, так и галереи. Мне тяжело видеть, как наши художники уезжают из Казахстана, будучи непонятыми и неприятными своими соотечественниками. Я надеюсь, что нам удастся исправить данную тенденцию в обратную сторону и сделать Казахстан центром притяжения современного искусства, обозначив новую точку на карте арт-мира.