Каково это – спорить с министром, ночевать на могиле Абая и путешествовать по миру на велосипеде

I
ileru
17 ноября 2022

Дамир “За Мир” Кушеев мало чего скрывает. Даже его профиль в соцсетях открыт донельзя. В нем и номер телефона, и карта kaspi для пожертвований на проекты. Несмотря на любовь к дальним автопутешествиям и эндоморфное телосложение, он предпочитает передвигаться пешком и на велосипеде – по городу, по стране, по миру. Казалось бы, к чему выкладывать в открытый доступ свои контакты, если далеко не все воспринимают на ура твои никого не задевающие проекты? Роман Райфельд побеседовал с путешественником о позиционировании себя, о конфликтах и болезнях в пути, выступлении против Абаева, и о том, как выбрать себе попутчика для дальних странствий.

"Это как хобби уже стало. Как марафонец: когда пробежал 10 км, понимает, что способен на большее. Так и я: проехал весь Казахстан, теперь выхожу в мир. Так путешествовать интереснее, чем прилетать на самолете и загорать на пляже. All inclusive мне не интересен. Я выбрал ехать по стране и видеть ее культуру. Есть и вторая цель - популяризация Казахстана за рубежом. Меня встречают журналисты и послы. Кроме того, есть еще задача – проехать по всем местам, где поставлен памятник Абаю: в Турции был, в Корее был, хочу еще в Китай, Таджикистан и Монголию – суровая пустыня Гоби... Их порядка 10, таких стран", – делится со мной Дамир.

Есть два типа знаний о нашей стране. Когда человек совсем ничего не знает, даже где находится (тем удивительнее для таких видеть на Google-карте территорию в почти 2,8 млн кв. км). И когда что-то знает местами – в основном про нефть, космодром, экс-диктатора, а из новой истории - не более, чем про Димаша с GGG. Несмотря на шум, Борат занимает в списке чуть ли не самое последнее место, если вообще занимает. Когда герой материала участвовал в турецком велопробеге, местные жители кричали ему вслед: “Давай, давай, Узбекистан!”, иногда меняя страну на Туркменистан. Но хрен редьки не слаще, как гласит народная поговорка.

"Даже в Турции нас не знают. Многие казахстанцы не в курсе, где расположен тот или иной регион страны, где могила Абая (мемориальный комплекс Абая и Шакарима находится в урочище Жидебай Абайской области Казахстана в Государственном заповеднике-музее «Жидебай-Борлы». - Прим. Esquire). И даже я тогда не знал", - признается Дамир.

По его мнению, прежде, чем ехать за рубеж, человек должен изучить свою страну: на машине, на поезде, пешком.

“Это же страна твоих родителей. Ты должен ее знать”, - полагает собеседник.

Как-то в квартире Кушеева раздался звонок. Была весна 2020, в разгаре локдаун, позвонил друг и предложил ему поработать волонтером: развезти нуждающимся продукты. Тогда еще без велосипеда, он вместе с многими другими на СВХ собирал корзины и после развозил все на машине. В один из дней выпала ему поездка в Талдыкорган...

- Тогда я и подумал, почему бы не сходить пешком в Семей, на родину Абая. Как раз было 175-летие со дня его рождения.

- Почему именно Абай?

-  Потому что я его потомок, ну не прямой, а из одного с ним рода - тобыкты. Все быстро сложилось. Спонсоры, зная меня по соцсетям, как волонтера, нашлись. Сотовая связь, страхование, экипировка, финансовая поддержка – обеспечили всем. Был самый пик жары. До мавзолея Абая дошли за 46 дней.

Выйдя из Алматы вчетвером, на 330-м километре трассы команда-квартет потеряла двоих участников. Удивитесь, но именно моральная сторона вопроса, не физическая - основная проблема в таких походах. Каждый день проходить в среднем по 20-30 километров, есть, спать и держать темп так, такой и тогда, когда скажет старший группы. Со слов Кушеева, люди просто устали быть под его руководством, хотя жестким он себя не считает. Он был руководителем проекта и мог диктовать, что и как делать. Подчиняться коллеги по команде не хотели, убежав на сутки вперед. Произошел конфликт, и в итоге ребята выбыли из проекта... А еще не всякий выдюжит встречать по пути людей, которые задают массу одинаковых вопросов.

- По 20-30 человек в день встречали! Поначалу было интересно, потом поняли, что это отнимает много энергии. Каждый день: “откуда едете”, “куда”, “почему”, ”а вам за это плОтят”, а после  - “зачем вам это нужно” и в конце: “а я бы не пошел”, - откровенничает Дамир.

- Как в Вашей жизни возник велосипед?

- Там же, в Семее, мы за ужином разговорились с Сарсеном Сеитовым - директором компании, которая тогда вела реставрацию мемориального комплекса “Абай-Шакарим”. Он спросил про следующий проект. Я говорю: пешком прошли, можно теперь и на велосипеде. До этого я на велосипеде только как все, в детстве. Сеитов: "Тогда я куплю тебе велосипед". В августе я вернулся в Алматы, а он сдержал слово. Финансово меня поддержал бизнесмен Кайрат Кудайберген (депутат Маслихата Алматы, задержан, обвиняется в организации беспорядков в январе 2022. - Прим. Esquire). И мы с ним сделали благотворительный велопробег Алматы-Актобе: 2 200 км, 5 областей, 24 дня. Я кручу педали, а Кайрат собирает с друзей деньги и покупает планшеты, которые мы по пути раздаем детям. 

И тут опять не без мессенджера. Кушееву скинули ссылку с новостью об открытии памятника Абаю в Стамбуле. Вернувшись в Алматы, он приступил к поиску спонсоров, обмозговывая, чем их можно заинтересовать. Чаще слышал ответы: круто... но не интересно. Тогда волонтер и велосипедист нашел другой инфоповод: 30 лет, как Турция и Казахстан установили дипломатические отношения. В поиске затерянного спонсора Дамир провел полгода. Его признавали молодцом, но помочь ничем не помогали. Небедные люди ссылались на пандемию, хотя бюджет для такого проекта и таких кошельков был копеечным.

- Вы постоянно сами ищите спонсоров. Кто Вы по образованию? Логист, финансист, маркетолог?

- Образование у меня среднее специальное. Я дежурный электрослесарь по горному оборудованию, если проще - шахтер. А работаю трезвым водителем, я ИП. Мне интересно общение с людьми и машины. Я оказываю дорогую услугу, соответственно, у меня и клиенты адекватные. Мечта детства была - стать дальнобойщиком. Люблю трассы и машины. Сутками могу не спать, ехать за рулем. Жаль, в Казахстане это нерентабельно и очень плохие дороги. Я вырос в Хромтау. Там суровая погода зимой. Нет такого дальнобойщика, который не застревал бы там на дорогах - 40 градусов, бураны, морозы, много аварий. Я все эти реалии с детства знал, видел. Проблема трассы М32 “Западная Европа - Западный Китай”: на Кызылорде цивилизация заканчивается и до Хромтау проблемный участок. Я проезжал там, акиму говорил про эту дорогу. Поэтому в Казахстане желания работать дальнобойщиком у меня нет. Вот если поехать в Европу, Канаду, Америку... Да, они пашут как лошади, но, во-первых, мир видят, а во-вторых, зарабатывают хорошо.

- С образованием шахтера и повседневной работой трезвого водителя насколько сложно искать спонсоров, будучи даже известным в соцсетях? Алгоритмом поделитесь?

- Сначала приходит идея проекта, потом начинается поиск спонсоров, пишу письма. Кто-то говорит “да”, кто-то “нет”, кто-то “неинтересно”. Многие спрашивают, в чем мой интерес. В соцсетях и всем подряд я не пишу.  Как раз моя телефонная книжка с контактами клиентов мне и помогает. Видите: возвращаемся к моей работе – она и дала мне все связи. И это при том, что я досконально не знаю, кто чем занимается, они для меня просто клиенты. Если бы знал, может быть, давно катался бы в Европе или даже жил там (улыбается).

- Во сколько обходится спонсорам одно путешествие, каков бюджет?

- Бюджет пешего маршрута Алматы-Семей вышел примерно в 1,5-2 миллиона тенге, но это мы более чем экономно его провели, в гостиницах не останавливались.

- Сейчас у вас новая идея – проехать на велике 20 стран Европы. Что манит туда?

-  Проект пришел еще в то время, когда я был в Турции. Я же ее еще пешком прошел, не только на велосипеде. Хочу выехать из Алматы - не лететь туда, а проехать Казахстан, Россию, через Финляндию заехать в Европу и через Турцию вернуться в Казахстан.

- У России, как у страны, сейчас очень плохое реноме. Все, что с ней связано, все плохо, а вы едете через эту страну. Почему?

- Я просто проезжаю ее транзитом, более 1 000 км. Потом моя страница в Инстаграм называется “Дамир за мир”. Я за мир во всем мире. Понимаете? Белый флаг надеть на велосипед и ехать.

- Белый флаг – это просьба перемирия от одной из воюющих сторон или символ капитуляции.

- Меня многие спрашивают: зачем ты хочешь ехать через Россию? Но, во-первых, это наш сосед. У нас с ней самая длинная сухопутная граница в мире. Я в политику не лезу, несу мир и добро. У нас это степи, а там будут леса, все зеленое и красивое. Я могу поехать так, что ни один журналист не узнает.

- Вы говорили, что не знаете ни одного иностранного языка, это вас не останавливает перед Европой? Как вообще общаетесь за границей? Вы ведь были в этом году в Корее.

- Иностранных языков не знаю, это так. А в Корее меня посольство поддержало. В любой непонятной ситуации я всегда звонил сотрудникам, и они помогали решить проблему. “Вот меня остановили, что-то хотят, объясните, пожалуйста, что”. Это несложно. Была бы связь.

В Корею он попал также из-за открывшегося там еще в 2021 году памятнику Абаю. А еще потому, что там самая длинная в мире велодорожка длиною в 650 км между Сеулом и Пусаном. В страну он завез чуть ли не 11 кг казахстанского шоколада на подарки (признаться, я и сам его постоянно беру с собой за границу с теми же целями). И вот в те зимние дни, когда после положенного 10-дневного карантина он уже был готов сесть на велосипед и отправиться в путь по корейским холмам, казахстанскому путешественнику на вацап пришел неприятный хабар с родины.

-  Когда январские события начались, я был там. Когда вышел с ковидного карантина, один мой знакомый из Казахстана прислал сообщение: “В стране переворот, люди гибнут, а он на велосипеде катается”. Такие люди у нас, такой менталитет! Я вскипел сначала и думал ответить ему. Но рядом сидевший со мной человек сказал мне: “Зачем? Оно того не стоит, пускай пишет тем, кто затеял эту бучу и кто сбежал из страны”, - поделился со мной интервьюируемый.

Впрочем, достают номада и по другим темам. К примеру, языковая. Соцсети Дамир ведет на русском. Оттого, как он считает, откровенно неинтересен многим.

“Мне прямо пишут – “қазақша сөйле”. Это правильно, но с другой стороны, это мое право, на каком языке хочу, на таком и излагаю. Если бы я был депутатом или официальным лицом – другое дело, а так – я свободный человек и требовать с меня, на каком языке говорить не совсем правильно”, - рассуждает собеседник.

- Сколько времени у вас уходит на велодвижения?

- Месяца 2-4 в год на все путешествия. Ну есть еще и раз в неделю покатушки по городу. Там в Капчагай-Кунаев съездить.

- Как к этому увлечению относится семья?

- Супруга привыкла к моему хобби, но сначала сказала: “Сиди дома”. Я сказал: “Нет!” А дети еще маленькие. Да, скучают. Я тоже скучаю.

Похоже, упрямому и прямому Кушееву неслабо сказать “нет” не только близким, но и далеким, порою даже очень, во всех смыслах. Буквально в этом году непотопляемый, нынешний все еще “культурный” министр Абаев после выступления перед ним Кушеева и резкой критики последнего, обозвал казахского волонтера и путешественника "горлопаном в истерике". Уровень наших министров! Это его чиновничья ответка за “стройте туалеты, а не пятизвездочные отели” и за заявление о том, что в Казахстане нет хороших дорог, как и сервиса.

- Тем не менее, в своих путешествиях вы предпочитаете не уютные гостиницы, а палатки...

- Палатка – это на крайний случай, если не доехал до места, где можно остановиться на ночь. А так, я комфорт люблю. Плюс одежда, она всегда сырая и мокрая от пота, ее каждый день стирать надо. Много гаджетов: велокомпьютер, дрон, камеры – все это заряжать надо ежедневно. Путешествовать, ночуя в палатке, с учетом всего этого тяжело. Говорят же, носки стоят, так у нас футболки стояли от соли: ее снимаешь, она не падает. Запасное берем, конечно, но и это белье тоже стирать надо. Кто-то любит каждый день купаться, каждый день надевать чистые глаженные вещи. Это все НЕ про путешественников. Вело- и пеший – это очень спартанские виды. Не знаешь, где будешь спать, какую и откуда воду будешь пить: из лужи, колонки или колодца. И диарею можно подхватить от воды.

- К слову, о нездоровье в пути, когда не то, что ехать не велосипеде или идти пешком, пошевелиться тяжко! Было такое?

- Пока эйфория, организм собран, пока даешь установку, пока педали крутишь и пока есть адреналин, организм не ломается. Но только приезжаю домой, все – выхожу из строя. При всей экономии и скромности бюджета, на воде и еде в таких походах экономить нельзя. В день на велосипеде можно проехать от 100 до 200 км. Поэтому доехать до хорошей кафешки с качественной едой можно. Найти их в дороге несложно по скоплению машин. А уж если там стоит 3-4 полицейские машины, значит точно можно есть, еще и вкусно будет. Такое поверье есть.

- В целом как у Вас со здоровьем? На велосипеде вы еще пару лет назад почти не катались, бегом не занимаетесь, фигура довольно плотная.

- Между прочим, у худых, оказывается, гораздо чаще возникают мозоли, а у полных, как я – нет. Я на себе это проверил. 1 200 км прошел без мозолей, у моих более стройных коллег по команде были кровяные мозоли. Медицинских чекапов я не прохожу. Хотя в Корее был случай: когда подъезжал к Сеулу, получил звуковое сообщение из корейской клиники, до сих пор его храню. Мне предложили пройти бесплатно полное медицинское обследование. Прошел. Часа два все заняло. Даже зонд глотал, правда с анестезией. Ну нашли все болезни, какие только можно. А я: язва у каждого второго, ничего страшного. Я не зацикливаюсь. Хочу кушать – кушаю. Вообще считаю, что на все воля Всевышнего. Сколько отмерено человеку, столько и проживет. Хотя я без фанатизма отношусь к вере, намаз не читаю, но верю в Аллаха. Все, к чему пришел, испытал на своем опыте. Даже вот сейчас у меня дорога не идет, значит не надо мне выезжать по каким-то причинам.

- Вы ночевали на могиле Абая. Случился ли какой-либо необычный экзистенциальный или мистический опыт там?

-  Да, нам разрешили, и мы заночевали на дне условного амфитеатра, который находится прямо между могилами Абая и Шакарима. Они как раз на том уровне, на котором мы спали. Прямо под открытым небом. Такая красота! Спали как убитые. Это духовно зарядило. Утром просыпаемся, все спрашивают: ну что, приходил к вам ночью Абай-ата, озарение пришло? Но я ничего такого не искал, просто хотел провести ночь рядом с духом Абая. Оказывается, очень многие высокопоставленные чиновники Казахстана приезжают туда переночевать, у многих такое желание.

Напоследок я узнал у трезвого водителя, волонтера, велопутешественника Дамира, как он выбирает себе попутчиков, если не путешествует один. Самыми важными моментами он считает возраст и мудрость человека. Как-то в Турции ему сказали, что доверять можно лишь трем категориям людей: своему соседу, тому, с кем у тебя совместные финансовые интересы и тому, с кем ты выходил в дорогу. Вот и получается, что гарантированно найти идеального попутчика почти нереально, т.к. оценить его можно, лишь когда путь пройден.


Беседовал Роман Райфельд

Cookie Image Использование файлов cookie

Мы используем куки для улучшения работы сайта. Узнать больше