Дамир “За Мир” Кушеев мало чего скрывает. Даже его профиль в соцсетях открыт донельзя. В нем и номер телефона, и карта kaspi для пожертвований на проекты. Несмотря на любовь к дальним автопутешествиям и эндоморфное телосложение, он предпочитает передвигаться пешком и на велосипеде – по городу, по стране, по миру. Казалось бы, к чему выкладывать в открытый доступ свои контакты, если далеко не все воспринимают на ура твои никого не задевающие проекты? Роман Райфельд побеседовал с путешественником о позиционировании себя, о конфликтах и болезнях в пути, выступлении против Абаева, и о том, как выбрать себе попутчика для дальних странствий.
"Это как хобби уже стало. Как марафонец: когда пробежал 10 км, понимает, что способен на большее. Так и я: проехал весь Казахстан, теперь выхожу в мир. Так путешествовать интереснее, чем прилетать на самолете и загорать на пляже. All inclusive мне не интересен. Я выбрал ехать по стране и видеть ее культуру. Есть и вторая цель - популяризация Казахстана за рубежом. Меня встречают журналисты и послы. Кроме того, есть еще задача – проехать по всем местам, где поставлен памятник Абаю: в Турции был, в Корее был, хочу еще в Китай, Таджикистан и Монголию – суровая пустыня Гоби... Их порядка 10, таких стран", – делится со мной Дамир.
Есть два типа знаний о нашей стране. Когда человек совсем ничего не знает, даже где находится (тем удивительнее для таких видеть на Google-карте территорию в почти 2,8 млн кв. км). И когда что-то знает местами – в основном про нефть, космодром, экс-диктатора, а из новой истории - не более, чем про Димаша с GGG. Несмотря на шум, Борат занимает в списке чуть ли не самое последнее место, если вообще занимает. Когда герой материала участвовал в турецком велопробеге, местные жители кричали ему вслед: “Давай, давай, Узбекистан!”, иногда меняя страну на Туркменистан. Но хрен редьки не слаще, как гласит народная поговорка.
"Даже в Турции нас не знают. Многие казахстанцы не в курсе, где расположен тот или иной регион страны, где могила Абая (мемориальный комплекс Абая и Шакарима находится в урочище Жидебай Абайской области Казахстана в Государственном заповеднике-музее «Жидебай-Борлы». - Прим. Esquire). И даже я тогда не знал", - признается Дамир.
По его мнению, прежде, чем ехать за рубеж, человек должен изучить свою страну: на машине, на поезде, пешком.
“Это же страна твоих родителей. Ты должен ее знать”, - полагает собеседник.
Как-то в квартире Кушеева раздался звонок. Была весна 2020, в разгаре локдаун, позвонил друг и предложил ему поработать волонтером: развезти нуждающимся продукты. Тогда еще без велосипеда, он вместе с многими другими на СВХ собирал корзины и после развозил все на машине. В один из дней выпала ему поездка в Талдыкорган...
- Тогда я и подумал, почему бы не сходить пешком в Семей, на родину Абая. Как раз было 175-летие со дня его рождения.
- Почему именно Абай?
- Потому что я его потомок, ну не прямой, а из одного с ним рода - тобыкты. Все быстро сложилось. Спонсоры, зная меня по соцсетям, как волонтера, нашлись. Сотовая связь, страхование, экипировка, финансовая поддержка – обеспечили всем. Был самый пик жары. До мавзолея Абая дошли за 46 дней.
Выйдя из Алматы вчетвером, на 330-м километре трассы команда-квартет потеряла двоих участников. Удивитесь, но именно моральная сторона вопроса, не физическая - основная проблема в таких походах. Каждый день проходить в среднем по 20-30 километров, есть, спать и держать темп так, такой и тогда, когда скажет старший группы. Со слов Кушеева, люди просто устали быть под его руководством, хотя жестким он себя не считает. Он был руководителем проекта и мог диктовать, что и как делать. Подчиняться коллеги по команде не хотели, убежав на сутки вперед. Произошел конфликт, и в итоге ребята выбыли из проекта... А еще не всякий выдюжит встречать по пути людей, которые задают массу одинаковых вопросов.
- По 20-30 человек в день встречали! Поначалу было интересно, потом поняли, что это отнимает много энергии. Каждый день: “откуда едете”, “куда”, “почему”, ”а вам за это плОтят”, а после - “зачем вам это нужно” и в конце: “а я бы не пошел”, - откровенничает Дамир.
- Как в Вашей жизни возник велосипед?
- Там же, в Семее, мы за ужином разговорились с Сарсеном Сеитовым - директором компании, которая тогда вела реставрацию мемориального комплекса “Абай-Шакарим”. Он спросил про следующий проект. Я говорю: пешком прошли, можно теперь и на велосипеде. До этого я на велосипеде только как все, в детстве. Сеитов: "Тогда я куплю тебе велосипед". В августе я вернулся в Алматы, а он сдержал слово. Финансово меня поддержал бизнесмен Кайрат Кудайберген (депутат Маслихата Алматы, задержан, обвиняется в организации беспорядков в январе 2022. - Прим. Esquire). И мы с ним сделали благотворительный велопробег Алматы-Актобе: 2 200 км, 5 областей, 24 дня. Я кручу педали, а Кайрат собирает с друзей деньги и покупает планшеты, которые мы по пути раздаем детям.
И тут опять не без мессенджера. Кушееву скинули ссылку с новостью об открытии памятника Абаю в Стамбуле. Вернувшись в Алматы, он приступил к поиску спонсоров, обмозговывая, чем их можно заинтересовать. Чаще слышал ответы: круто... но не интересно. Тогда волонтер и велосипедист нашел другой инфоповод: 30 лет, как Турция и Казахстан установили дипломатические отношения. В поиске затерянного спонсора Дамир провел полгода. Его признавали молодцом, но помочь ничем не помогали. Небедные люди ссылались на пандемию, хотя бюджет для такого проекта и таких кошельков был копеечным.
- Вы постоянно сами ищите спонсоров. Кто Вы по образованию? Логист, финансист, маркетолог?
- Образование у меня среднее специальное. Я дежурный электрослесарь по горному оборудованию, если проще - шахтер. А работаю трезвым водителем, я ИП. Мне интересно общение с людьми и машины. Я оказываю дорогую услугу, соответственно, у меня и клиенты адекватные. Мечта детства была - стать дальнобойщиком. Люблю трассы и машины. Сутками могу не спать, ехать за рулем. Жаль, в Казахстане это нерентабельно и очень плохие дороги. Я вырос в Хромтау. Там суровая погода зимой. Нет такого дальнобойщика, который не застревал бы там на дорогах - 40 градусов, бураны, морозы, много аварий. Я все эти реалии с детства знал, видел. Проблема трассы М32 “Западная Европа - Западный Китай”: на Кызылорде цивилизация заканчивается и до Хромтау проблемный участок. Я проезжал там, акиму говорил про эту дорогу. Поэтому в Казахстане желания работать дальнобойщиком у меня нет. Вот если поехать в Европу, Канаду, Америку... Да, они пашут как лошади, но, во-первых, мир видят, а во-вторых, зарабатывают хорошо.
- С образованием шахтера и повседневной работой трезвого водителя насколько сложно искать спонсоров, будучи даже известным в соцсетях? Алгоритмом поделитесь?
- Сначала приходит идея проекта, потом начинается поиск спонсоров, пишу письма. Кто-то говорит “да”, кто-то “нет”, кто-то “неинтересно”. Многие спрашивают, в чем мой интерес. В соцсетях и всем подряд я не пишу. Как раз моя телефонная книжка с контактами клиентов мне и помогает. Видите: возвращаемся к моей работе – она и дала мне все связи. И это при том, что я досконально не знаю, кто чем занимается, они для меня просто клиенты. Если бы знал, может быть, давно катался бы в Европе или даже жил там (улыбается).
- Во сколько обходится спонсорам одно путешествие, каков бюджет?
- Бюджет пешего маршрута Алматы-Семей вышел примерно в 1,5-2 миллиона тенге, но это мы более чем экономно его провели, в гостиницах не останавливались.
- Сейчас у вас новая идея – проехать на велике 20 стран Европы. Что манит туда?
- Проект пришел еще в то время, когда я был в Турции. Я же ее еще пешком прошел, не только на велосипеде. Хочу выехать из Алматы - не лететь туда, а проехать Казахстан, Россию, через Финляндию заехать в Европу и через Турцию вернуться в Казахстан.
- У России, как у страны, сейчас очень плохое реноме. Все, что с ней связано, все плохо, а вы едете через эту страну. Почему?
- Я просто проезжаю ее транзитом, более 1 000 км. Потом моя страница в Инстаграм называется “Дамир за мир”. Я за мир во всем мире. Понимаете? Белый флаг надеть на велосипед и ехать.
- Белый флаг – это просьба перемирия от одной из воюющих сторон или символ капитуляции.
- Меня многие спрашивают: зачем ты хочешь ехать через Россию? Но, во-первых, это наш сосед. У нас с ней самая длинная сухопутная граница в мире. Я в политику не лезу, несу мир и добро. У нас это степи, а там будут леса, все зеленое и красивое. Я могу поехать так, что ни один журналист не узнает.
- Вы говорили, что не знаете ни одного иностранного языка, это вас не останавливает перед Европой? Как вообще общаетесь за границей? Вы ведь были в этом году в Корее.
- Иностранных языков не знаю, это так. А в Корее меня посольство поддержало. В любой непонятной ситуации я всегда звонил сотрудникам, и они помогали решить проблему. “Вот меня остановили, что-то хотят, объясните, пожалуйста, что”. Это несложно. Была бы связь.
В Корею он попал также из-за открывшегося там еще в 2021 году памятнику Абаю. А еще потому, что там самая длинная в мире велодорожка длиною в 650 км между Сеулом и Пусаном. В страну он завез чуть ли не 11 кг казахстанского шоколада на подарки (признаться, я и сам его постоянно беру с собой за границу с теми же целями). И вот в те зимние дни, когда после положенного 10-дневного карантина он уже был готов сесть на велосипед и отправиться в путь по корейским холмам, казахстанскому путешественнику на вацап пришел неприятный хабар с родины.
- Когда январские события начались, я был там. Когда вышел с ковидного карантина, один мой знакомый из Казахстана прислал сообщение: “В стране переворот, люди гибнут, а он на велосипеде катается”. Такие люди у нас, такой менталитет! Я вскипел сначала и думал ответить ему. Но рядом сидевший со мной человек сказал мне: “Зачем? Оно того не стоит, пускай пишет тем, кто затеял эту бучу и кто сбежал из страны”, - поделился со мной интервьюируемый.
Впрочем, достают номада и по другим темам. К примеру, языковая. Соцсети Дамир ведет на русском. Оттого, как он считает, откровенно неинтересен многим.
“Мне прямо пишут – “қазақша сөйле”. Это правильно, но с другой стороны, это мое право, на каком языке хочу, на таком и излагаю. Если бы я был депутатом или официальным лицом – другое дело, а так – я свободный человек и требовать с меня, на каком языке говорить не совсем правильно”, - рассуждает собеседник.
- Сколько времени у вас уходит на велодвижения?
- Месяца 2-4 в год на все путешествия. Ну есть еще и раз в неделю покатушки по городу. Там в Капчагай-Кунаев съездить.
- Как к этому увлечению относится семья?
- Супруга привыкла к моему хобби, но сначала сказала: “Сиди дома”. Я сказал: “Нет!” А дети еще маленькие. Да, скучают. Я тоже скучаю.
Похоже, упрямому и прямому Кушееву неслабо сказать “нет” не только близким, но и далеким, порою даже очень, во всех смыслах. Буквально в этом году непотопляемый, нынешний все еще “культурный” министр Абаев после выступления перед ним Кушеева и резкой критики последнего, обозвал казахского волонтера и путешественника "горлопаном в истерике". Уровень наших министров! Это его чиновничья ответка за “стройте туалеты, а не пятизвездочные отели” и за заявление о том, что в Казахстане нет хороших дорог, как и сервиса.
- Тем не менее, в своих путешествиях вы предпочитаете не уютные гостиницы, а палатки...
- Палатка – это на крайний случай, если не доехал до места, где можно остановиться на ночь. А так, я комфорт люблю. Плюс одежда, она всегда сырая и мокрая от пота, ее каждый день стирать надо. Много гаджетов: велокомпьютер, дрон, камеры – все это заряжать надо ежедневно. Путешествовать, ночуя в палатке, с учетом всего этого тяжело. Говорят же, носки стоят, так у нас футболки стояли от соли: ее снимаешь, она не падает. Запасное берем, конечно, но и это белье тоже стирать надо. Кто-то любит каждый день купаться, каждый день надевать чистые глаженные вещи. Это все НЕ про путешественников. Вело- и пеший – это очень спартанские виды. Не знаешь, где будешь спать, какую и откуда воду будешь пить: из лужи, колонки или колодца. И диарею можно подхватить от воды.
- К слову, о нездоровье в пути, когда не то, что ехать не велосипеде или идти пешком, пошевелиться тяжко! Было такое?
- Пока эйфория, организм собран, пока даешь установку, пока педали крутишь и пока есть адреналин, организм не ломается. Но только приезжаю домой, все – выхожу из строя. При всей экономии и скромности бюджета, на воде и еде в таких походах экономить нельзя. В день на велосипеде можно проехать от 100 до 200 км. Поэтому доехать до хорошей кафешки с качественной едой можно. Найти их в дороге несложно по скоплению машин. А уж если там стоит 3-4 полицейские машины, значит точно можно есть, еще и вкусно будет. Такое поверье есть.
- В целом как у Вас со здоровьем? На велосипеде вы еще пару лет назад почти не катались, бегом не занимаетесь, фигура довольно плотная.
- Между прочим, у худых, оказывается, гораздо чаще возникают мозоли, а у полных, как я – нет. Я на себе это проверил. 1 200 км прошел без мозолей, у моих более стройных коллег по команде были кровяные мозоли. Медицинских чекапов я не прохожу. Хотя в Корее был случай: когда подъезжал к Сеулу, получил звуковое сообщение из корейской клиники, до сих пор его храню. Мне предложили пройти бесплатно полное медицинское обследование. Прошел. Часа два все заняло. Даже зонд глотал, правда с анестезией. Ну нашли все болезни, какие только можно. А я: язва у каждого второго, ничего страшного. Я не зацикливаюсь. Хочу кушать – кушаю. Вообще считаю, что на все воля Всевышнего. Сколько отмерено человеку, столько и проживет. Хотя я без фанатизма отношусь к вере, намаз не читаю, но верю в Аллаха. Все, к чему пришел, испытал на своем опыте. Даже вот сейчас у меня дорога не идет, значит не надо мне выезжать по каким-то причинам.
- Вы ночевали на могиле Абая. Случился ли какой-либо необычный экзистенциальный или мистический опыт там?
- Да, нам разрешили, и мы заночевали на дне условного амфитеатра, который находится прямо между могилами Абая и Шакарима. Они как раз на том уровне, на котором мы спали. Прямо под открытым небом. Такая красота! Спали как убитые. Это духовно зарядило. Утром просыпаемся, все спрашивают: ну что, приходил к вам ночью Абай-ата, озарение пришло? Но я ничего такого не искал, просто хотел провести ночь рядом с духом Абая. Оказывается, очень многие высокопоставленные чиновники Казахстана приезжают туда переночевать, у многих такое желание.
Напоследок я узнал у трезвого водителя, волонтера, велопутешественника Дамира, как он выбирает себе попутчиков, если не путешествует один. Самыми важными моментами он считает возраст и мудрость человека. Как-то в Турции ему сказали, что доверять можно лишь трем категориям людей: своему соседу, тому, с кем у тебя совместные финансовые интересы и тому, с кем ты выходил в дорогу. Вот и получается, что гарантированно найти идеального попутчика почти нереально, т.к. оценить его можно, лишь когда путь пройден.
Беседовал Роман Райфельд