Этим материалом мы попробуем запустить целую серию историй, главные герои которых открыли в себе не самые очевидные таланты и превратили увлечение в бизнес. С ростом автоматизации технологий, и глобализации производственников, профессии связанные с ручным трудом приобретают характер редких, а местами даже экзотических. Истории успехов и провалов наверняка смогут подтолкнуть читателя к собственным экспериментам или хотя бы открытиям.

Каково это – запустить в Казахстане производство эксклюзивных изделий из кожи и не прогореть

Александр Ермаков не преследовал цель стать персоной, с которой обязательно нужно познакомиться если вы собираетесь посетить Караганду. Ну если не с самим Александром, то с его мануфактурой точно. В большой государственный рупор нередко кричат о том, что Казахстан обладает достаточным человеческим, творческим и экономическим потенциалом, чтобы превратиться из державы-импортера в республику-экспортера, но дальше слов и лозунгов дело уходит далеко не всегда. Тем не менее самородки в стране есть, и именно их увлечения и труд однажды смогут повысить престиж эмблемы «made in KZ» до мирового уровня. И вот вам пример.

Каково это – запустить в Казахстане производство эксклюзивных изделий из кожи и не прогореть
Александр Ермаков

2013 год. Караганда. Александр занимает сразу две должности в качестве директора в двух разных компаниях. Заработная плата и периодические бонусы позволяют ему чувствовать себя вполне уверенно. Появляется немного свободного времени, и как большинство мужчин, он начинает тратить его на поиски нового и интересного. И этим интересным оказывается производство изделий из кожи: сумок, рюкзаков, ремней и портмоне. Обучение происходит исключительно через открытые источники во главе с ютубом, а материалы и инструменты закупаются по мере возможностей, коих на тот момент было меньше чем хотелось бы. Но уже через год появляется необъяснимая уверенность в том, что мастерская по работе с кожей должна занять главную роль в занятости. Со стороны может показаться, что это решение импульсивное и не подкреплено глубоким анализом, что наверняка частично является правдой. Однако, будучи человеком глубоко женатым, Саша заручился поддержкой супруги, которая и сегодня является партнером по бизнесу, и если не больше, то точно не меньше отдается семейному подряду.

Каково это – запустить в Казахстане производство эксклюзивных изделий из кожи и не прогореть

Первые большие, серьезные, корпоративные заказы появились в 2014 году. Без агрессивного промоушена, а исключительно через узкий круг знакомых, и чуть менее узкий круг подписчиков в социальных медиа, к Александру пришли заказы от большого ирландского алкогольного бренда и крупнейшего столичного отеля. Первым нужны были папки меню, а вторым красивые дорогие кожаные костеры под бокалы. К слову, заказы были выполнены на «ура», а вслед за ними появились новые. Со временем, ассортимент бренда увеличился в несколько раз, качество изделий заметно улучшилось, а бренд ER Leather стал весьма узнаваемым.

Каково это – запустить в Казахстане производство эксклюзивных изделий из кожи и не прогореть

Сегодня, оглядываясь назад, Александр признает, что уход со стабильной работы в «омут» индивидуального предпринимательства ни тогда, ни сейчас, не был обусловлен исключительной финансовой мотивацией. Здесь мужчину скорее поддерживает «влюбленность» в процесс, наличие светлой перспективы и, возможно, отсутствие серьезной конкуренции. По мнению владельца мануфактуры, на казахстанском рынке сегодня могли бы без помех друг для друга существовать еще 5, а то и 10 подобных производств. Кроме того, продукция карагандинских мастеров востребована далеко за пределами республики: заказы приходят и из России, Германии, Швейцарии, Италии, Китая, Польши и США.

Каково это – запустить в Казахстане производство эксклюзивных изделий из кожи и не прогореть

Если нам удалось пробудить в вас неудержимое желание освоить такое ремесло, то вот несколько неприятных моментов из опыта Александра Ермакова, с которыми лучше считаться, чтобы минимизировать неприятностями, которыми предпринимательство имеет свойство удивлять:

  1. Не покупайте плохое оборудование. Если вы верите в серьезность вашего дела, и строите «взрослые» планы, то дешевое оборудование очень быстро перестанет удовлетворять ваши запросы как по допустимым объемам, так и по качеству. И еще: продать нишевое оборудование на вторичном рынке в Казахстане – маловероятное явление.
  2. Не стремитесь к торговле в офф-лайн. Как минимум в первые годы существования собственной мастерской, не стоит тратиться на аренду и тем более приобретение собственного магазина или бутика. Лучше потратить деньги на прокачку своей экспертизы в вопросах продвижения в социальных медиа. Со временем, онлайн продажи и вовсе могут нагрузить вашу мастерскую таким объемом продаж, что изделиям попросту негде будет храниться и выставляться, так как куплены они будут задолго до того, как появятся на свет.
  3. Воспитывайте мастеров. Да, в нашей стране взять готового мастера неоткуда. Ближайший ВУЗ, который обучает специалистов по работе с кожей, находится в Украине, а культовые мастера с историей и традициями есть лишь в Италии и Франции. Ну вы же понимаете, что трудиться в Караганде им вряд ли захочется? Понятно, что всегда есть риски потерять взращённого собственноручно мастера. Однако здесь вспоминается шутка: «А вы не боитесь, что вы их всему обучите, а они уйдут? Нет, я боюсь что я их ничему не научу и они останутся».
  4. Диктуйте собственные правила. Клиент не всегда прав. Если бы команда ER-Leather соглашалась на кастомные доработки своих изделий в угоду пожеланий заказчиков, то мануфактура с большой вероятностью разорилась бы. Все дело в том, что каждый шов, каждый язычок и кармашек у сумки, рюкзака или портмоне – это не просто эстетически красивая деталь. Все подобные элементы разрабатываются и производятся с учетом целой кучи разных производственных возможностей, и любое отклонение от проверенных решений может просадить процесс создания на дни и даже недели, а время как известно – деньги.
  5. Заручитесь поддержкой близких и приготовьтесь к провалам. Они обязательно случатся, а справится с ними можно только вместе.
Каково это – запустить в Казахстане производство эксклюзивных изделий из кожи и не прогореть

Александр Ермаков – самый обыкновенный казахстанец, у которого есть мечта. Он не обладает потомственным рецептом успеха, не имеет особенных условий кредитования или иных выходов на инвесторов. ER Leather существует уже восьмой год, и опыт Александра показывает, что в хороший год можно зарабатывать на этом деле до 10 миллионов тенге в месяц. Предприниматель умеет взвешенно рисковать и не боится мечтать. Возможно, этого уже достаточно чтобы открыть свою мануфактуру и каждый день заниматься любимым делом.

Автор: Сергей Мазур

Поделиться: