Тигран Папазян, 27 лет, Петропавловск

Тигран Папазян

Мое увлечение музыкой началось в 13 лет от роду. Я жил в небольшом казахстанском городе Петропавловске, где в то время, а это начало двухтысячных, было всего несколько точек, где продавали диски с музыкой. В одной из них я и нашел Dance Ejay 3 – это специальная программа для создания электронной музыки, заготовками гармоничных сэмплов. Там достаточно легко было разобраться, поскольку все блоки были подписаны и собирать их надо было как конструктор. Еще раньше у меня была игра на Sony PlayStation Dance Machine, там все было на джойстике в виде игры. Мы с другом на двоих купили Dance Ejay 3 и я просто загорелся этим, для меня это были невероятные ощущения. Позже появились Dance Ejay 6, как раз в то время у всех уже появился интернет, супер дорогой казахтелекомовский. Я начал сидеть на всяких музыкальных форумах, и моей бабушке, с которой я тогда жил, начали приходить счета по 30 000 тенге. Она, конечно, была не очень рада этому, говорила, что нужно учить математику, чтобы стать адвокатом. А я отвечал, что у меня все под контролем, я пишу музыку.

На форумах я знакомился с людьми, писавшими музыку, которые стали мне впоследствии настоящими друзьями по жизни. Один из них был из Хабаровска, и я звонил ему по телефону, а это соответственно добавляло немалую сумму к счетам за телефон. На тот момент для меня это было так существенно, я считал, что деньги – пустяк, ведь я тут музыкой занимаюсь и мне надо расти и совершенствоваться. Бабушку чуть удар не хватил!

Мама меня всегда поддерживала в моих начинаниях. Конечно у нее были свои опасения насчет того, что из меня может вырасти бедный музыкант, так как вокруг предостаточно примеров. Но она понимала, что лучше заниматься любимым делом, быть счастливым и не лениться, чем всю жизнь ненавидеть свою работу и относиться к ней только как к неизбежной необходимости. Папа у меня сам музыкант и он с одной стороны не хотел, чтобы я становился музыкантом, так как понимал насколько это тяжелая профессия и что лишь ничтожная часть успеха зависит от таланта, с другой стороны ему было приятно, что сын тоже занимается сочинительством.

После Dance Ejay я открыл для себя уже более профессиональный софт Fruity Loops в четвертой версии, сейчас я тоже работаю в Fruity Loops, но только 12-й версии.  На тот момент мне было 14 лет, а когда ты переходишь с Ejay на FL Studio – это равносильно переходу с Paint на Photoshop последней версии. Мне было страшно и непонятно, к тому же я был 14-летним подростком с манией величия, в Dance Ejay я был настоящим профессионалом, а тут пришел на другой форум, и они мягко говоря не воспринимали меня всерьез. Тут и наступил переломный момент, когда нужно было сделать выбор: ты либо брызжешь желчью и сдаешься, либо доказываешь всем и себе в первую очередь, что чего-то стоишь. Я выбрал второй вариант, начал потихоньку развиваться в этом направлении. В 15-16 лет под псевдонимом Offdate у меня пошли первые релизы на иностранных лейблах, на тот момент это было для меня настоящим счастьем.  Я писал тогда транс музыку и EDM(ред. — электронная танцевальная музыка, англ. EDMElectronic Dance Music). Признание пришло ко мне в виде сообщения, когда я сидел у бабушки на кухне в Петропавловске; мне написали, что меня поддерживают в своих сетах достаточно знаменитые зарубежные ди-джеи. Тогда мой нос задрался еще выше, поскольку в тот период времени был настоящий бум сетов и радио шоу.

Но я не остановился на достигнутом, продолжил писать треки. В 2006 году в 16 лет у меня вышла первая виниловая пластинка. Я раздул это событие до невероятных масштабов и получилось так, что это была первая EDM виниловая пластинка из Казахстана. Со мной связались люди из Алматы и привезли меня в клуб Da freak. Вместе с винилом у меня еще вышел альбом на CD в партнерстве с английским лейблом. Правда, мне за этот альбом ничего не заплатили(хотя должны были), но я и не думал про деньги тогда. В том же году Paul Van Dyk открыл сет компиляции моим треком. Все эти события относятся к моей EDM составляющей.

Но мне всегда было скучно писать музыку только в одном стиле. А для того чтобы стать популярным музыкальным продюсером или звездой, надо обязательно работать в определённом стиле. Это работает так: ты выпустил какой-то трек, людям понравилось, значит, они ждут чего-то похожего в следующий раз. А мне и тогда, и сейчас не интересно делать одно и тоже.  У меня в одном альбоме могли быть сразу и drum and bass, и сhillout, и trip-hop композиции. Так и заглохла моя EDM карьера.

К тому моменту я уже вырос, стал жить один. В 17 лет организовал проект Kombainer – это рейв-электроник-рок-группа. Меня заинтересовало именно такое направление, потому что драйв, живые музыкальные инструменты, во время выступлений совсем другая энергетика и эмоции. Я нашел парней – барабанщика и гитариста, нашел в Омске, куда переехал потому, что это все-таки достаточно большой город по сравнению с Петропавловском. Плюс находится в 4 часах на поезде. Мы творили и выступали в течении двух лет, с ними же я перебрался в Петербург. Хайп вокруг этой группы тоже был сильный, но уже не в Алматы, а в Астане. Мы выступали там, а после выступления нас разорвали репортеры, подходил даже один режиссер, хотел взять мою музыку в свой фильм. Два года мы гастролировали по СНГ, но денег нам это не принесло.

Потом со мной случилась Алматы. Когда ты бросаешь все, что делал, у тебя есть определенный багаж знаний, ты много где побывал и много что делал, считаешь себя профессионалом в определенном деле, мозг включается только когда ты сидишь, грубо говоря, без штанов. Когда не остается денег, поневоле начинаешь думать, что же тебе делать и чем заняться. Я открыл школу электронной музыки в интернете, у меня были ученики, которые могли за час занятий платить по 50 евро и меня это устраивало. Примерно в то же время я стал работать в сфере ghost production (ред. — написание музыки (треков) на заказ, без указания авторства) писать аранжировки для популярных звезд. Деньги платили хорошие, но сейчас то я понимаю насколько это было мало и какой это неблагодарный труд.  Хотя 1000 евро для начинающих аранжировщиков – неплохая сумма, учитывая, что за весь наш тур с Kombainer по СНГ мы получили меньше.

Но меня не устраивало, куда меня это может привести. Я перешел в рекламный бизнес, познакомился с Павлом Каштановым. К слову, он со своей студией недавно снял второй клип для Rag’n’Bone Man в Казахстане. Павел давно занимается рекламой, он начал давать мне заказы, и я постепенно стал вникать в это дело. Написание музыки для рекламы — это такая легкая и веселая штука, всего 30 — 60 секунд и постоянно разные сюжеты. Для рекламы майонеза идеально подходит легкая музыка с укулеле и гитарами, а для одной известной марки пива ролик был в ковбойской тематике, следовательно, и музыка соответствующая, в стиле вестерна. Мне это очень нравилось, особенно работа с акустическим звуком. Платили столько же, сколько за аранжировки, но объем работы значительно меньше. Потому я какое-то время занимался музыкой для рекламы, и на меня обрушились реки майонеза, соков и йогуртов.

И тут произошло неожиданное, но приятное событие: жена сообщила, что у нас будет ребенок. Я понимал, что нам нужно будет гораздо больше средств, чтобы хорошо обеспечивать ребенка, и в Алматы оставаться нельзя. Нам пришлось вернуться в Петропавловск, и тогда я открыл для себя AudioJungle — это такой сайт, где авторы выкладывают свои медиапродукты для продажи лицензий на него. Под медиапродукт попадают любые категории аудиозаписей, например, если ты написал оркестровый синематик трек (ред. — музыка, которая используется для компьютерных игр и для трейлеров), правильно выстроенный по структуре и подходящий к разноплановым видео. Любой желающий может лицензировать твои произведения и использовать для любых целей.

Для начала я загрузил шесть треков, проанализировал рынок, изучил, как все это работает, и в первый же месяц получил 300 долларов. Мне это показалось надежным заработком. Я очень быстро стал развиваться в этом направлении и через два года стал топовым автором на AudioJungle. Эта платформа помогла мне стать финансово независимым, работа с лицензиями на музыку — это совсем другой мир. Написав один трек ты можешь продать его четыре тысячи раз, а вариативность лицензий от 19 долларов до 350. Это обеспечило мне подушку безопасности.

Тигран Папазян

Еще я организовал обучающий курс по заработку на AudioJungle. К слову, я был один из первых в русском комьюнити, кто начал обучать этому всех желающих.

Продолжив развиваться в направлении акустического синематик звучания, благодаря своим EDM корням, я совместил два этих направления и в моей жизни началась новая веха. Я осознал, что AudioJungle ограничивает меня  своими жесткими рамками, гармонией и определенной структурой трека. Ощущение, что я не расту как профессионал снова меня настигло. Я начал думать о том, какой сделать следующий шаг на пути профессионального самосовершенствования. Мне нужен был трамплин к повышению навыков и, что уж греха таить, популярности. И направление музыки для трейлеров мне показалось очень заманчивым. Я снова начал с нуля, снова изучал как это делается, какие там правила и условия. Изначально у меня было неправильное представление о трейлерной музыке, я думал, что композиторы пишут кастомные треки как в рекламу. Единственное, что я знал точно: выпускаются сборники трейлерной музыки, но я не знал как эта система работает. У меня были только предположения, что эта система аналогична AudioJungle, и что там выкладываются сборники музыки, на которые продаются лицензии. И я оказался прав.

Просматривая трейлеры на Youtube я заметил, что там постоянно мелькает название Really Slow Motion. Сначала я думал, это одна компания или даже один человек. Но оказалось, целый лейбл, выпускающий самые разноплановые мелодии. И я решил написать человеку из Really Slow Motion, для начала на фэйсбуке. Ответа я, конечно, не дождался. Но со второй попытки все-таки нашел выход на нужных людей и отправил, как мне тогда казалось, подходящий трек. Как позже выяснилось, он был совершенно не трейлерный, а больше подходил под видеоряд какого-то действия, под сцену. А вот по качеству был действительно хорош, я старался и выстроил все досконально четко и правильно. Человек из Really Slow Motion оценил его по достоинству, ему очень понравилось, и мне дали возможность. У них должен был выйти новый гибридный сборник, тот человек мне все подробно объяснил, показал трейлеры на которые нужно ориентироваться, и я приступил к работе. Написал три трека, и один ему так понравился, что он решил назвать мой трек так же как весь альбом. Именно этот трек и стал для меня путевкой в мир трейлеров. За последний год этот трек попал в 5 TV Spot и в два трейлера, в числе которых Doctor Strange, Resident Evil, Ghost in the Shell. Еще один мой трек «Century» в первом TV Spot грядущего блокбастера Люка Бессона — Valerian and the City of a Thousand Planets. Также в моем портфолио один трейлер к фильму Мэла Гибсона «По соображениям совести». Достаточно интересный фильм, учитывая то, что Мэлу Гибсону запретили появляться в Голливуде после его «Страсти Христовой». Также мою музыку использовали в трейлере российского фильма «Коллектор», который был номинирован на премию Golden Trailer Awards в категории «Лучший трейлер к иностранному триллеру». Сама картина  заслуживает внимания, это фильм одного актера, все строится на великолепной игре Константина Хабенского. Трейлер делал мой хороший друг Артем Шевченко, который в 18 лет сделал официальный трейлер для «Прометея» Ридли Скотта.

Музыку к официальному трейлеру игры Mass Effect. Andromeda тоже написал я. Вокруг этого трейлера было много ажиотажа, сам ролик набрал около пяти миллионов просмотров.

Я все еще радуюсь как ребенок всем своим новым победам, и не кичусь посидеть в комментариях к роликам, ведь любому творцу важно признание зрителей.

Все создатели музыки для трейлеров к популярным фильмам работают на лейблы, которые забирают 50 процентов от выручки, но при этом берут на себя все остальные заботы – все, что требуется от тебя – писать музыку. Вся работа происходит через менеджеров лейбла. Этот же менеджер дает тебе индивидуальные задания по написанию кастомных треков. Например, к выходу фильма «Фантастические твари и где они обитают» мне дали задание написать музыку, а рекламные компании подобных культовых историй привязаны к музыкальной теме всей франшизы. Мне рассказали какая должна быть мелодия, но кроме меня над ней работало большое количество музыкантов. К сожалению, выбрали не меня, позже я посмотрел трейлер и понял свою ошибку. Им нужна была более эпичная музыка, а я сделал музыку к темной сказке.

Интересный факт о работе больших корпораций вроде Marvel – они могу выпустить TV spot с твоей музыкой и не сказать ничего ни твоему лейблу, ни тебе.  А деньги отдают спустя некоторое время, когда обнаружится сей неприглядный факт.

Еще есть работа со сборниками со своей спецификой. Тебе дают наводку, что нужна, например, музыка к романтической комедии, ты пишешь, отдаешь и ждешь. Разумеется, деньги сразу никто не платит, ты просто ждешь, когда эту мелодию заметят и захотят приобрести. И лишь спустя время лицензию начинают покупать. В этом деле главное –  следить за новостями из мира кино, когда анонсируют выход какого-нибудь фильма, ты уже примерно знаешь какая музыка может пригодиться. Но жизнь непредсказуема и мелодию, которую ты писал для фильма «Чужой» (Alien) Ридли Скотта возьмут и поставят в фильм про Робин Гуда.

(Новый TV spot для фильма по роману Стивена Кинга «Темная башня» (2017) — The Dark Tower, который репостнул сам Стивен Кинг в Facebook)

Иной раз просыпаешься и думаешь, как надоело писать музыку. Мне не раз в голову приходили подобные мысли, неужели я всю жизнь буду просто писать музыку? На миг возникает желание заняться чем-то диаметрально противоположным, но потом понимаешь, что ничего кроме музыки на самом деле больше не умеешь делать. Я ведь даже не окончил школу, только 9 классов. Ну еще колледж юриспруденции для галочки. Все силы, все свое свободное время я тратил на занятия музыкой. Человек обычно занимается с подобной страстью только тем, что ему безмерно нравится. Я сейчас думаю о новых проектах, и все они, разумеется, связаны с музыкой, единственное отличие в том, что они будут автоматизированы, то есть мне не нужно будет самому писать – я хочу создать свой музыкальный сток.

Признанные специалисты в сфере трейлерной музыки по достоинству оценивают мои мелодии и очень удивляются, узнав, что у меня даже нет музыкального образования. Особенно их удивляют мои гибридные мелодии, в которых я гармонично объединяю два совершенно разных жанра. Иногда у нас происходят оживленные дискуссии, где мы делимся опытом и раскрываем свои секреты друг другу.

Каково это - писать музыку для голливудских трейлеров

Следующая ступень развития для меня – это полный метр. Мне пока страшно, ведь я не знаю ни одной ноты. А особенность полнометражки заключается в том, что тебе надо наигрывать и превращать напеваемые мелодии в полноценную музыку. Можно нанять человека, который будет заниматься этим, так называемый подмастерье, но я не хочу таким образом выходить из данной ситуации. В этом и заключается сейчас моя главная проблема.

Ну и, конечно, учитывая как удачно сложилась моя карьера в мире музыки для трейлеров, мне не хочется писать для малобюджетных фильмов, а хочется сразу в дамки. Но в мире большого кино совсем другая конкуренция. Поэтому для начала я хочу попробовать написать музыку для компьютерной игры. Меня привлекает космическая тема, например, фантастический космический шутер DOOM или PREY.

В моих планах посетить Америку, мне это очень нужно, чтобы перенять новый зарубежный опыт и в целом повысить свое мастерство. В Казахстане и России почти нет таких людей, которые смогли бы рассказать мне что-то новое. Все знания я получил благодаря общению с людьми и в живую, и в интернете, но когда ты говоришь с человеком IRL (ред. — аббревиатура от англ. «in real life» ) у тебя, да и у него лучше получается объяснять и показывать. Я хочу понять, как работать с живым звуком, а это мне могут объяснить только зарубежные специалисты. Да и вообще возможностей там больше.


Записала Садыкова Анна

Фотограф Руслан Тагаев

 

Поделиться: