Алчный сын раджи, любознательные дети и вечный праздник – казахстанец Анвар Мусрепов рассказал о своем опыте волонтерства в городах Индии.
Решение отправиться волонтером в Индию было спонтанным, хотя после увлечения йогой и медитациями я давно мечтал побывать в этой стране, причем без курортных зон и русских гидов. А как узнать и понять страну лучше всего? Конечно же, поработав и пожив там как самые обычные местные жители. В колледже я работал в международной студенческой организации AIESEC, поэтому обратился в уже знакомое место. Где сдав экзамены по английскому, ответив на формальные вопросы анкеты и заплатив организационный взнос 30 000 тенге, я стал участником благотворительного проекта, где моя роль была связана с производством социальных фотографий и видео. Многие знакомые считали мою идею бредовой, особенно их возмущал тот факт, что за добровольную работу я еще и заплатил. Но мне хотелось получить новый опыт, уехать подальше от серых будней и почувствовать себя полезным.
Моя работа началась в тихом, по индийским меркам, провинциальном городе Нашик, в составе интернациональной группы студентов из Польши, Германии и Египта. На месте моя задача несколько отличалась от изначальной: мы должны были организовать один благотворительный вечер народных танцев, а попросту говоря, ходить по потенциальным спонсорам и просить деньги. Расчет был сделан на то, что индийцы любят иностранцев, и когда к ним в офис приходят молодые люди из Европы, Азии или Африки с просьбой о пожертвовании, они не могут устоять перед их чужеземным обаянием.
Мы вообще были окружены вниманием в этом небольшом городе в 200 километрах от Мумбая, не привыкшем к иностранцам: нас постоянно останавливали на улице, просили сфотографироваться, а соседи часто звали в гости. Жители Нашика говорят на марати, верят в свою интерпретацию истории индуистских богов и готовят местные уникальные блюда.
Руководил нашей интернациональной командой сын одного из самых богатых людей в городе, звали его Ронак, и, как я уже сказал выше, у него был хитроумный план игры на струнах индийской любви к иностранцам. Деньги в наши протянутые шляпы должны были течь рекой. Моя роль в том была не из последних: я разрабатывал информационные медиаматериалы, презентации и видеоролики. Но очень скоро для меня стало очевидным, что нас эксплуатируют в коммерческих целях: сын раджи просто решил построить бизнес на доверчивых спонсорах и наивных иностранцах. Я, может быть, немножко идеалист, но быстро раскусил раджу. Я все-таки из Казахстана, а не из Европы.
Ронак всегда ходил с нами, и когда очередной спонсор дал нам денег чуть больше, чем мы просили, но с просьбой также отремонтировать туалеты в его родной школе, сын раджи взял их с лукавой улыбкой, а потом как ни в чем не бывало признался, что положит эти деньги в “собственный фонд на будущие расходы”. Тут уже все стало предельно ясно. Это была последняя капля в чаше моего терпения, я расторг контракт и уехал работать на другой проект в город Индор.
Из Нашика я уезжал под зажигательные ритмы барабанов и песен, которые звучали в честь дня рождения бога Ганеши, который, по поверью, давал свое благословение неделей тропических ливней. Дождь шел, не переставая, день и ночь, заливая землю, дома и деревья, а люди под ним кружились в танце в своих мокрых одеждах, смеялись и пели.
До Индора я ехал 19 часов в переполненном автобусе, люди спокойно ложились спать прямо в проходе, но, казалось, некомфортные условия их совсем не беспокоят.
Новый проект оказался более гуманистическим, чем первый. Меня вместе с другими волонтерами поселили в общежитии муниципальной школы, в ней же мы преподавали после окончания основных занятий. Я учил детей фотографировать и снимать видео.
Это было большое старое здание посреди живописного парка, по которому бегали дикие ящерицы, белки и павлины. Прекрасный зеленый эдем заканчивался сразу за оградой – там начиналась другая Индия: с мусорными завалами на дорогах, бродячими коровами и трупами задавленных уличных свиней. Мы часто выходили за пределы территории школы по делам, купить продукты или еще что-то, ходили группами, так безопасней. Но, несмотря на окружающий ужас, вас не покидает ощущение вечного праздника: где-нибудь да что-нибудь в Индии постоянно отмечают.
Один раз мы зашли в обычный ресторан перекусить, а стали свидетелями красочной священной церемонии – работники заведения установили алтарь, зажгли свечи, начали молиться и петь. Только закончив свой ритуал, нас покормили, на это ушло 20 минут, но мы не роптали, ведь было интересно.
Когда бы мы ни выходили прогуляться на улицу, нас встречали танцующие люди, разбрасывающие в воздухе сухой раскрашенный порошок, отчего все вокруг становилось разноцветным.
Вас не пропустят мимо, обязательно увлекут в свой праздничный круг. Так феерично индийские города живут, конечно, не всегда, просто наше волонтерство совпало по времени с любимым народным праздником. На закрытие фестиваля на центральную улицу Индора вышли миллионы индийцев, тут-то мы и узнали об обратной стороне индийской любви. Один за другим люди подходили к нам, чтобы сфотографироваться или просто спросить, откуда мы.
Сначала из-за нас образовалась пробка, затем в мгновение ока, не успели мы оглянуться, как нас со всех сторон уже окружала огромная неуправляемая толпа, из которой каждый тянул к нам руки, хватая нас за одежду и камеру. Поняв, что ситуация выходит из-под контроля, мы стали силой пробиваться к выходу, началась давка, крики, и лишь вмешательство полиции помогло нам выбраться живыми из омута индийской любви.
В нашей второй команде были ребята из Египта, Марокко, Сенегала и Бельгии. Условия работы были хорошими: отдельная комната с кондиционером, четырехразовое питание и бассейн по субботам. Каждый учил детей тому, что умеет сам: марокканцы и сенегалец преподавали французский, бельгиец – алгебру, египтяне занимались в арт-классе, а я – в фотокружке.
Индийские дети очень смышленые, открытые и любознательные, они внимательно слушают, о чем бы вы им ни рассказывали, задают вопросы. И, как нам объяснили, тут опять же играет свою роль любовь индийцев к иностранцам. Вообще, наша школа, вероятно, была не из самых бедных: хорошо одетые дети бегали с айпадами, классы просторные, в каждом – по 20-25 учеников. Каждый день школьники начинают с общей молитвы, не знаю, она ли действует так умиротворяюще, но за время работы в школе я ни разу не видел ни одного конфликта между детьми.
Интересно, откуда же тогда растут ноги многочисленных этнических и религиозных конфликтов в этой стране? Об этом я задумался, наблюдая также за дорожным трафиком, хаотичность которого никак не выводит из себя водителей, они невозмутимо воспринимают подрезания и обгоны, не ругаются и уж тем более не останавливаются для более серьезного выяснения отношений.
Индия действительно помогает открыть глаза и посмотреть на многие вещи под другим углом. Делая выводы по завершении своей работы и путешествия, я понимаю, что моя поездка была полностью оправданна, и она не принесла бы мне столько эмоций и опыта, если бы я поехал ради обычного туризма.
Фотографии автора