Участник «Монгол Ралли» американец Брайан Берман проехал на машине около 16 тысяч километров и на пути посетил Алматы, чтобы встретиться с дядей супруги. Oн рассказал Esquire o своем уникальном опыте и впечатлениях от казахов.
«Монгол Ралли» – самое необыкновенное приключение в моей жизни. Поучаствовать в этом предложил друг Джейар, за что я очень благодарен ему. Этот парень во многом повлиял на мою жизнь, он познакомил меня с подводным плаванием, можно сказать, открыл для меня Индию. И я решил поехать в кругосветку вместе с ним и его девушкой, чтобы доказать себе, что я такой же сильный, как и прежде, что могу жить полноценно. Потому что не так давно я прощался с жизнью, с семьей, с маленькой обожаемой дочерью.
Мне было 37, когда внезапно из совершенно здорового крепкого парня я превратился в тяжело больного. Перенеся несколько операций, я был на волосок от гибели. Моя история подробно описана в моем блоге, там есть все с самого начала – как вдруг началась диарея, как я следующий год провел в больницах, худея и желтея не по дням, а по часам, и как врач пришел ко мне с новостью о необходимости трансплантации печени.
Этот был тяжелый опыт. Болезнь на два года выбила меня из привычной колеи, но как оказалось, подарила новый взгляд на мир. До болезни я думал, что я всемогущий. Я работал по 80 часов в неделю и был горд собой. Горд, что могу не спать, не есть, могу делать то, что другим не под силу. «Уау! Я столько заработал!». И так я жил много лет.
В своем блоге я описал самые мрачные моменты того времени, тем не менее я считаю свою историю – историей успеха. Ведь я смог увидеть жизнь по-другому. «Монгол Ралли» – один из подарков, за которые я очень благодарен жизни, друзьям и своей семье.
«Монгол Ралли» традиционно начинается в Лондоне и прежде всегда завершался в столице Монголии Улан-Баторе, но в 2015 году организаторы перенесли финиш в Россию, в город Улан-Уде. Маршрут у каждого свой, команды отвечают сами за себя и рассчитывают только на свои силы. Дорога проходит через сложнейшие участки – горные хребты и пустыни. Но это не соревнование – это большое совместное приключение. У всех команд маленькие машинки, и бывает, что-то ломается по дороге. Тогда те кто находится рядом, помогают друг другу.
Мы стартовали 13 июля. Из Лос-Анджелеса я прилетел в Лондон, где мы встретились с моими друзьями Джейаром и Маззой. Специально для поездки мы купили машину «Фиат Пунто» за 3 тысячи евро – простую крепкую малютку, для нас главное было, чтобы ехала. Конечно, страховки на машину не было.
Из Лондона мы направились во Францию, Бельгию, потом в Германию, далее в Чехию, Австрию, Венгрию, Словакию, Сербию, Румынию, Болгарию, потом в Турцию, где немного задержались. Мы посмотрели на прекрасный Стамбул, встретили рассвет на воздушных шарах в турецкой Каппадокии – это совершенно удивительное место, советуем каждому поехать туда, возможно, там вы увидите самые незабываемые картины в своей жизни.
Мы выстраивали маршрут так, чтобы по пути суметь заскочить к друзьям или родственникам. Представьте, вы просто заезжаете на машине к тем людям, с которыми вас долго разделяли континенты. Так запросто заезжаете выпить вместе кофе или поужинать, словно живете в соседнем городе. Это такие эмоции, даже сложно описать! Это делает расстояния меньше, а мир – понятнее.
Потом мы отправились в Грузию, Азербайджан. А дальше нас ожидало самое сложное в нашем путешествии. Перевезти машину на другой берег Каспия мы планировали на пароме. По идее, это должно быть не сложно, но мы убили три дня непонятно на что. К сожалению, паром ходит без графика, и мы вынуждены были терпеть и ждать. Были долгие переговоры и масса неясных вещей, которые, я думаю, сводятся просто к коррупции. Сначала капитан не хотел плыть в ветреную погоду, потом они сказали, что могут перевести машину отдельно от водителя, и Джейару, на которого была зарегистрирована машина, пришлось ехать одному, на что у него ушло еще 18 часов. Переправа занимает 10 часов, а мы потратили 36! Там мы здорово перенервничали, такого плохого сервиса я давно не встречал. В порту прибытия снова пришлось разбираться, мы ждали Джейара и не могли забрать машину без него. Мы просто вымотались, пока все завершилось.
Мы отправились в Туркменистан, в Дарвазу, чтобы посмотреть на «Врата Ада» – вечно горящий котлован или кратер. Его диаметр составляет около 60 метров, а глубина – 20 метров. Он образовался в 1971 году во время геологических исследований. Когда проводили бурение разведочной скважины, земля внезапно провалилась, потому что внизу была пустота, и образовался большой кратер, из которого наружу выходил газ. Власти решили сжечь его, чтобы не отравлял людей, но с тех пор, как кратер подожгли, он продолжал гореть и гореть, и горение не прекращается до сих пор. Зрелище очень эффектное.
В Туркменистане люди очень активно интересуются иностранцами, но при этом у них какое-то недружелюбное отношение. Видимо, потому что туристов в стране мало, из семи тысяч гостей пять тысяч – иранцы, люди с запада для туркмен редкость. На каждого американца там смотрят, как на знаменитость. И все для нас очень дорого, особенно пересечь границу. В Туркменистане мы оставили больше всего денег. Курс в обменниках бешеный, и ничего нигде за доллары купить невозможно. Везде жесткость, регламенты, стремление высосать из тебя побольше.
Туркменистан стал единственной страной, откуда мы не могли позвонить родным: у нас не было ни интернета, ни возможности позвонить на сим-карту.
В Казахстане люди совершенно другие! Это мы поняли сразу, как только услышали Канье Уэста – его слушали казахские пограничники. Тут свои ребята, подумали мы. За полтора часа на границе мы почувствовали себя как в кругу друзей. Они были вежливы и даже угостили бесплатно газированной водой.
Казахстан удивительный. До приезда сюда мы о нем ничего особенно не знали, кроме одного плохого кино, ну вы знаете. Мы гуглили информацию, и на картинках везде почти одна пустыня. А когда приехали, были поражены добротой и отзывчивостью людей. Этого мы не ожидали, честно. К сожалению, наша машина к этому времени уже подустала, и в Жанаозене у нас сломалась автомобильная ось. Но нам помогли местные механики! Общались мы с помощью google translate и улыбки, конечно. Улыбка вообще спасает путешественников от многих неприятностей.
Интерес в Казахстане к иностранцам совсем другой – у всех желание подружиться и помочь, каждый готов пригласить к себе в гости, накормить. Ты просто говоришь с кем-то на рынке пару минут, и человек уже полностью понимает твою нужду и отзывается. Не потому, что ему что-то нужно взамен, а просто так. Это очень круто. Калифорнийцы, например, любят говорить о себе, что они очень милые, но когда сравниваешь с таким поведением, то понимаешь, что ни фига подобного. Там никто ничего не сделает просто так. Здесь же механик пока делал нашу машину, еще и бесплатно накормил, напоил чаем, потом потратил время с поиском самой подходящей гостиницы. До Алматы мы из-за поломки машины добирались пять дней, так что успели оценить людей в нескольких местах – и везде все было именно так.
В пути мне задавали столько вопросов о Дональде Трампе, но что я могу сказать? У меня нет ответов, как и у огромного числа американцев. Я только чувствую стыд за свою страну из-за всего, что происходит. И это не просто стыд, это не шутки, это страшно, что он делает. И здесь в Казахстане тоже все время: «Вам нравится Трамп?». Нет, не нравится. Так что иногда нам было проще сказать, что мы канадцы, чтобы не говорить снова одно и то же.
Я был рад приехать сюда и увидеться с дядей жены. Я отлично помню день, когда просил у него ее руки 15 лет назад. Отец тогда уже умер, и я просил руки своей невесты у его младшего брата. Так что эта встреча особенная для меня.
Наше путешествие заняло чуть больше шести недель. Вся прелесть путешествий на машине в том, что ты видишь все своими глазами, проживаешь жизнь по-новому. Такие впечатления невозможно получить иным способом. Было всякое, были трудные участки, пески, когда мы застревали и боялись остаться без помощи, но все получилось.
Я точно не хочу повторять опыт жизни, который был у меня до болезни, я больше не хочу жить, чтобы вкалывать. Я не хочу работать ради босса или чьего-то уважения. Теперь я хочу работать потому, что люблю то, что делаю. Раньше на вопрос о себе я говорил только о работе. И только благодаря болезни я понял, что я – это не только моя работа, я намного больше. Теперь я хочу чаще путешествовать. Хочу поехать с женой и дочкой в Испанию, во Францию, в изумительный Будапешт, который мне очень понравился.
И кстати, если кто-либо, кто прочтет мою историю, страдает от проблем с печенью, пожалуйста, напишите мне, и я предоставлю хорошую контактную информацию. Я много узнал о функциях печени, о методах лечения. Если я смогу помочь, я буду счастлив, и у меня, наконец, будет возможность вернуть все хорошее, что мне было дано во время этого испытания.
Записала Юлиана Алексеенко
Фото из архива героя