Каково это – сельскому казаху учиться в США

A
adminPMG
16 ноября 2016

Нурбек Шадыкенов, 23 года, студент.

Я обычный парень, у которого нет и не было связей и больших финансов, чтобы учиться за рубежом, однако мне удалось поучиться в университетах США, Швеции, Великобритании и Венгрии совершенно бесплатно. Я выигрывал гранты на программы обмена и получение степени магистра, покрывающих все расходы. Пока на моем счету три гранта.

Моя история началась в селе Иртышское в Карагандинской области, где я родился и учился в казахской школе. Позже, мы с родителями перебрались в Караганду, где я поступил в Карагандинский Государственный университет.

До КарГУ я учился в колледже и там на втором курсе решил углубленно изучать английский язык. Я отчетливо помню момент, когда посмотрел Властелин Колец на английском, который шел целых четыре часа. Мне так понравились разные акценты английского языка, что я решил после колледжа связать свою жизнь с этим языком и поступил в КарГУ на переводческое дело.

Честно сказать, я всегда был стеснительным и интровертным, особенно в школе. Я не особо дружил с одноклассниками и редко общался с ними вне школы. Да и в школе не выделялся. Но учеба за границей, познание разных культур меня сильно изменили. Хотя с первого взгляда это незаметно - я стал более открытым.

И вот я учусь в КарГУ. Первый курс ничем не запомнился, я был обычный среднестатистический студент казахстанского вуза. На втором курсе я решил дальше углублять свои знания английского и нашел дебатный клуб, где походили дискуссии на английском языке. Мой английский на тот момент оставлял желать лучшего. Там я познакомился с людьми с разных факультетов, специальностей и одна новая подруга скинула мне ссылку на какую-то программу. Я посмотрел тогда и еще подумал: это нереально. Они обеспечивали все, что душа пожелает: перелет, проживание, обучение, питание, стипендия. Программа по обмену в университеты США называлась Global UGRAD. Выиграв стипендию, можно учиться семестр в американском университете совершенно бесплатно. Я подумал, что это слишком хорошо звучит, чтобы быть правдой, и я точно туда не попаду. «Кто я вообще такой?» постоянно мелькало в голове, но решил попробовать. Я знал несколько человек, также подававших на эту программу, но сдавшихся еще на старте. Они как и я решили, что все равно не пройдут и нашли отговорки. Я отличился лишь тем, что поборол свои сомнения и пошел до конца, на всякий случай заполнил и отправил все анкету. И прошел в полуфинал. Это был момент, когда я понял, что стою чего-то большего, чем думал о себе. Я начал верить в себя.

Дальше был финал в Алматы, и опять мысли – точно не пройду, но хотя бы увижу прекрасный город. И опять прошел, удивив себя, и оказался в США.

В итоге из 4-х лет бакалавра в КарГУ, я проучился там всего 2,5 года, так как после одного семестра в США (5 месяцев), я нашел еще программу обмена Erasmus Mundus и уехал на год учиться в известный вуз Швеции Lund University. Только на этот раз я был уверен, что пройду, потому что подходил по всем критериям - у меня были хорошие оценки, результат языкового теста IELTS и рекомендации преподавателя американского вуза. Изначально по программе обмена в Швецию брали на полгода, но уже на месте я узнал, что есть возможность продлить учебу до года, чем я и воспользовался. Уже в Швеции, – а это был мой 4-й курс бакалавра, – я подал на магистратуру также по программе Erasmus Mundus с двойным дипломом из Великобритании, университет Глазго и Венгрии, университет Корвинус. Там я тоже воспользовался рекомендациями преподавателей из Швеции и США. Вот так, грант из предыдущего университета помогал в получении гранта на следующий.

Все это звучит фантастически, но я не сделал ничего из ряда вон выходящего. Приезжая домой, я чувствую на себе восторженные взгляды сверстников и слышу реплики родственников, какой я крутой. На самом деле нужно просто четко понимать цель программы на которую подаешь.

Когда я подавал на программу обмена в США, я не особо готовился на первом этапе. Там нужно было написать эссе на заданную тематику и я написал то, что считаю правильным, я был искренним и не врал. У них довольно честная система отбора людей. Они просят тебя написать о себе и по этим эссе выбирают людей, которые подходят им по системе ценностей. В мире не бывает бесплатного сыра. У каждой программы есть своя определенная цель. Global UGRAD спонсируется Госдепом США и их цель - продвигать американские интересы и взращивать лидеров в разных странах, которые разделяют и поддерживают их ценности, пытаются культивировать гражданское общество и НПО, развивать демократию.

Так я и дошел до полуфинала, а дальше надо было сдавать языковой тест TOEFL. Тогда я просто начал ходить каждый день в библиотеку и готовится. Тут нужна дисциплина. И вообще, есть такая штука как интернет, где можно бесконечно заниматься самообразованием. В финале было интервью с несколькими людьми, к которому я, признаюсь, даже не знал как готовиться. Я думаю, им важно было увидеть автора эссе и убедиться, что он действительно так думает и верит в эти ценности. И конечно же, очень важен язык. Если ограничиваться тем, что преподают в школах и университетах, это точно не сработает, потому что в Казахстане, пожалуй, самая ужасная система преподавания английского. В университет поступают люди с почти нулевым английским, хотя по тестам все выглядит шикарно, одни пятерки и высокие баллы. Я выпустился из средней школы, по своему опыты и сужу, не знаю как дела обстоят в более элитных школах. Язык и система ценностей – вот две главные вещи, а еще должен быть внутренний стержень и харизма.

В Erasmus больше упор на образование. Если UGRAD является скорее культурным обменом, в плане показать США миру, систему образования, впечатлить людей, то Ерасмус – это щедрый грант, чтобы получить возможность образования в европейских университетах. Там тоже нужен хороший английский, а может еще и другой европейский язык и хорошие оценки в дипломе. Хотя, если бы я был работодателем и ко мне подошел выпускник КарГУ с красным дипломом, я бы не стал сильно радоваться, поскольку видел, как там получают оценки. Мой казахстанский вуз является партнером программы Erasmus Mundus и, по идее, должен помогать в подаче документов. Но когда мне нужна была помощь, на меня смотрели так, будто я отнимаю драгоценное время преподавателей и администрации, хотя по сути это их работа. Вообще тема казахстанского и зарубежного образования болезненная для меня. Я друзьям все уши проболтал. Если в США можно просто выбрать предметы онлайн, то в КарГУ «элективы» за тебя или уже выбрали, или говорят «у вас есть два предмета, можете между  ними выбрать, но это одно и то же».

В США преподаватели очень уважаемые люди, которые хорошо получают за свой труд. У них много свободы, они могут выбирать, как именно хотят проводить свои занятия. Один профессор может сделать так, что его предмет будет оцениваться только одним эссе, а другой, наоборот, сделает много экзаменов и ничего в конце. А в КарГУ все по стандартной схеме.

У нас в Казахстане плагиат не преступление, а стиль жизни. Я не говорю обо всех вузах, лишь о своем опыте. Однажды студентка из Казахстана, учившаяся со мной за рубежом, попросила меня написать для нее эссе за деньги, чтобы закрыть предмет. Я отказался, это же всего лишь эссе, твои мысли, там нет ничего сложного! И в Европе нужно очень постараться, чтобы завалить предмет.

Со мной случались любопытные казусы из-за моей учебы за рубежом. В Швеции на последнем курсе бакалавра мы должны были пройти производственную практику в КарГУ. Обычно университет посылает всех студентов в не очень полезное место, где люди ничего не делают. Но когда я приехал в Казахстан, мои преподаватели и кураторы сказали, что пришел специальный запрос, чтобы я, Шадыкенов Нурбек, прошел практику в МИДе. Я был немного ошарашен: откуда они меня вообще знают. Это навело на мысль, что «им» легко нарыть информацию обо всем, что я делаю, и это немного пугает.

Второй случай произошел летом дома у родителей. Раздался звонок, мой отец взял трубку и услышал: «Добрый день, это из академии КНБ. Шадыкенов Нурбек проживает по этому адресу?» Мой отец побледнел: «Нұрбек, КНБ-дан звондап тұр саған». Оказалось, ничего страшного. Просто есть образовательное учреждение, которое готовит будущих ка-эн-бэшников и меня спросили, не хотел бы я там учиться. Я ответил, что подумаю, но в мыслях уже отказался. Однако ведь меня как-то заметили?

Сейчас я учусь в Венгрии, заканчиваю магистерскую степень и уже думаю о перспективах будущей работы. Я бы хотел работать в стране, которая мне нравится. В принципе, я и дальше могу двигаться по разным странам, так как быстро приспосабливаюсь и адаптируюсь. Я бы не возражал против возвращения в Казахстан, особенно если это Алматы или Астана, потому что в этих городах много возможностей. Но сейчас я не представляю, что будет твориться в моей жизни после получения диплома. Наверное, неплохо все-таки вернуться в Казахстан и найти интересную работу.

Вообще не стоит идеализировать другие страны. Если у тебя какие-то проблемы, не нравится работа, учеба – просто бросить все и уехать в другую страну – не решение. Во всяком случае, не достаточное решение. Если не меняется что-то внутри – изменение внешних обстоятельств вряд ли поможет. А если усердно работать над собой, то любое место будет крутым и интересным.

Хотя я вот говорю так, но прошло много времени с тех пор как я жил в Казахстане, и я не знаю как почувствую себя, вернувшись. Ведь каждый приезд на каникулах был для меня культурным шоком.


Записала Айгерим Толеуханова

Cookie Image Использование файлов cookie

Мы используем куки для улучшения работы сайта. Узнать больше