Каково это – сельскому казаху учиться в США

Нурбек Шадыкенов, 23 года, студент.

Я обычный парень, у которого нет и не было связей и больших финансов, чтобы учиться за рубежом, однако мне удалось поучиться в университетах США, Швеции, Великобритании и Венгрии совершенно бесплатно. Я выигрывал гранты на программы обмена и получение степени магистра, покрывающих все расходы. Пока на моем счету три гранта.

Моя история началась в селе Иртышское в Карагандинской области, где я родился и учился в казахской школе. Позже, мы с родителями перебрались в Караганду, где я поступил в Карагандинский Государственный университет.

До КарГУ я учился в колледже и там на втором курсе решил углубленно изучать английский язык. Я отчетливо помню момент, когда посмотрел Властелин Колец на английском, который шел целых четыре часа. Мне так понравились разные акценты английского языка, что я решил после колледжа связать свою жизнь с этим языком и поступил в КарГУ на переводческое дело.

Честно сказать, я всегда был стеснительным и интровертным, особенно в школе. Я не особо дружил с одноклассниками и редко общался с ними вне школы. Да и в школе не выделялся. Но учеба за границей, познание разных культур меня сильно изменили. Хотя с первого взгляда это незаметно — я стал более открытым.

И вот я учусь в КарГУ. Первый курс ничем не запомнился, я был обычный среднестатистический студент казахстанского вуза. На втором курсе я решил дальше углублять свои знания английского и нашел дебатный клуб, где походили дискуссии на английском языке. Мой английский на тот момент оставлял желать лучшего. Там я познакомился с людьми с разных факультетов, специальностей и одна новая подруга скинула мне ссылку на какую-то программу. Я посмотрел тогда и еще подумал: это нереально. Они обеспечивали все, что душа пожелает: перелет, проживание, обучение, питание, стипендия. Программа по обмену в университеты США называлась Global UGRAD. Выиграв стипендию, можно учиться семестр в американском университете совершенно бесплатно. Я подумал, что это слишком хорошо звучит, чтобы быть правдой, и я точно туда не попаду. «Кто я вообще такой?» постоянно мелькало в голове, но решил попробовать. Я знал несколько человек, также подававших на эту программу, но сдавшихся еще на старте. Они как и я решили, что все равно не пройдут и нашли отговорки. Я отличился лишь тем, что поборол свои сомнения и пошел до конца, на всякий случай заполнил и отправил все анкету. И прошел в полуфинал. Это был момент, когда я понял, что стою чего-то большего, чем думал о себе. Я начал верить в себя.

Дальше был финал в Алматы, и опять мысли – точно не пройду, но хотя бы увижу прекрасный город. И опять прошел, удивив себя, и оказался в США.

В итоге из 4-х лет бакалавра в КарГУ, я проучился там всего 2,5 года, так как после одного семестра в США (5 месяцев), я нашел еще программу обмена Erasmus Mundus и уехал на год учиться в известный вуз Швеции Lund University. Только на этот раз я был уверен, что пройду, потому что подходил по всем критериям — у меня были хорошие оценки, результат языкового теста IELTS и рекомендации преподавателя американского вуза. Изначально по программе обмена в Швецию брали на полгода, но уже на месте я узнал, что есть возможность продлить учебу до года, чем я и воспользовался. Уже в Швеции, – а это был мой 4-й курс бакалавра, – я подал на магистратуру также по программе Erasmus Mundus с двойным дипломом из Великобритании, университет Глазго и Венгрии, университет Корвинус. Там я тоже воспользовался рекомендациями преподавателей из Швеции и США. Вот так, грант из предыдущего университета помогал в получении гранта на следующий.

Все это звучит фантастически, но я не сделал ничего из ряда вон выходящего. Приезжая домой, я чувствую на себе восторженные взгляды сверстников и слышу реплики родственников, какой я крутой. На самом деле нужно просто четко понимать цель программы на которую подаешь.

Когда я подавал на программу обмена в США, я не особо готовился на первом этапе. Там нужно было написать эссе на заданную тематику и я написал то, что считаю правильным, я был искренним и не врал. У них довольно честная система отбора людей. Они просят тебя написать о себе и по этим эссе выбирают людей, которые подходят им по системе ценностей. В мире не бывает бесплатного сыра. У каждой программы есть своя определенная цель. Global UGRAD спонсируется Госдепом США и их цель — продвигать американские интересы и взращивать лидеров в разных странах, которые разделяют и поддерживают их ценности, пытаются культивировать гражданское общество и НПО, развивать демократию.

Так я и дошел до полуфинала, а дальше надо было сдавать языковой тест TOEFL. Тогда я просто начал ходить каждый день в библиотеку и готовится. Тут нужна дисциплина. И вообще, есть такая штука как интернет, где можно бесконечно заниматься самообразованием. В финале было интервью с несколькими людьми, к которому я, признаюсь, даже не знал как готовиться. Я думаю, им важно было увидеть автора эссе и убедиться, что он действительно так думает и верит в эти ценности. И конечно же, очень важен язык. Если ограничиваться тем, что преподают в школах и университетах, это точно не сработает, потому что в Казахстане, пожалуй, самая ужасная система преподавания английского. В университет поступают люди с почти нулевым английским, хотя по тестам все выглядит шикарно, одни пятерки и высокие баллы. Я выпустился из средней школы, по своему опыты и сужу, не знаю как дела обстоят в более элитных школах. Язык и система ценностей – вот две главные вещи, а еще должен быть внутренний стержень и харизма.

В Erasmus больше упор на образование. Если UGRAD является скорее культурным обменом, в плане показать США миру, систему образования, впечатлить людей, то Ерасмус – это щедрый грант, чтобы получить возможность образования в европейских университетах. Там тоже нужен хороший английский, а может еще и другой европейский язык и хорошие оценки в дипломе. Хотя, если бы я был работодателем и ко мне подошел выпускник КарГУ с красным дипломом, я бы не стал сильно радоваться, поскольку видел, как там получают оценки. Мой казахстанский вуз является партнером программы Erasmus Mundus и, по идее, должен помогать в подаче документов. Но когда мне нужна была помощь, на меня смотрели так, будто я отнимаю драгоценное время преподавателей и администрации, хотя по сути это их работа. Вообще тема казахстанского и зарубежного образования болезненная для меня. Я друзьям все уши проболтал. Если в США можно просто выбрать предметы онлайн, то в КарГУ «элективы» за тебя или уже выбрали, или говорят «у вас есть два предмета, можете между  ними выбрать, но это одно и то же».

В США преподаватели очень уважаемые люди, которые хорошо получают за свой труд. У них много свободы, они могут выбирать, как именно хотят проводить свои занятия. Один профессор может сделать так, что его предмет будет оцениваться только одним эссе, а другой, наоборот, сделает много экзаменов и ничего в конце. А в КарГУ все по стандартной схеме.

У нас в Казахстане плагиат не преступление, а стиль жизни. Я не говорю обо всех вузах, лишь о своем опыте. Однажды студентка из Казахстана, учившаяся со мной за рубежом, попросила меня написать для нее эссе за деньги, чтобы закрыть предмет. Я отказался, это же всего лишь эссе, твои мысли, там нет ничего сложного! И в Европе нужно очень постараться, чтобы завалить предмет.

Со мной случались любопытные казусы из-за моей учебы за рубежом. В Швеции на последнем курсе бакалавра мы должны были пройти производственную практику в КарГУ. Обычно университет посылает всех студентов в не очень полезное место, где люди ничего не делают. Но когда я приехал в Казахстан, мои преподаватели и кураторы сказали, что пришел специальный запрос, чтобы я, Шадыкенов Нурбек, прошел практику в МИДе. Я был немного ошарашен: откуда они меня вообще знают. Это навело на мысль, что «им» легко нарыть информацию обо всем, что я делаю, и это немного пугает.

Второй случай произошел летом дома у родителей. Раздался звонок, мой отец взял трубку и услышал: «Добрый день, это из академии КНБ. Шадыкенов Нурбек проживает по этому адресу?» Мой отец побледнел: «Нұрбек, КНБ-дан звондап тұр саған». Оказалось, ничего страшного. Просто есть образовательное учреждение, которое готовит будущих ка-эн-бэшников и меня спросили, не хотел бы я там учиться. Я ответил, что подумаю, но в мыслях уже отказался. Однако ведь меня как-то заметили?

Сейчас я учусь в Венгрии, заканчиваю магистерскую степень и уже думаю о перспективах будущей работы. Я бы хотел работать в стране, которая мне нравится. В принципе, я и дальше могу двигаться по разным странам, так как быстро приспосабливаюсь и адаптируюсь. Я бы не возражал против возвращения в Казахстан, особенно если это Алматы или Астана, потому что в этих городах много возможностей. Но сейчас я не представляю, что будет твориться в моей жизни после получения диплома. Наверное, неплохо все-таки вернуться в Казахстан и найти интересную работу.

Вообще не стоит идеализировать другие страны. Если у тебя какие-то проблемы, не нравится работа, учеба – просто бросить все и уехать в другую страну – не решение. Во всяком случае, не достаточное решение. Если не меняется что-то внутри – изменение внешних обстоятельств вряд ли поможет. А если усердно работать над собой, то любое место будет крутым и интересным.

Хотя я вот говорю так, но прошло много времени с тех пор как я жил в Казахстане, и я не знаю как почувствую себя, вернувшись. Ведь каждый приезд на каникулах был для меня культурным шоком.


Записала Айгерим Толеуханова