Web-дизайнер Салтанат Ташибаева рассказала, о том, каково пройти путь от ученицы художественной школы, дизайнера одежды, одного из разработчиков дизайна для игры World of Tanks и судьи международных конкурсов до обладателя престижнейшей награды в мире дизайна Red Dot Design Award. А также о том, на что обратить внимание казахстанским ребятам, которые только делают первые шаги на этом поприще.

Салтанат Ташибаева

Каково это быть первой казахстанкой получившей Red Dot Design Award? Смешанные чувства. С одной стороны, кроме этой награды в этом году мой проект также выиграл в таких крупных всемирно известных дизайн наградах как A Design Award 2020 (Италия), Muse Award 2020 (Нью-Йорк, США), GDUSA (США), Indigo Award (Амстердам, Нидерланды). Но, с другой стороны, Red Dot Design Award — это одна из самых престижных дизайн-наград в мире. Своего рода «Оскар» от мира дизайна.

В этом году  в конкурсе участвовали почти семь тысяч (6992 если быть точнее) проектов из 50 стран мира. Оценивали работы 24 эксперта. Премии 65 лет — первую церемонию награждения провели в 1955 году. Понимая весь этот масштаб конкурса, я, честно говоря, не верила,  что смогу выиграть.

Года три назад, когда я только задумывалась на тему «а не поучаствовать ли…», то и не мечтала победить. А сейчас не просто победила, но в целых двух категориях: Website и Mobile Application.

На конкурсе я представила проект, который делала для немецкого стартапа fromAtoB. Это агрегатор авиабилетов, билетов на поезда, автобусы и каршеринг. Мне нужно было разработать дизайн-систему компании, а так же сделать редизайн официального сайта и приложений на платформах iOS и Andrdoid. Он занял у меня целый год и получил, я считаю, заслуженную награду.

Но одной из составляющих этой победы, я думаю, стало судейство.  Я уже третий год являюсь судьей престижного международного конкурса, который проводит платформа awwwards.com, первый год судьей интернет награды The Webby Awards, а также присутствую в жюри многих менее значимых дизайн наград. И знаете, оценивая работы других талантливых ребят, начинаешь подмечать плюсы и минусы их работ.

Например, у кого-то есть просто бомбический дизайн, но сам продукт практически не имеет смысла. Бывает наоборот – идея продукта просто потрясающая, а вот дизайн не дотягивает. А вот в по-настоящему классной  работе должны быть показаны и инновационная идея продукта, и свежий дизайн. Должна быть сильная презентация, с хорошо подобранными словами.

Так что опыт тоже имеет значение.

Первые шаги к этой награде я сделала около 20 лет назад в алматинской художественной школе «Умай». Правда, в то время я и не думала связывать свою жизнь с искусством и дизайном. Мы даже в семье шутили, что не буду же я сидеть на Арбате и работать уличным художником.

Потом я узнала, что можно рисовать одежду и решила, что буду дизайнером одежды. В результате я закончила с красным дипломом АКНТ (Алматинский Колледж Новых Технологий) по специальности «Модельер-конструктор одежды».

И тогда  же мои мечты столкнулись с реальностью. В мечтах я рисовала картинки о собственном модном доме а-ля Dolce & Gabbana или Dior. Но очень скоро пришло понимание, что максимум — буду шить шторы или подшивать кому-то одежду.

Но к счастью в колледже помимо одежды мы разрабатывали еще и дизайн для своего бренда. Я познакомилась с графическим дизайном. И поняла, что совершенно не люблю шить, а вот разрабатывать графику мне очень нравится. Разумеется, дальше я решила  учиться на графического дизайнера. На втором курсе нашла работу графического дизайнера в компании «Арт-Деко» — это официальные дистрибьюторы таких брендов как Montblanc, Dunhill, Parker в Казахстане. И я окончательно поняла, что хочу быть дизайнером.

В дизайне я уже больше 11 лет. Начинала как графический дизайнер, потом через 6 лет переквалифицировалась в веб-дизайнеры, потом сфера дизайна трансформировалась и разделилась на UX/UI дизайн и сейчас я занимаюсь «дизайном продукта».

К этому этапу меня тоже привела жизнь. И развитие индустрии. Проработав 6 лет в графическом дизайне, я поняла, что достигла потолка. Тогда я переключилась на веб-дизайн. Он меня привлек своими техническими ограничениями, работой в команде и разработкой более мощного и интересного живого продукта. Кроме того, здесь всегда появляются новые тренды и новые технологии. Новые вызовы. Вся эта скоротечность очень сильно заводит и дает пространство для экспериментов и реализации новых мыслей и подходов.

А с появлением UX/UI-дизайна — разработка дизайна продукта стала более осмысленной. Компании начали прислушиваться к своим пользователям.

И сейчас дизайнер должен немного психологом и эмпатом.  Он должен понять, что беспокоит пользователя. И решить его проблему. То есть к эстетике добавляется и смысловая и функциональная нагрузка. Все эти задачи я представляю паззлом, который нужно собрать.

В общем, несмотря на то, что мои мечты все время трансформируются, я продолжаю делать любимую работу. Которая, к тому же, приносит хорошие деньги.

Что касается других ребят из Казахстана, я надеюсь, мы еще услышим о них. Правда, я давно окончила учебу и немного далека от наших молодых дизайнеров. Да и уже довольно долго живу за рубежом.  Но, как мне кажется, есть несколько причин, почему казахстанских дизайнеров пока мало на международных конкурсах, да и на международном рынке.

Первая из них — это образование. У нас оно, к сожалению, не такое качественное в сфере дизайна. Что касается кружков, каких-то платных  курсов или бууткемпов, которые могли бы прокачать наших дизайнеров — я про такие даже не слышала в Казахстане. Маленькое количество специалистов (по численности) не делают такого рода предприятие финансово выгодным, поэтому никто ничего подобного открывать не спешит. 

Вторая причина — это маленький рынок. В Казахстане мало интересных продуктов, над которым хочется поработать. Да и расположение страны — мы относительно далеки от Европы по сравнению, например, с той же Украиной, дизайн-агенства которой постоянно участвуют во многих известных европейских проектах. Кроме того, казахстанский дизайнер и не торопится выходить на рынок. Это либо страх, либо менталитет мешает — тут точно не скажу, не знаю.

Наконец, третья причина… Я думаю, что казахстанцы, да и другие дизайнеры стран СНГ, просто недостаточно информационно осведомлены. Они не знают, что существуют такие международные награды, а зная, либо не считают нужным (выгодным) выигрывать их, либо не могут элементарно подать свою работу по причине незнания языка.

Что могу посоветовать? В мой блог приходит много вопросов молодых дизайнеров или людей, которые хотят стать дизайнерами о том как им развить свои навыки? Стоит ли идти учиться? Интересно, что многие пишут, что даже не знают что им нравится делать. В итоге я поняла, что навыки и нужные знания может получить любой человек. Даже не имея особого таланта или каких-то других великих исходных данных. Самое главное — это желание и достаточная сила воли в стремлении к своим целям. Исходные данные, из-за которых многие люди зажимаются и сами себе ставят какие-то внутренние блоки, практически совершенно не имеют значения в дизайне, если человек обучаем и открыт новому. 

В-общем, если хотите добиться успеха в этой профессии, надо во-первых, следить за трендами, рынком, новостями, всегда быть в курсе, что происходит в мире и в своей индустрии. Это очень помогает расширить кругозор и время от времени освежать свои знания.

Во-вторых, не надо бояться, если что-то не получается или вы чего-то не знаете. Все мы люди и у всех бывает первый раз ведения команды, первый раз разработки лендинга для мирового бренда, первый раз — это очень сложно, но очень важно. Если вы переборете в себе этот страх первого чистого листа, увидите как изменится жизнь.

В-третьих, будьте любознательными. Стремиться к знаниям и уметь принимать, а не отторгать. Каждый человек на пути вашей карьеры, каждый фидбек в адрес вашей работы — это подарок. Шанс улучшиться самому на персональном левеле, так и улучшить свои навыки. 

В-четвертых, никогда не останавливайтесь на достигнутом. Амбиции человека и постановка грандиозных целей, а потом и планомерное движение к этим целям могут совершить невероятные преображения. Откуда браться целям? Смотрите на людей уже прошедших ваш путь, так будет намного проще сориентироваться что и как вам делать. Своего рода шпаргалка. Я этот совет прочла в какой-то книге, попробовала ему последовать и у меня получилось. Если нет ментора, который может дать значимые для вашей карьеры советы, ориентируетесь на людей, кто поделился своими достижениями и повторите за ними. 

И самое главное, какие бы советы вам не давали, у вас есть только один выбор: Смириться с тем, кем себя считаешь, или Стать тем, кем хочешь быть. 


Записала Елена Штритер. Фото Салтанат Ташибаевой