Каково это – застрять в карантине на парусном судне «Штандарт». Когда собирался в отпуск на две недели, а стал матросом на три месяца

Алматинец Денис Славиковский хлебнул настоящей матросской жизни на настоящем фрегате. Драил гальюны, нес вахту, стоял за штурвалом, поднимал якорь, лазал по мачтам и мечтал об обыкновенной ванне.

На корабле «Штандарт» я нахожусь с часу дня 15 марта. И, как я теперь говорю: «Шел третий месяц моего 14-дневного отпуска».

«Штандарт» — парусное судно, построенное и спущенное на воду в 1999 году. Строили его энтузиасты в Питере – это отдельная история. Проект совершенно некоммерческий изначально. Один из отцов-основателей Владимир Мартусь – ныне действующий капитан. Корабль – его основное место пребывания. У Владимира есть семья, дети уже взрослые. Насколько я помню, старший сын уже и сам стал капитаном. Правда, не помню, на каком корабле. А сам фрегат – копия парусника Петра I, который был флагманом российского флота. Вообще у Владимира это второй проект. Первым был «Святой Петр» — этот корабль снимался в «Пиратах Карибского моря».

Справка от капитана «Штандарта» Владимира Мартусь:

— «Штандарт» – это не отдых. В первую очередь, это общение с интересными людьми, которые заняты приблизительно тем же, что и ты. А это основное приключение. Сюда приезжают те, кто хочет посмотреть мир и попробовать, на что способен. И все это – на фоне настоящего исторического корабля. «Штандарт» — точная историческая копия первого фрегата Балтийского флота, построенного царем Петром Первым в 1703 году. А наш мы построили в 1994 – 1999 гг. То есть, это полномерная точная копия трехмачтового фрегата. Полностью деревянного, с настоящими парусами и веревками. И мы ходим по морям, собираем единомышленников, участвуем в фестивалях. Кому это интересно попробовать вместе с нами. Есть постоянная команда, есть команда волонтеров и команда практикантов. Практикантом может стать любой, даже безо всякого опыта. Ребята приезжают сюда, и мы вместе идем приключаться. Смотреть, какая погода, кто как проходит через шторм, кого-то тошнит, может быть. Кто-то пугается, кто-то нет…

Денис Славиковский:

В декабре 2018 года я думал об отпуске и вспомнил, что кто-то рассказывал мне про «Штандарт». Ехать куда-то, чтобы греть задницу на пляже, не интересно. Хотелось активного отдыха и новых приключений. Я нашел страничку в интернете, выбрал самый протяженный маршрут, какой только мог быть у этого корабля. Точнее, определенного четкого маршрута у него не бывает. Он каждый раз составляется на полгода вперед, в зависимости от фестивалей, различных гонок и так далее. Тогда я выбрал маршрут из Бергена (Норвегия) до Орхуса (Дания). И поездка должна была состояться в конце июля 2019 года. Но за день до вылета у меня разболелся живот, и я попал в больницу. Там мне сказали: «Никуда ты не поедешь, у тебя аппендицит!» Мне удалось договориться о переносе отдыха на следующий год. И с 14 до 31 марта 2020 года у меня должен был состояться рейс на «Штандарте» по маршруту Мальта – Тунис – Пальма-де-Майорка. Из двух недель десять дней мы должны были провести в море. Но, как только я приехал на Мальту, мне сказали: «С сегодняшнего дня у нас карантин». Но на следующий день я поднялся на борт корабля, и мы отправились в плавание. Между тем, все порты и города уже начали закрываться. Мы шли на свой страх и риск, гадая, какой порт нас примет. Так прошли мимо Сардинии, где-то через сердце Средиземноморья между Африкой и Италией. А потом узнали, что нас готов принять порт Кастильона в Испании. И стали держать курс на него.

Я понял, что мой отдых надолго, когда… нет, я начал задумываться о такой вероятности еще тогда, когда в мальтийском отеле мне сказали, что город на карантине.

Справка от капитана:

Карантин для «Штандарта» начался на подходе к Италии. Мы шли из Испании, по плану должен был быть Неаполь, итальянские острова, вулканы, Сицилия, Мессинский пролив. Но, когда подошли к Италии, начались все эти передряги с коронавирусом. И пришлось поменять маршрут. Неаполь у нас получился, мы его хорошо посмотрели. А дальше вместо итальянских островов пришлось идти в Грецию. На самом деле, было здорово! Был попутный ветер, был отличный переход морской под парусами. И в Греции нас очень хорошо встречали. Туда еще не добрался коронавирус, было уютно и приятно. Посмотрели, куда русский флот заходил в Греции. Побродили по городу, путешествовали там немного. Потом пошли на Мальту. Оттуда нас уже начал выгонять коронавирус. Но тоже успели и посмотреть много, и погулять. Мальта – это и город, и остров. Город Валлетта – очень своеобразный. Говорят по-английски все, а культура во многом и мусульманская, и африканская, и чего там только ни намешано. А дальше уже морем, парусами пошли мимо Италии, куда было не зайти. В Испании зашли на Менорку буквально на один день. И дальше стали карантинить в дружественном нам порту в Кастильоне. Там нас ждали на фестиваль, но он отменился. Но нам были рады. И мы 47 дней провели в одном месте. Это было тяжело, но все же не самый худший вариант. Стояли в порту, огромная территория и никого из людей вокруг. Нам можно было выходить на территорию порта. А дальше по всей Испании в Виго, теперь уже во Францию, Ля Рошель…

Денис Славиковский:

Распорядок на судне такой: есть три вахты – по названиям мачт. То есть, начиная от носа корабля – это фок, грот, бизань. Я попал в вахту бизани. Но распорядок меняется в зависимости от того, в каком режиме корабль на данный момент – либо в режиме перехода (в море), либо на стоянке в порту. И третий вариант – режим якорной стоянки. У всех трех вахт обязанности одинаковые – управление кораблем (штурвалом), паруса и так далее. Уборка кают, уборка и смачивание палубы и дежурство в камбузе. Это основные обязанности. Первые – каждый день. Остальные меняются по дням. Сначала одна вахта берет на себя уборку палубы, вторая – низы, третья – камбузы. И по очереди меняется. Если мы говорим о режиме перехода, то это четырехчасовая вахта, которая начинается с полуночи – это вахта фока, с четырех до восьми – грот. И с восьми до двенадцати, соответственно, бизань. А потом все повторяется.

Каково это – застрять в карантине на парусном судне «Штандарт». Когда собирался в отпуск на две недели, а стал матросом на три месяца

Есть три состояния: вахта, подвахта и отдыхающие. Вахта – те, кто стоит за штурвалом и выполняет текущее управление кораблем. Если ситуация такова, что требуются дополнительные руки, то дергается подвахта. Это те, кто стоял до текущей вахты. И если совсем все плохо – тогда парусный аврал. Все бегут ставить паруса, брасопить их, то есть, менять направление рея и так далее.

Каково это – застрять в карантине на парусном судне «Штандарт». Когда собирался в отпуск на две недели, а стал матросом на три месяца
Каково это – застрять в карантине на парусном судне «Штандарт». Когда собирался в отпуск на две недели, а стал матросом на три месяца

Всем удается постоять за штурвалом и выполнять маневры. Мне удалось разойтись с танкером. Просто с ним, что забавно, по правилам расхождение курса должно происходить за 2 или 4 мили – в зависимости от категории судна. А танкер вышел на связь, попросил изменить курс. Ну, я и выполнил. Следуя четким указаниям офицера. Это обязательно под присмотром происходит: у тебя вахта, на вахте есть старший офицер. Контроль курса, маневры, постановка парусов и так далее – он следит. Изначально маршрут был проложен иначе – мы проходили у танкера перед носом. Но что-то танкер заистерил. И для его успокоения мы прошли у него за кормой, то есть сзади.

Вообще мое пребывание на корабле типичным назвать нельзя. Все было не как обычно совершенно. Когда только прибыл на судно, мне дали почитать, что к чему. Самое главное, как работает гальюн (это туалет на корабле). Там такая кнопочка есть: сначала должен набрать воду, потом сделать свои дела. И только потом смывать. Ничего бросать нельзя в унитаз. И косточки нельзя жрать. От оливок, например.

Гальюн на корабле – самая главная вещь, которую надо беречь и лелеять. Стратегически важный объект. Если он поломается, плохо будет всем. Однажды кто-то проглотил косточку от персика, представляешь? И она поломала гальюн. Дня два пытались все это починить, прочистить все трубы. А если в такой момент качка начнется? И все содержимое гальюна с канализацией по судну расплескается…

Каково это – застрять в карантине на парусном судне «Штандарт». Когда собирался в отпуск на две недели, а стал матросом на три месяца

Вообще жизнь на корабле – это такое… ты постоянно пашешь. Он требует внимания непрерывно. Особенно, если корабль деревянный. Но и на современных судах постоянно есть работа какая-то.

Следует понимать, что деревянный корабль перманентно тонет. Обшивка состоит из двух частей – внешней и внутренней. Деревянный корпус гидроизолировать полностью не получится. Все деревянные суда пропускают воду, и ее периодически надо откачивать. Когда мы шли из Виго, без смачивания палубы доска усохла. Без влаги она может давать усадку до 2 см. И появляются небольшие щели. Пока доска не разбухнет, щель остается. В нее попадает морская вода. Для этого и смачивают палубу, если совсем жарко, то несколько раз в день. Это только для деревянных кораблей. Ну, и откачивать эту воду тоже приходится. На «Штандарте» три насоса – в носовой части, втором кубрике и в кают-кампании. Когда мы шли, за счет волны, и того, что дерево усохло, мы откачивать воду каждые 10 минут бегали…

Каково это – застрять в карантине на парусном судне «Штандарт». Когда собирался в отпуск на две недели, а стал матросом на три месяца
Это мыс, конец пути паломников Ферестерра. Там они тапки свои жгут. Типа конец земли, окончание паломничества. И обувь больше не нужна. Всю мифологию не знаю.

Обязанности у всех одни и те же. Во время вахты держать штурвал – ровно на курсе. На камбузе готовить еду. Вкусно. На всех. Мыть посуду. Во время уборки низов пылесосить или убирать гальюны. Для такелажной или слесарной работы нужны специальные навыки.

В Кастильоне я занимался лакокрасочными работами. Мы прошкурили весь гакаборт – это задняя часть корабля. Все отремонтировали, поставили чопики, где необходимо. Потом покрасили. Теперь он как новый.

Каково это – застрять в карантине на парусном судне «Штандарт». Когда собирался в отпуск на две недели, а стал матросом на три месяца

Когда отходили от Мальты, нас было 17 человек. Из них человек семь профессиональных моряков, экипаж. Остальные – либо волонтеры, либо тринизы – это люди, которые платят деньги за определенный переход. Волонтеры приезжают на ремонт корабля и другие работы, а за это получают возможность совершать какой-то этап плавания. Например, плотник Коля. Он постоянно что-то строгал, пилил – мастерил, словом, ремонтировал деревянные части корабля. Полина – такелажник – лазала по вантам, что-то ремонтировала там.

Полина – одна, из старших офицеров, изначально занималась исследованиями когнитивного поведения. А потом ушла в морское дело, затем увлеклась кожевенным. У нее я решил заказать кошелек из натуральной кожи, с рисунком. Интересно, что получится…

Как насчет знаменитого «Женщина на корабле – к беде»? Ну, не знаю, как на флоте. Есть, конечно, такие староверы, которые это мнение разделяют. Здесь же, на «Штандарте», отношение капитана (да и вообще в современном обществе) такое: на корабле нет женщин или мужчин. Есть матросы. И все выполняют одни и те же функции, у всех одна задача.  

Каково это – застрять в карантине на парусном судне «Штандарт». Когда собирался в отпуск на две недели, а стал матросом на три месяца

Карантинить на судне нелегко, на самом деле. Пространство ограничено. В город выйти не можешь. В Кастильоне нам еле разрешили выпустить одного человека в супермаркет. Это промышленный порт, и он приравнивался к международной границе. У нас была волонтер Амбер из Голландии, она стала поставщиком припасов. Почти каждый день выходила в город и поставляла нам продовольствие.

В Кастильоне кругом помимо пескогрузов и цементовозов ничего не было. Голые бетонные здания. И первое, что мы сделали – капитан достал теннисную ракетку, и мы начали играть в большой теннис – о стену ближайшего здания. А это был холодильник – какой-то рефрижераторный склад. Потом мы начали проводить уроки танцев: танцевать леруанскую мазурку, польку, вальс – чуть ли не каждый вечер. Это когда питерские ребята были еще с нами. Одна из девчонок – у нее танцевальная группа в Питере – учила нас танцевать. После этого в кают-кампании все смотрели какой-нибудь фильм. Весело было…

Каково это – застрять в карантине на парусном судне «Штандарт». Когда собирался в отпуск на две недели, а стал матросом на три месяца
Один из видов на порт Кастильона

Из неожиданностей. Первая якорная стоянка у нас была возле Сардинии. Мы кинули якорь, собрались отходить и поняли, что зацепили какой-то кабель на дне. Я вызвался добровольцем. Надо было поднырнуть метра на 2-3 глубины, чтобы продеть веревку, за которую можно поднять кабель и освободить якорь.

Потом мы прошли какой-то итальянский городок. Под покровом ночи, втихую. Встали, все нормально, немного заправились пресной водой. На следующий день какой-то портовый рабочий вышел и начал возмущаться: «У нас тут карантин!» Приехали гвардейцы и выгнали нас из этой марины. Нам сказали, что выпустить нас не могут, но предложили встать на якорь рядом с мариной. Несколько дней мы стояли так. И, когда начали отходить, зацепили якорем уже рыбацкую сеть. У нас было две якорные стоянки и оба раза мы умудрились зацепить что-то на дне.

Каково это – застрять в карантине на парусном судне «Штандарт». Когда собирался в отпуск на две недели, а стал матросом на три месяца

Успели побывать на Мальте, прошли до Сардинии через Средиземное море, прошли Пальма-де- Майорка. Постояли в Кастильоне где-то 45 дней. Потом пошли в Виго, прошли через Гибралтар и берег Португалии, сейчас мы уже в Ля Рошеле. То есть, прошли всю Испанию и обогнули часть Франции. Видели Марокко и Африку…

Еще в Кастильоне я понял, что мы тут надолго. Тогда я попытался заказать ноутбук и сим-карту, чтобы у меня был интернет. Попытка потерпела фиаско. Чтобы купить это все, необходимо  предъявить местный идентификатор налогоплательщика, которого у меня, разумеется, не было. Наши казахстанские карты здесь не принимают, только испанские. По моей просьбе друг купил мне ноутбук. Который привезли где-то через восемь дней. Но когда я прибежал на доставку, мне сказали: «А мы вам его не отдадим, у вас документов нету». Почтовая служба так и уехала, не отдав мне посылку. Я писал в службу поддержки магазина и курьерской службы. Наконец, через три дня ко мне приехала та же дама-курьер и с улыбкой отдала ноутбук. Даже документы не спросила.

Возможность уехать раньше… По крайней мере, мы шли до Мальты, пока были в море, выбраться с корабля я, конечно, не мог. Да и шли мы через центр Средиземноморья, где у нас даже связи не было. 28 марта, когда мы пришли в Кастильон, стояли на 14-дневном карантине. Никто не мог покинуть корабль. Ну, а потом я ждал, когда появится авиасообщение, чего не происходило, конечно. Вскоре пятерым людям из России кое как удалось выбраться. Открыли эвакуационные рейсы. И то, чтобы попасть на них, надо было обладать либо московской пропиской, либо питерской. В конце концов, эти пятеро покинули нас в Кастильоне.

А я получил ноут, договорился с руководством и вышел на удаленку. И пытался совмещать работу на корабле, где у меня были свои обязанности, с основной работой. Это было очень тяжело, т.к. рабочего места не было. Приходилось искать место, где я никому не помешаю, где относительно тихо, не задувает ветер, и более менее есть связь.

Каково это – застрять в карантине на парусном судне «Штандарт». Когда собирался в отпуск на две недели, а стал матросом на три месяца
Мое рабочее место на корабле

Есть два эвакуационных рейса – из Франкфурта в Уральск и из Амстердама в Атырау. Но я посчитал, сколько мне стоит добраться до любой из точек из Виго, а потом из Атырау или Уральска в Алматы. Это будет минимум тысячи полторы долларов. Не считая проживания в гостинице, если потребует. И это реально на 4-5 дней, в течение которых я буду шататься между аэропортами. Так себе удовольствие. И я выбрал оставаться на корабле…

Труднее всего запоминать названия снастей на корабле и не путать их. Бесчисленное количество веревок, у каждой свое название и назначение. До сих пор не все помню.

Самое опасное… не могу сказать, что это именно оно. Но когда мы шли из Мальты, для меня было крайне стремно наблюдать, как я сплю в гамаке, и… Корабль идет, его, естественно, качает на волнах. И вот лежишь ты, вроде бы, смотришь в потолок. Но видишь перед собой борт корабля. Вместо потолка. И думаешь:  «Блин… что-то тут не то». Это выбивает из колеи.

Каково это – застрять в карантине на парусном судне «Штандарт». Когда собирался в отпуск на две недели, а стал матросом на три месяца

Питаемся тем, что приготовим. Запас продовольствия на корабле рассчитывается на месяц-полтора на 20 человек – это стандартно. Когда мы вышли из Мальты, примерно, в середине плавания поняли, что не знаем, где сможем встать и пополнить запасы. Пришлось ввести небольшую экономию. Не могу сказать, что это было заметно, или мы голодали. Питание было на высшем уровне. Баловали себя, как только могли. Готовили и стейки, и супы всякие вкусные. Йогурт, клубника, овощи и фрукты.

На протяжении всех переходов мы периодически пытались поймать рыбу. Эхолокаторы показывают, что рыба есть, а поймать ее так и не получилось.

Еще когда шли в Кастильон, у нас начал заканчиваться хлеб. В итоге он все-таки закончился, а идти нам дня 3-4, мы начали печь хлеб прямо на корабле.

Чего больше всего не хватало? Удивишься – ванны. Да, посреди моря именно ее и не хватает. Принять ванну, отмокнуть, нормально помыться. Потому что в душе на корабле особенно не помоешься. Если только во время стоянки в порту, когда с пресной водой проблем нет. Обычно же душ на корабле – это брандспойт. Из него поливают палубу, и ты тоже можешь под ним постоять. А так использовали влажные салфетки в переходах или немытые ходили.

Каково это – застрять в карантине на парусном судне «Штандарт». Когда собирался в отпуск на две недели, а стал матросом на три месяца

Самое офигенное ощущение, когда я залез на мачту поснимать закат – стая или семья дельфинов плыли на перекор курсу корабля. Когда смотришь на них сверху – другие ощущения. А с носа наблюдаешь, как они играют с кораблем, прыгают, ныряют.

На мачты лазил со страховкой – альпинистской обвязкой. Первое по вантам добираешься до марсовой – это круглая площадка на мачте на высоте метров 15 над палубой. Это без страховки. Там присоединяешься карабином. И оттуда забираешься – либо дальше вверх, либо переходишь на веревки, привязанные к реям, на них можно стоять. И уже либо укатываешь паруса, либо раздаешь. Самая высокая точка на высоте около 40 метров. Я лазал до брамселя – это второй парус. Там высота метров 30 от главной палубы. А от воды еще больше.

Каково это – застрять в карантине на парусном судне «Штандарт». Когда собирался в отпуск на две недели, а стал матросом на три месяца

Когда идешь по волне, ощущения от пребывания на мачте очень веселые. Тебя болтает из стороны в сторону, еще и вперед-назад, когда корабль по волнам идет. По всем четырем осям, в общем. Когда возле Менорки стояли, покачало здорово. С непривычки казалось сильно.

Чему научился? Узлы новые научился вязать. Знаю, какие веревки для чего дергать (а их на корабле видели, сколько?)

Мой словарный запас пополнился многими словечками:

Яшка – якорь

Перебрасопить — повернуть рея по ветру

Укатать паруса — залезть на рей, подобрать парус и прижать его сезнями к рею, чтобы уменьшить сопротивление ветру

Раздать паруса — собственно залезть на рей, и развязать сезни

Сезень — веревка на рее для утягивания парусов

Рында — колокол на главной палубе. В него звенят при сдаче вахты 4 раза двойным ударом

Но все это, на мой взгляд, не самое интересное. Когда я ехал, у меня была мысль: надо по-настоящему прожить ту жизнь, которой жили когда-то люди на таком фрегате, во времена царя Петра. И это, думаю, у меня получилось благодаря карантину. Потому что 3 месяца – это достаточно существенный кусок жизни. И можно прочувствовать все прелести и проблемы той жизни, которой люди живут на корабле. Раньше и сейчас. Это, на мой взгляд, самое главное и самое интересное: чем занимаются, как общаются между собой, решают разные задачи. Этот опыт, а его очень сложно описать словами, оказался для меня самым интересным и запоминающимся.

Записала Наталия Першина. Фото Денис Славиковский. Иллюстрации Никита Потибенко.

Источник видео