“Канны” предсказуемы: и по темам, и по режиссерам-участникам. 21 фильм соревновался в официальной программе и 20 картин в “Особом взгляде”. Казахских режиссеров в обоих списках замечено не было. Роман Райфельд отметил наиболее любопытные, на его взгляд, картины важнейшего киносмотра года. И не только из конкурсных программ.

Канны-2022: дежавю по умолчанию
Кадр из фильма «Жена Чайковского»

Тезис о кастовой предсказуемости списка режиссеров, которым всегда открыты двери в Канны, в этом году подтвердили швед Рубен Эстлунд (“Треугольник печали”), австралиец Джордж Миллер (“Три тысячи желаний”), французский режиссер и электронный музыкант Квентин Дюпье (“Курение вызывает кашель”), румын Кристиан Мунджиу (“R.M.N.”), ирано-датский режиссер Али Аббаси (“Священный паук”)… Продолжение списка – долгая песня, и это не считая тех, чьи фильмы вы найдете ниже. Это безусловно интересные режиссеры, и фильмы, может и не лучшие в их фильмографии, но заслуживающие, чтобы их посмотрели. Однако, из года в год одни и те же имена, а порою и темы – это уже слишком даже для фестиваля, который давно уже перестал быть площадкой открытия новых имен, своеобразным Байконуром для них, превратившись в дежавю-смотр.

“СНЯТО”

Режиссер: Мишель Хазанавичус

Фест открылся зомби-комедией Хазанавичуса (вошел в тренды с немым черно-белым и обладающим “Оскаром” “Артистом”, 2011). Бывшая “Z”, по известным причинам переименованная в “Снято!” шла вне конкурса. Тема зомби модна не только в России, но теперь и в Европе. Я недолго думал, что же мне этот фильм напоминает, т.к. относительно недавно посмотрел довольно смешную японскую картину 2017 года “One Cut Of The Dead” (“Зомби одним планом”, реж. Синъитиро Уэда). Проект француза — ее ремейк. Понятное дело, это тоже как бы хоррор-веселуха про живых трупов, напавших на съемочную группу.

“Брокер”

Режиссер: Хирокадзу Корээда

Автор “Магазинных воришек” (золотая пальмовая ветвь 2018 года) японец Хирокадзу Корээда представил… Корею. В прокате (но вряд ли в нашем) фильм засветится уже в июне. Сюжет “Брокера” базируется на историях разных людей, связанных странной корейской традицией подбрасывать на воспитание чужим людям новорожденных отказников. Все правда. В главной роли корейская звезда Сон Кан-хо (“Воспоминания убийцы”, “Сквозь снег”). И это не единственный корейский фильм в основной программе.

“Молчаливые близнецы”

Режиссер: Агнешка Смочыньская

Добавки к историям из жизни хотите? Пожалуйста! Джун и Дженнифер Гиббонс — настоящие и частично живущие поныне монозиготные близнецы. Их прозвище — в названии фильма. Они не общались ни с кем, кроме друг друга, писали романы, а также «воровали»и увлекались поджогами. За это, в конце концов, оказались в психбольнице, где прожили 14 лет. Сняла историю женщина, одна из которых умерла в 93-м в возрасте 29 лет, а второй нынче 59.

Канны-2022: дежавю по умолчанию
Кадр из фильма

“ИА”

Еще один польский режиссер — Ержи Сколимовски — ведет своего зрителя ослиными тропами.

Он следует за путешествующим цирковым осликом с меланхоличными глазами, который встречает на своем пути хороших и плохих людей, испытывает как катастрофы, так и неожиданное счастье, оставаясь невинным созданием. Картина инспирирована ранним фильмом Робера Брессона “Наудачу, Бальтазар” (1966). Но несмотря на отсылки к античному роману Апулея “Золотой осел”, глазами животного лента показывает нам… современную Европу. Был рад увидеть здесь в роли графини Изабель Юппер, как и узнать, что у фильма 100%-й рейтинг на сайте Rotten Tomatoes.

Канны-2022: дежавю по умолчанию
Кадр из фильма

“Решение уйти”

Режиссер: Пак Чхан Ук

Пак Чхан Ук — автор знаменитой трилогии мести — представил семейную драму (иногда название переводя как “Решение расстаться”). Но драма настолько закопана под детективными одеялами, поэтому правильнее будет смотреть на нее как на квази-экранизацию ненаписанного романа Агаты Кристи. При весьма странных обстоятельствах убит муж, начинается расследование. Не нужно быть академиком наук, чтобы предсказать, довольно скорое появление детектива в доме жены-вдовы трупа. И вот то, что случается дальше, уже не детектив. Рассказывать не стану. Сопровождаться это будет чудесной музыкой Чо Ён-ука, композитора, «приправляющего» фильмы Пак Чхан Ука уже более 20 лет.

“Жена Чайковского”

Режиссер: Кирилл Серебренников

Кирилла Серебренникова, то ли благодаря мощным поступкам украинского режиссера Сергея Лозницы, выступающего категорическим противником cancel culture, то ли по причине страданий россиянина от Кремля, тоже включили в программу “Канн”. И да, режиссер представляет Россию. Его продукт тоже о страданиях, но уже женских, а точнее супруги Чайковского, переживающей по-своему гомосексуальность супруга и великого композитора. Если картина вышла в том же ключе, что и предыдущая работа Серебрянникова “Петровы в гриппе” (участник прошлогодних Канн), то рекомендовать ее вам не стану.

“Естественная история разрушения”

Режиссер: Сергей Лозница

А вот, что рекомендую, так это ознакомиться с фильмом и всеми злоключениями Лозницы, который чужой и на Украине, и в России, и, кажется, не вполне комфортно себя чувствует в Германии, где ныне проживает. Это очень сильный одиночка, настоящий воин, который пытается быть объективным и отстаивать точку зрения, отличную от других. И это в него летят сегодня снаряды со всех сторон. Его нынешняя судьба схожа с сюжетом его документальной картины, представленной на фестивале. Она о том, как в принципе достается гражданским во время всех без исключения войн. Он снял ее по книге немецкого поэта и писателя Зебальда об ужасах воздушных бомбардировок Второй мировой.

Канны-2022: дежавю по умолчанию
Кадр из фильма

“Элвис”

Режиссер: Баз Лурман

Как-то подсдулся-подустал уже давно австралиец Баз Лурманн. Не смотрел у него ничего трогающего и пронзительного со времен “Ромео+Джульета” (1996) и “Мулен Руж” (2001). “Великий Гэтсби” (2013) показался обычным, а от его фильмов ждешь иного. Что осталось фирменного лурмановского в “Элвисе” — так это количество блесток, гламура и сахара, а сахар не healthy food, как известно. В прокате Остина Батлера, напоминающего о лучших днях Вэла Килмера в роли Джима Моррисона, ждите в июле. Да и Тома Хэнкса, давайте честно, мы больше любим в его работах 90-х.

“Преступления будущего”

Режиссер: Дэвид Кроненберг

Дэвид Кроненберг обожает майские Канны… вот уже лет 40. Фантастика (в той или иной степени) присутствовала практически во всех его картинах. Новая картина с Леа Сейду и Виго Мортенсеном также о мире будущего, в котором люди из кожи вон лезут, чтобы стать трансгуманистами. Поясню для нерожденных гуглить. Это философская концепция, утверждающая, что не мы с вами, читающие эти строки, конечное звено эволюции, и что мы просто обязаны навсегда распрощаться со старением, болезнями, страданиями. Где-то мы это уже проходили, и не раз. И дело тут не в том, что в фильмографии канадца уже есть фильм с точно таким же названием, датированный 1970 годом. Это все же не ремейк.

Преступления будущего
Кадр из фильма

“Звезды в полдень”

Режиссер: Клер Дени

Когда-то очень давно были модны фильмы про революции народных масс в неназванных латино-американских странах. Докатилась тенденция и до Франции. Клер Дени, еще одна долгожительница киноярмарки тщеславия на Лазурном берегу, обратила свой взор на страну названную — Никарагуа. Маргарет Куэлли и Джо Олвин в роли напористой журналистки и английского делового джентльмена играют в брачные игры на фоне краха колониализма в 80-е.

Маргарет Куэлли
Кадр из фильма

“Одно прекрасное утро”

Режиссер: Миа Хансен-Лёв

Снова французское кино и вновь Леа Сейду. Тут актриса более чем в своей тарелке. Она мать, ютящаяся с 8-летней дочкой в малюсенькой парижской квартирке. В основе фильма 41-летней Мии Хансен-Лёве попытка Сандры (так зовут героиню) сделать все возможное и невозможное со своей жизнью. На деле, как водится, получается не очень. Ведь разорваться на тысячи мелких частей — дело непростое. А иначе ни дочь не воспитать, ни об отце c дегенеративным заболеванием не позаботиться, ни старого друга романтическим вниманием не обойти.

“Мужчины”

Режиссер: Алекс Гарденд

В этом хорроре британца Алекса Гарленда (“Пляж”, “28 дней спустя”, “Из машины”, “Аннигиляция”) все мужские роли играет один актер. Уже интересно. В глухую и жуткую английскую деревушку волею судьбы заносит свежеиспеченную вдову, сыгранную Джесси Бакли (“Чернобыль”, “Незнакомая дочь”). Вдовой она стала после того, как отказалась продолжать жизнь с мужиком, который ее уже порядком притомил. И это еще мягко сказано. Тот, расстроившись, не без некоторого содействия супруги, совершает суицид.


Автор: Роман Райфельд

Поделиться: