Я выросла в семье военных, так что привыкла много путешествовать. Мы объехали почти все штаты США, жили на Гавайях, в Германии. Последние классы школы я закончила в штате Джорджия, на юго-востоке страны. Там и увлеклась программой FFA (Future Farmers of America) – «Будущие фермеры Америки». Это школьная программа, финансируемая государством, а также частными спонсорами и состоящая из трех компонентов: занятия в классах и лабораториях/теплицах, практические уроки на фермах и финальный проект в виде бизнес-плана или волонтерства. В продвижении интереса к агрокультуре среди молодежи США полагаются еще на одну модель обучения – 4H (Head, Heart, Hands, Health). В отличие от FFA, 4H, имеющая центры развития в каждом округе, предлагает также обучение навыкам предпринимательства, освещает вопросы по здравоохранению и медицине.

Кстати, еще во время обучения по программе FFA я записалась в Национальную гвардию США, в сухопутные войска и практически сразу по окончании школы уехала в учебный лагерь для новобранцев. А после выпуска из университета устроилась на работу как преподаватель агрокультуры и FFA-консультант средних классов в маленьком городке близ Саванны в штате Джорджия. Мы старались сделать обучение как можно более интерактивным и интересным. Организовывали много развлекательных мероприятий, например, тракторные тяги. То же самое делали с грузовиками. Часто проводили выставки животных, чтобы приучить детей, живущих не на фермах, обращаться с живностью.

После нескольких лет работы в школе Национальная гвардия призвала меня как агроспециалиста для помощи в осуществлении сельскохозяйственных проектов за границей, в Ираке и Афганистане. Меня направили в Афганистан, где в основном я работала с женщинами и детьми над производством и маркетированием продукции в целях улучшения их семейного дохода. В Афганистане я провела два года. Также успела поработать в Индонезии и Грузии, была волонтером в Кыргызстане, Эфиопии и в Мьянме.

А в Казахстан приехала по приглашению посольства США. Меня позвали в надежде, что я смогу дать дельные советы по развитию аграрной культуры страны и помочь в создании молодежных программ для привлечения подростков в сельскохозяйственный сектор.

Я прилетела в Астану, провела пару дней в Павлодаре, посетила Алматы. Какой город мне понравился больше? Хочу дать ответ дипломата – каждый из этих городов уникален и интересен по-своему. Но, если честно, я люблю города поменьше, с богатой историей, поэтому все-таки Павлодар запал мне в душу больше всего.

За это время мне удалось встретиться с ректорами аграрных университетов и владельцами частных хозяйств. Все они очень заинтересованы в том, чтобы найти варианты и методы улучшения агрокультуры страны. Большинство разговоров о сельском хозяйстве Казахстана сводятся к одному – необходимости объединить регионы страны между собой. Каждая область имеет свои практики фермерства, которые приносят положительные результаты, и я вижу большой потенциал в интеграции знаний между локальными производителями. Вопрос в кадрах. От местных специалистов я часто слышу, что молодежь Казахстана не склонна выбирать работу в сельском хозяйстве. По нескольким причинам. Основная – начинать фермерский бизнес с нуля довольно затратно. Необходимы значительные средства на покупку земли и скота, и не все владеют такими сумами. Помимо этого, подростки из сельских местностей традиционно стремятся переехать в большие города, влекомые бОльшими финансовыми возможностями и развитой городской инфраструктурой.

Но привлечь внимание молодежи к сельскому хозяйству не так сложно, как кажется. Молодые люди сейчас очень ценят технологии, и пусть большинство из них все еще ассоциируют агрокультуру с тяжким трудом, осуществляемым только своими руками (так оно и есть, и всегда будет, не будем скрывать), но в нынешнее время появляется все больше и больше крутых технологий, облегчающих эту работу. Об этом надо помнить. И, конечно, необходимо разрабатывать всесторонние стратегии развития сельских местностей. Нужно улучшать жилье, системы водоснабжения, школьное образование, здравоохранение, создавать возможности для качественного времяпрепровождения: спортивные центры, кружки по интересам, места для проведения досуга.

Во всем мире, по каким-то исторически сложенным предубеждениям, довольно малое количество девочек и женщин склонны изучать математику, точные науки и агрокультуру. Чаще всего это никак не связано с естественными способностями девочек, а основано скорее на тех ролях, которые предписаны мужчинам и женщинам историей и обществом. Я считаю, что практика создания рабочих мест в сельском хозяйстве для девочек принесет огромные мировые изменения. Некоторые исследования даже утверждают, что, если женщины будут получать те же финансовые и учебные возможности, что и мужчины, производство сельскохозяйственной продукции может возрасти на 50% по всему миру. Можете себе представить, сколько людей можно прокормить на эти 50%?

Что касается вашей страны, президент Назарбаев сказал, что модернизация сельского хозяйства закончится к 2021, и я отношусь к этому факту довольно оптимистично, а на примере ЭКСПО-2017 могу сказать, стоит Казахстану поставить перед собой цель, и ничто не остановит вас перед ее достижением, что бы там ни думали иностранцы.


Записала Сафия Садыр

Поделиться: