Историк и общественный деятель, представитель ногайского народа Мурад Заргишиев будет писать для Esquire.kz о вопросах истории и тюркологии.В первой колонке, он доказывает, что ногаи и казахи являются одним, но разделённым в истории народом.

Казахи и ногаи – разделённый народВеликий классик степной поэзии, «қазақ поэзиясының атасы» (отец казахской поэзии) Шал-Кийиз Тиленши-улы — казах или ногай? Поэт Асан Кайгылы, которого Шокан Валиханов назвал «ногайским философом», — казах или ногай? Поэты и воины Казтуган Суйиниш-улы и Досмамбет Азаулы — ногаи или казахи? Нашим великим классикам были бы не понятны такие вопросы.

Чем дальше мы углубляемся в историю наших народов, тем труднее отличить друг от друга казаха, ногая, каракалпака, степного крымского татарина, даштикыпчакского узбека… И это неудивительно, ибо в Золотой Орде (Джучиевом Улусе) все мы были единым народом с именем ногайлы. В казахской культуре даже есть такое сакральное понятие, как ноғайлы дәуiрi, ноғайлы заманы — ногайлинская эпоха, под которой подразумевается эпоха Джучиева Улуса. Все богатырские поэмы казахского, ногайского и каракалпакского эпоса повествуют не о казахском, ногайском, каракалпакском или татарском народе, а исключительно о народе ногайлы, о Стране Ногайлы. Почитайте любой национальный эпос: одни и те же герои, одни и те же дастаны — «Едиге», «Шора», «Кобланды», «Ер Таргын», «Орак и Мамай», «Карасай и Казы» и т. д. В казахском эпосе, например, каждый батыр на вопрос, кто он, гордо заявляет: «Мен — Ноғайлы елiнiң / Елден шыққан ерiмiн, / Артық туған шерiмiн, / Асыл туған бѳрiсiмiн».

Выдающийся казахский учёный Шокан Валиханов писал: «По преданиям своим киргизы [т.е. казахи] почитают себя потомками татар Золотой Орды, которая в героических поэмах (джирах) называется «Ноғайлының Ауыр Жұрт», а героем всех своих поэм считают золотоордынских ногаев».

Но распад золотоордынской империи в XV веке привёл к расколу этой единой общности. Слава Аллаху, у наших народов сохранилась историческая память! Наша культура полна свидетельств о нашем едином прошлом. Даже сегодня невозможно без слёз слушать скорбный кюй о разделении единого народа на казахов и ногаев: «Жылау, жылау, жылау күй… / Жылаған зарлы мынау күй ― / Қазақ пен ноғай айрылды, / Қазақ сартқа қайрылды… / Ноғайлының ну елi / Күңiрендi, қайғырды… / Ел қанаты қайрылды! / Зор күн туды, зор күндер, / Кеттi күлкi мол күндер, / Жылау менен қоштасу… / Келер ме қайтып ол күндер?…» Для современной казахской истории ногайлинская эпоха, ноғайлы дәуiрi, ноғайлы заманы, является прямой и неразрывной связью с историей Золотой Орды. Поэтому для меня и ногаи, и казахи, и каракалпаки, и крымские татары, и даштикыпчакские узбеки — это ветви единого Байтерека, Священного Древа Жизни, части единого ногайлинского этноса. Приезжая в Казахстан я убеждаюсь в этом, когда свободно говорю с казахами, и речь идет не о понимании друг друга ввиду близости и похожести языков – речь идёт об одном и том же языке.

 История раскидала народы, сегодня ногаи живут в России. В разных регионах страны — в Астраханской области, Дагестане, Ставропольском крае, Чеченской Республике, Карачаево-Черкесии, Крыму. Трудовая миграция привела к возникновению ногайских диаспор на севере — Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком автономных округах, Мурманске. Сохраняется ли в таких условиях ногайская культура и язык? Да, несмотря на многие трудности, мы сумели пронести сквозь века свой язык, культуру и традиции. Хотя в последние десятилетия на ногаев оказывает ощутимое влияние культура соседних кавказских народов — музыка, танцы, обычаи, национальная кухня. Россия — крупнейшая в мире многонациональная и многоконфессиональная страна. И сегодня (как и в советское время) в регионах компактного проживания в общеобразовательных школах преподаются ногайский язык и литература. Власти оказывают поддержку сохранению ногайской культуры на уровне федерального правительства и регионов.

Нерешённых проблем тоже много. Однако всё познаётся в сравнении: ногаи, вынужденно эмигрировавшие в XVIII-XIX веках в Османскую империю, не имеют ничего из того, что имеют ногаи, оставшиеся в России. Мы в России изучаем в школе родной язык и литературу, на ногайском языке издаются книги, газеты и журналы, существуют радио- и телепередачи. А в Турции у ногаев нет ничего этого, несмотря на большую диаспору. Разница на уровне государственной политики: в Турции стараются ассимилировать ногаев (называют их noğay türkleri), а в России есть возможность сохранить свою самобытность.

Однако большую угрозу несёт глобализация. Ползучий процесс размывания культурной идентичности, утраты языка и традиций коснулся всех народов, в том числе ногаев. Это естественный, стихийный процесс, ему трудно противопоставить юридические законы. Поэтому возрастает значение языка и культуры. Я рад, что в Казахстане много делается для возрождения исторической памяти. Одним из таких мероприятий стала Международная экспедиция «От Хэнтэя до Улытау: возрождение исторической памяти».

Это мероприятие призвано помочь народам устоять и сохранить себя.  Экспедиция начала работу в августе в Монголии у горы Бурхан-Халдун. Это место свято для монголов — здесь прошло детство Чингиз-хана. Никогда ранее тут не проводились археологические работы. Но уважение, которым окружено имя Чингиз-хана в Казахстане, доверие монгольской стороны к Международной Тюркской Академии и лично к её президенту г-ну Дархану Кыдырали помогли нашей экспедиции получить разрешение на эти исследования.

В ходе экспедиции исследователи обнаружили неизвестные ранее ритуальные комплексы, статуи эпохи Тюркских каганатов. По предварительным данным, памятники могут быть связаны с именем Ильтериш Кутлуг кагана, правившего в VII веке. Дальнейшее изучение артефактов прольёт свет на неизвестные страницы истории наших далёких предков. Кроме казахских и монгольских учёных, в экспедиции участвовали представители России, Турции, Монголии, Азербайджана, Кыргызстана. Завершилась она в сентябре на Улытау, где историю Тюркских каганатов продолжили Монгольская империя и её Джучиев Улус (Золотая Орда), Казахское ханство, Ногайская Орда.

Улытау — место сакральное для каждого кочевника. Тут находятся мавзолеи Джучи-хана и Алаша-хана, могилы выдающихся правителей Золотой Орды Едиге и Токтамыша. Здесь была одна из ставок последнего казахского хана Кенесары. Эта земля — колыбель Джучиева Улуса, а Казахстан — прямой наследник золотоордынской цивилизации. И сегодня Казахстану выпала колоссальная ответственность за сохранение этого наследия.



 

Поделиться: