Казахстанцы в Америке. Разговор с геопространственным разработчиком из США

I
ileru
22 апреля 2024

Константин Бирюков о своей жизни в Америке, работе программистом, собственной книге и геоинформационных технологиях.

Где и кем вы сейчас работаете? И расскажите подробнее о своей профессии.

Я работаю в IT-компании Lightbox в США , которая занимается разработкой платформы для анализа данных в области коммерческой недвижимости. И я являюсь именно фронтенд-разработчиком, то есть разрабатываю интерфейс, который пользователь непосредственно видит и с чем взаимодействует. Продуктами нашей компании пользуются в основном для юридической экспертизы, для оценки местоположения того или иного здания. Ими пользуются также брокеры, инвесторы, компании, занимающиеся кредитованием. Это в основном сайты, на которые люди идут, чтобы найти жилье для покупки. И, соответственно, мы предоставляем таким крупным компаниям данные для того, чтобы у пользователей была более полная картина. Например такие сайты, как olx.kz или крыша.kz, насколько я знаю, довольно популярны в Казахстане. Человек создает объявление, делает какую-то минимальную работу, а мы дополняем его огромным количеством информации, и у пользователя, который уже в поиске жилья, создается огромная картина всей истории, всей жизни здания, квартиры, или какой-то коммерческой недвижимости, офисного здания. Вот, собственно, мы и продаем подобные данные, аккумулируем их.

А как вообще происходит сбор данных? Откуда они берутся?

Собираем с самых разных источников. У нас несколько тысяч баз данных, и в основном это различные государственные ресурсы, потому что в США это всё очень чётко регламентируется. То есть абсолютно всё: можно посмотреть, какой налог был на это здание, в каком году построено, вплоть до начала прошлого века. У нас есть снимки из XIX века. Есть даже отрисованные карты, которые мы накладываем на географические координаты, и человек может видеть, как строение выглядело 100 лет назад.

Почему вы выбрали именно эту, достаточно узконаправленную отрасль программирования?

Я с детства увлекался картами, и меня очень тянуло в эту сторону, начиная от карт различных маршрутов, мореплавателей. Тогда еще и Интернета не было. Я также ходил в геологический кружок, мы много ездили по Казахстану. В то же время меня интересовало и программирование. В конце 90-х я заинтересовался сначала игровой индустрией, когда появились первые игровые приставки, затем на уроках информатики, в начале нулевых, нам иногда давали играть на компьютерах. И меня это тоже все очень воодушевило.

Мы играли в игру Doom. Это еще не была 3D-графика, но там использовали некоторые визуальные трюки, которые давали её некое подобие. Вообще сама графика как таковая поражала. И в целом, меня удивила не только игровая индустрия, но и многофункциональность компьютера, то, что мне можно было не только играть, но и рисовать в Paint, писать в блокноте, это было безумие какое-то для меня лично. И потом уже, когда я немного подрос, начал изучать информатику: у нас в Петропавловске была местная рок-группа, и я решил сделать веб-сайт для них. Так, собственно, и начал разбираться.

Тогда еще веб-разработка была в таком полузачаточном состоянии. После школы поступил в Новосибирский государственный университет. Там я учился на геохимика, но всё это время я занимался информатикой сам, ходил на курсы. Также в течение университета я работал, на месторождениях различных, занимался поиском, разведкой золоторудных месторождений и анализом золота. Я работал много на месторождениях в Восточном Казахстане, также в России и Монголии. А параллельно учился и программированию, и в университете одновременно.

А каким образом вы переехали в Америку?

В первый раз я оказался в США в 2017 году, ещё во время учёбы в университете. Поехал по программе Work and Travel и работал спасателем в аквапарке в Южной Каролине. И мне довольно-таки понравилось в США, я решил подать заявку на стипендию Fulbright. Так я прошел по этой программе и переехал в США. Учился в университете в Миннесоте по программе геоинформационных технологий. В основном в подобных программах обучают тому, как использовать геотехнологии, но меня учили именно тому, как их создавать.

В чем же преимущество геоинформационных технологий? Потому что очень многие, я знаю, уходят в разработку видеоигр, как будто это считается более востребованным направлением.

Если, я скажу вам, что на телефоне вы можете оставить, скажем, только пять приложений, остальные должны удалить, я уверен, что одно из них это будет что-то связанное с навигацией, картографическое приложение, это может быть Яндекс.Карты или 2Gis в Казахстане. Поэтому программисты, которые занимаются геоинформационными технологиями, они влияют на весь мир. Даже игровая индустрия, биотех, это то, что затрагивает меньше групп населения, нежели моя действующая отрасль.

После того, как вы закончили обучение в США, вы возвращались в Казахстан? И работали ли вы здесь в этой области?

В Казахстане пока мне ещё не приходилось работать, я бы с удовольствием поработал, но пока не предоставилось такой возможности. Когда заканчиваешь университет, по студенческой визе можно продолжать работу, обычно в течение 1-3 лет, и я этим воспользовался. И потом, после этого я получил визу О-1, так называемую визу для людей с экстраординарными способностями. Но на самом деле это очень громко звучит. Она просто для людей, которые чего-то добились в своей области и могут это как-то доказать. По ней я до сих пор и продолжаю работать. Но, в принципе, да, я бы не отказался от возможности поработать в Казахстане.

А в каких компаниях вы работали в США? Каков ваш опыт работы в иностранной корпорации?

За всю свою карьеру в США я работал в четырех компаниях. Первая компания занималась разработкой продуктов для страховых компаний. И я работал над платформой по заполнению и подготовке ежегодной декларации для физических лиц США.  После я работал над очень интересным проектом в департаменте энергетики США, в национальной лаборатории возобновляемых источников энергии. Департамент энергетики США — это 17 лабораторий, которые раскиданы по стране, и каждая лаборатория занимается какой-то своей специализацией. Работал в штате Колорадо, город Голден. В этих лабораториях обычно рождаются проекты в результате симбиоза деятельности ученых и программистов. Небольшой командой работали над программным обеспечением для сбора данных домашнего энергопотребления с различных физических устройств, например, с нагревателей воды, с термостатов. Мы собирали данные со всех этих устройств и затем, исследуя, анализируя все это, мы как бы уже занимались автоматизацией распределения энергии у домов, чтобы они более эффективно расходовали электричество. Затем я работал около шести месяцев уже в маленьком стартапе в Лос-Анджелесе, который был связан с инвестициями в коммерческую недвижимость. Это был максимально полезный опыт.

Вопрос, наверное, который интересует многих начинающих разработчиков - оплата труда. Хорошо ли платят разработчикам в США?

Если брать среднее по стране, то джуниору (младшему разработчику) можно рассчитывать, примерно, на 70 тысяч долларов в год. Это самый низкий порог, но некоторым джуниорам удается зарабатывать по 120 и более. Зависит, конечно, от компании. Обычно, если это маленький стартап, у которого нет еще финансирования, это будет такая достаточно низкая зарплата. Соответственно, если это компания серьезная, если это финтех, например, или просто компания, которая на рынке давно и уверенно держится, то там может быть достаточно серьезная зарплата. Для уже более опытного разработчика, зарплата составляет 100-150 тысяч. И для сеньора (старшего разработчика) это уже 200 тысяч и более. Но ещё такая интересная особенность, что в странах СНГ и в США очень разное, я бы сказал, понятие сеньора и джуниора. После трёх лет опыта работы человек уже считается сеньором и может претендовать в Казахстане на более высокую позицию. Но в США три года работы – это очень мало.

А какую позицию сейчас занимаете вы? И сколько примерно получаете сейчас?

Больше 100 тысяч в год. Но я занимаю мидловскую позицию, потому как я уже сказал, три года — это ещё только начинающий разработчик.

Ранее вы упомянули про хакатон, и я хотела узнать об этом поподробнее. Какие преимущества это даёт для начинающих разработчиков?

Участие в хакатоне дает, в первую очередь, расширение возможностей профессиональных связей, потому что в процессе мы всегда общаемся, наша команда общается с другими командами, эти команды имеют различный бэкграунд, они могут быть из разных стран, из разных университетов, но нас объединяет то, что мы все разработчики, мы все здесь, чтобы создавать проекты, и, соответственно, этот нетворкинг очень важен в будущем.

Во время учебы в университете, я участвовал в Хакатоне University of Iowa. Мы с моим согруппником из Узбекистана делали проект, связанный с геопространственными данными, на который у нас было 24 часа. Создавали веб-платформу, которая анализирует огромное количество вакансий программистов в различных локациях, чтобы пользователь мог зайти на наш сайт и увидеть, где больше вакансий по его умениям и навыкам. К слову, еще один из плюсов, в Хакатоне можно себя попробовать в чём-то новом. И поэтому второй раз мы участвовали уже в блокчейн-хакатоне в университете MIT в Массачусетсе. Для нас это была абсолютно новая технология, с которой мы начали знакомиться только за 2-3 дня до самого хакатона. И уже там делали платформу, целью которой было соединить ученых, занимающихся исследованиями в области блокчейн и криптоинвесторов, чтобы они могли проспонсировать работу.

А есть ли призы или денежный фонд при победе?

Да, это зависит от хакатона. В первом, например, в университете Айова, это был чисто символический приз - блютуз-колонка. А уже во втором там присуждалось 500 долларов. Это все, конечно, тоже символически, но тем не менее приятно. В некоторых хакатонах есть призовые фонды и по 10 тысяч долларов, это все зависит от спонсоров.

Предлагают ли после победы реализовать проект, например, инвесторы? Есть ли такая возможность?

Да, такая возможность есть. Иногда даже именно с этой целью вообще проводятся хакатоны - чтобы посмотреть проекты, чтобы спонсоры отобрали лучшие. Так и появлялись некоторые стартапы. В нашем случае такого не было, но это точно практикуется и в странах СНГ, и в США.

Я бы хотела побольше узнать о вашей книге. Она представлена на Amazon, верно? О чем она?

Книга связана с моим магистерским дипломным проектом, в котором я занимался созданием классификации интерактивных карт повествования. То есть это карты, где человек может что-то покликать, поскролить, повзаимодействовать с объектами на карте или провести какую-то сложную логическую последовательность шагов. В ходе манипуляций с картой пользователь сможет услышать или увидеть какую-то историю, которую задумал автор. Это то, что называют интерактивной картой, но именно интерактивной картой повествования является то, что ещё может рассказать какую-то историю. Может быть, о каком-то человеке, о его жизни, где пользователь сможет проследить его путь. И, соответственно, существует огромное количество типов таких карт, и именно их я и пытался в своей работе классифицировать. Параллельно с этим я разрабатывал также веб-платформу, где любой пользователь сможет, читая мою книгу, вживую увидеть все эти типы, которые я описываю, повзаимодействовать с ними. Сейчас книга доступна на Амазон в физической копии, стоит около 19 долларов. Но она также есть в Интернете свободном доступе для скачивания в электронном виде.

Какой этап вы можете назвать своим главным достижением в карьере?

Если говорить о достижениях в целом, то мне удалось выиграть в двух хакатонах. Получить стипендию от Fulbright, стипендию Эдмунда Маски, когда учился в университете. Я также являюсь лицензиатом различных научных журнальных статей и публикаций. Выступал на различных конференциях, даже на съезде американского географического общества. Но, наверное, главным достижением всё-таки на текущий момент я считаю создание современной классификации интерактивных карт повествования. Потому что я вижу фидбэк, я вижу, что эту работу цитируют. На мои классификации ссылаются специалисты из разных областей знаний. То есть это именно то, чего я как раз и хотел, чтобы классификация использовалась более широко. Это главный фидбэк на то, что это книга написана не зря.

Хорошо, тогда последний вопрос. Как вы считаете, с чего стоит начать? Начинающим разработчикам или просто людям, которые планируют строить карьеру в этом направлении? Какие советы вы бы дали им?

Рекомендовал бы начать с какого-то проекта. Если, опять же, приводить свой пример, я начинал с того, что мне захотелось сделать сайт рок-группы. Это было еще давно, когда мне было лет 15, и я понимал, что никто кроме меня его не сделает. Соответственно, единственная возможность - это просто взять и начать разбираться. И как бы не было сложно, приходится продолжать, потому что есть сильное желание достичь результата. Так, волей-неволей начинаешь копаться, разбираться и что-то узнавать. Ну и потом, когда виден результат того, что сделано собственными руками, появляется сила и мотивация, которая придает буст энергии, для того чтобы уже более углубленно и серьезно изучать программирование, может даже пойти в университет или на курсы. Главное - пробовать!


Алина Козлова

Cookie Image Использование файлов cookie

Мы используем куки для улучшения работы сайта. Узнать больше