Глава правительства РК поручил до 1 ноября разработать План мероприятий для построения целостной системы защиты прав потребителей.

Источник фото

За 8 месяцев нынешнего года в Комитет по защите прав потребителей поступило более 8 тыс. обращений с жалобами на качество товаров и услуг, по которым восстановлены права 80% потребителей (6400 обращений). При этом в июне были приняты законодательные поправки, которые способствуют построению целостной системы защиты прав потребителей с вовлечением неправительственных организаций и бизнеса.

Однако, по мнению премьер-министра РК, этого недостаточно. В идеале казахстанская система защиты прав потребителей должна учитывать передовой зарубежный опыт, где выстроена четкая вертикаль взаимодействия: потребитель – общественное объединение – государство. При этом особое внимание необходимо уделять продовольственной сфере, медицинским услугам, ЖКХ, фармацевтическим товарам, а также туризму.

«Надо проводить политику, ориентированную на производство продукции гарантированного качества, использование механизма контрольной закупки, добросовестную рекламу и маркетинг», — отметил Аскар Мамин.

Министр торговли и интеграции Бахыт Султанов в свою очередь предложил семь шагов, которые выведут систему защиты прав потребителей в Казахстане на принципиально новый качественный уровень:

  • рассмотреть возможность объединения всех общественных организаций потребителей для создания Национальной ассоциации потребителей с широко разветвленной системой представительств в регионах;
  • создать институт омбудсмена на базе неправительственных организаций;
  • внедрить обязательное требование при разработке НПА проводить анализ регуляторного воздействия на интересы потребителей и согласовывать с уполномоченным органом;
  • включить общественные объединения в сфере защиты прав потребителей в состав консультативно-совещательных органов при министерствах и акиматах;
  • внедрить показатель оценки деятельности (KPI) госорганов, МИО и квазигосударственных организаций уровень удовлетворенности и доверия к их работе со стороны потребителей;
  • принять свод правил добровольной деловой практики и нормы в типовые договора для государственных и частных организаций, учитывающие интересы и права потребителей в полном объеме;
  • запустить курс бесплатных онлайн-лекций для потребителей и бизнеса об инструментах системы защиты прав потребителей.

Глава Минторговли заверил, что при поддержке данных инициатив ведомство готово внести соответствующие изменения в нормативно-правовые акты в кратчайшие сроки.