Esquire вспомнил в каких иностранных фильмах упоминался Казахстан и какой имидж он себе приобрел благодаря западному кино.

кино Казахстан США Голливуд

Да, он весьма далек от действительности и чаще всего бывает очень обидным, но зато приносит внушительный доход. Правда, пока все больше тем, кто умеет его эксплуатировать, или играет на нашем желании выглядеть лучше и привлекательней. В попытках создать большое кино Казахстан не преуспел, а вот свой имидж в большом кино приобрел.

На пути к этому были времена наивной радости от прозвучавшего мельком названия республики в редких голливудских лентах. Мы давно опробовали и такой метод, как персональное приглашение кинознаменитостей третьего, второго, первого эшелона, чтобы показать, что страна у нас не дикая какая-нибудь, а, как говорится «не хуже ихних». В прошлом и шок от внезапно свалившейся мировой славы, благодаря фильму «Борат: культурные исследования Америки в пользу славного государства Казахстан». Мы выделяли значительные средства на чужие и собственные кинопроекты, чтобы создать благоприятное впечатление о Казахстане. Теперь можно оглянуться назад и подсчитать, кто и сколько заработал на имидже центрально-азиатской республики. Предваряя перечень примеров, уточним – даже несмотря на то, что картины с казахстанской начинкой не всегда приносили ощутимый доход и прибыль как таковую, кинематограф снова и снова возвращался к постсоветской республике, а это в бизнесе что-то да значит. Итак:

• Самолет президента

Бюджет: $85 миллионов

Мировые сборы: $315 миллионов

Самолет президента кино Казахстан США Голливуд

В 1997 году вышел боевик «Самолет президента», в котором снялись Харрисон Форд, Гэри Олдман и Гленн Клоуз. Казахстан в этом фильме предстает в образе страны, в которой кучка коммунистов жаждет возрождения СССР. Здесь власть захватило военное правительство, а казахстанский спецназ попытался взять в заложники самого американского президента. Борьба с экзотическими кинотеррористами принесла картине номинацию на премию «Оскар» за  лучшую музыку и лучший монтаж.

• Роллербол

Бюджет: $70 миллионов

Мировые сборы: $25 миллионов

Роллербол кино Казахстан США Голливуд

В 2002 году Голливуд вновь вспомнил о Казахстане, избрав его местом действия фантастического боевика «Роллербол» о самом опасном и зрелищном виде спорта будущего (эдакий гандбол на мотоциклах). Проект примечателен разве что участием в нем Жана Рено, сыгравшего бывшего полковника КГБ.

• Сириана

Бюджет: $50 миллионов

Мировые сборы: $93 миллиона

Сириана кино Казахстан США Голливуд

В 2005 году появился более реалистичный взгляд на Казахстан в политическом триллере «Сириана», снятом по схеме оскароносного «Траффика». Режиссером выступил Стивен Содерберг, в картине снялись такие звезды, как Джордж Клуни и Мэтт Дэймон, причем Клуни получил заветную статуэтку «Оскар» за мужскую роль второго плана. В основу фильма лег  бестселлер, написанный бывшим спецагентом ЦРУ Робертом Баером, который  бывал в 90-х годах в Казахстане. «Сириана» жестко критикует американское  нефтяное лобби, транснациональные корпорации и коррупцию. В связи с этим в некоторых диалогах упоминают месторождение Тенгиз и казахстанскую нефть.

• Борат: культурные исследования Америки в пользу славного государства Казахстан

Бюджет: $18 миллионов

Мировые сборы: $261 миллионов

Борат Саша Барон-Коэн кино Казахстан США Голливуд

2006-ой год стал для Казахстана прорывом в кино. «Борат: культурные исследования Америки в пользу славного государства Казахстан» — кинофильм режиссера Ларри Чарльза с участием британского комика Саши Барона Коэна. Псевдодокументальная комедия о путешествии по США якобы казахстанского журналиста Бората, у которого на родине одного из соседей якобы даже зовут Нурсултан Туякбай. Саша Барон Коэн получил «Золотой глобус» в номинации «Лучший актер в музыкальном фильме или комедии», а картина «Борат» была выдвинута на «Оскар» за лучший адаптированный сценарий. Ограниченный прокат и недовольство казахстанских властей не помешали проекту стать коммерчески весьма успешным.

• Вавилон Н.Э.

Бюджет: $70 миллионов

Мировые сборы: $72 миллиона

Вавилон Н.Э. кино Казахстан США Голливуд Вин Дизель

2008 год – время выхода еще одного фантастического боевика под названием «Вавилон наших дней» производства США, Франции и Великобритании. Персонаж Вина Дизеля, по задумке сценаристов, берется вывезти из Восточной Европы в Нью-Йорк загадочную девушку. В одном из эпизодов действие происходит в некоем городе Троицке на границе Казахстана и России. На вид это скопление рыночных рядов, хаотичной торговли, безумной давки у поезда, криминальных личностей и террористов.

Эта пятерка убедительно иллюстрирует идею о том, что образ Казахстана это вполне конвертируемая валюта. Удастся ли стране освоить умение получать в обмен на кинорассказ о себе реальные деньги и иные дивиденды пока неясно. Во всяком случае, казахстанское руководство на это очень сильно надеется, спонсируя, в частности, исторические кинопроекты. Но один бесценный урок мировой кинематограф нам все-таки преподнес. Кто знает, возможно, нас ждет обходной путь и мы научимся просто стричь имиджевые купоны с чужих скандальных  фильмов, подобных «Борату»? Ведь, как говорится, не бывает плохой рекламы.


Записала Айнур Мазибаева

Впервые материал был опубликован в журнале Esquire в 2014 году.

Поделиться: