Казахстанцы инвестируют в парфюм: как заработать на любимых ароматах

«Золотое Яблоко» и эксперт Юлия Лукьяненко изучают феномен парфюмерных инвестиций


perfume-bottle-limited-edition-image
Фото: Diana ✨ / pexels.com

В этом году коллекционеры со всего мира охотятся за лимитированным выпуском Shalimar к 100-летнему юбилею аромата, предрекая ему серьезное подорожание. Прежде подобное происходило с прижизненными ароматами парфюмера Mona di Orio, и теперь они стоят на аукционах в десять раз дороже. И лимитированными флаконами в хрустале от Givenchy и Guerlain — они подорожали впятеро. Для многих парфюм — это давно не просто аромат, а актив, стоимость которого со временем только растёт. 

Что движет рынком инвестиций в парфюмерии, насколько он развит в Казахстане и как на нем ориентироваться? Международный бьюти-ретейлер «Золотое Яблоко» вместе с коллекционером, историком дома Guerlain и креативным директором казахстанского бренда нишевой парфюмерии Aura of Kazakhstan Юлией Лукьяненко изучает феномен парфюмерных инвестиций.

Казахстанский рынок: бум спроса на фоне глобального роста

Интерес к парфюму как к инвестиции возникает на фоне общего стремительного роста рынка. По данным «Золотого Яблока», в Казахстане категория парфюмерии стабильно занимает третье место по объему продаж, а по данным аналитического агентства Research Nester, мировой рынок парфюмерии в 2024 году превысил 52,49 млрд долларов и продолжает устойчиво расти со среднегодовым темпом около 5,1%.

На фоне этого роста повышается интерес к парфюмерным инвестициям - ценители приобретают ароматы не только ради удовольствия и наслаждения, но и как финансовые активы.

Двигатель стоимости: невозобновляемость

На инвестиционном рынке парфюмерии работает фундаментальный экономический закон: ценность определяет невозобновляемость. Юлия Лукьяненко выделяет три ключевых фактора, по которым можно отследить тенденцию:

  • Уникальные события в истории бренда. Самый резкий скачок цены происходит при закрытии бренда или уходе культового парфюмера.

Парфюмерный блогер Алина Пашкова также рекомендует присмотреться сегодня к ароматам бренда Tom Ford, выпущенным до ухода Тома Форда из компании в 2023 году.

  • Изменение рецептуры или дизайна. Когда крупный бренд меняет формулу или упаковку в целях удешевления, поклонники начинают охоту за старыми версиями.

— «Один из ярких примеров Gypnotic Poison Dior. В 2010-м он стоял в магазинах на скидках, а сейчас это объект желания всех парфманьяков и его стоимость достигает 250$ на аукционах» — комментирует Алина Пашкова.

  • Строгий лимит и статус предмета искусства. Суперредкие выпуски (как Shalimar 100th Anniversary — всего 66 флаконов) или ароматы в хрустальных флаконах от знаменитых мастеров (например, Сержа Мансо) изначально создаются как коллекционные объекты.

— «Пятикратно увеличились в цене прижизненные выпуски ароматов парфюмера Mona di Orio. Если повезет купить такой флакон недорого, стоит придержать и наблюдать, как цены будут ползти вверх каждый год. Всегда будут расти в цене элитные лимитированные серии в хрустальных флаконах, заказанных у лучших мастеров. Например, ароматы, выпущенные к 2000 году, уже в 10 раз повысили свою стоимость. И больше в мире их не становится. Следовательно, цена будет медленно, но верно расти с каждым годом, — делится наблюдениями Юлия Лукьяненко. — Винтажные флаконы Guerlain, особенно датируемые периодом до Второй Мировой войны, являются огромной ценностью и моей личной гордостью. Найти такие на аукционах в хорошем состоянии с сохранным живым ароматом — огромная редкость. Они практически бесценны, так как скорее относятся к музейным экспонатам. Продать их уже сложнее, но всегда есть музеи, которые хотят заполучить в свою коллекцию подобные экземпляры. А также есть большое количество коллекционеров, особенно на Ближнем Востоке, которые собирают свои парфюмерные музеи».

Правила игры: терпение, насмотренность и отказ от мифов

Успешные инвестиции в парфюм требуют специфических знаний и отказа от распространенных заблуждений. Эксперты советуют помнить о нескольких принципах.

Долгий горизонт. Это не спекулятивный актив для заработка за 2-3 года. Истинная ценность раскрывается на горизонте 5–15 лет.

Важны детали. Для стоимости критически важны идеальное состояние флакона, наличие оригинальной коробки и правильные условия хранения.

Натуральные компоненты не всегда гарантируют высокую стоимость. Распространено мнение, что винтажные ароматы с натуральным мускусом или амброй — самые надежные вложения. Однако это не всегда так и сопряжено с высокими рисками для новичка. 

— «Химическая промышленность развивается невероятными темпами. Поэтому нет смысла говорить о возможном дефиците того или иного компонента как о гарантии роста, — предупреждает Юлия Лукьяненко. — Химики решат этот вопрос за месяц или за год, ведь даже запрет на использование лилиаля (одного из центральных компонентов для многих свежих или цветочных композиций) не сильно ударил по отрасли. Мировые концерны уже разработали множество заменителей, которые успешно интегрируются в формулы так, что сложно отличить даже профессионалу».

Стратегия для начинающего инвестора: с чего начать

Эксперты настоятельно не рекомендуют начинать с рискованных вложений в древний винтаж. Вместо этого стратегия новичка должна быть осторожной и осознанной.

Начните с лимитированных версий проверенных брендов. Самая безопасная инвестиция – лимитированные версии популярных ароматов ведущих парфюмерных концернов. 

— «Сейчас у Frederic Malle вышел юбилейный выпуск Portrait of a Lady 15th Anniversary в стильном алом флаконе. Его стоимость такая же, как и у регулярных выпусков. Но моя практика показывает, что у Маля лимитки спустя 5-7 лет заметно вырастают в цене. Или например в этом году у Dolce&Gabbana вышла Devotion Sacred Heart Limited Edition – невероятно красивая лимитка во флаконе в виде сердца. Спустя несколько лет за ней будут охотиться фанаты и коллекционеры, я в этом уверена», — советует Юлия Лукьяненко.

Покупайте то, что любите. Это главное правило, которое страхует от разочарований. Начинать стоит с лимитированной версии того аромата, который вам искренне нравится. Такой подход гарантирует, что даже если флакон не оправдает инвестиционных надежд, он всё равно принесет удовольствие от использования.

Изучайте и наблюдайте. Прежде чем вкладывать значительные суммы, стоит погрузиться в тему: следить за аукционами, читать профильные форумы, наблюдать, какие бренды и парфюмеры находятся в фокусе внимания сообщества.

Бум рынка парфюмерии в Казахстане и мире — это история не только о потреблении, но и о зарождении новой культуры ценительства. Парфюм постепенно занимает место на полке рядом с искусством и вином, где финансовая выгода становится изящным, но не гарантированным, дополнением к глубокому эстетическому удовольствию.

Cookie Image Использование файлов cookie

Мы используем куки для улучшения работы сайта. Узнать больше