«Растворяться» — это копроект, снятый Astana Film Fund и знаменитым корейским режиссером в Казахстане.  Премьера картины Ким Ки Дука состоялась вчера в рамках Almaty Film Festival, где фильм участвует в основном конкурсе. 

казахский фильм Ким Ки Дука

Instagram

«Растворяться» — это дитя Almaty Film Festival в самом прямом смысле этого слова. На первом фестивале в прошлом году Ким Ки Дук был членом жюри, в этом году он уже конкурсант. Картина, существовавшая под рабочим названием «Дин», по имени героини (ее отлично сыграла актриса Динара Жумагалиева) была снята всего за 10 смен за очень скромные деньги. Режиссер был так очарован нашей природой и актерами (Динара, с которой он был знаком несколько лет, наконец, решилась на актерский эксперимент), что тут же написал сценарий. Проект поддержали.

Драма «Растворяться» рассказывает историю одной девушки-студентки, талантливой художницы по имени Дин. Ее семья – грубый брат (Чингиз Капин, который слишком холен для гопника), нервная мать (Ирина Ажмухамедова, которую с ее аристократической внешностью совершенно невозможно представить в таком простеньком сельском доме), и отец-подкаблучник (Еркен Губашев) пытается постоянно ее контролировать – Дин должна все время отчитываться где она, с кем она и после занятий сразу должна бежать домой.

Все это продолжается, пока она не знакомится со своей противоположностью (антипода играет также Динара Жумагалиева), та не робкого десятка — хамит людям, пьет, дерется в барах и спит с богатыми мужчинами (Санжар Мади). И тут, как говорится, в  жизни Дин начинается самое интересное. На премьере Ким Ки Дук, знаменитый своими сценами секса и поэтичной жестокостью сказал, что эта версия для казахстанского зрителя – 15 минут вырезали. Но и показанное вызвало у нашего стыдливого зрителя небольшой скандал – люди возмутились откровенностью некоторых сцен. «Здесь снимаются казахи, но это не казахское кино», — заявил один из них.

Ким Ки Дук казхаский фильм

Картина «Растворяться» любопытна. Она демонстрирует зрителю редкое явление — Ким Ки Дука только начинающего свой творческий путь. Режиссер знаменитой картины «Весна, лето, осень, зима….и снова весна», будто сам пережил все сезоны года, включая глубокую осень (его предыдущая лента «Человек, место, время и снова человек», показанная на первом Almaty Film Festival была непростительно плохой). А теперь  у него вновь весна. Картина «Растворяться» похожая на студенческую работу молодого, только начинающего режиссера, которая несмотря на всю ее неуклюжесть, подкупает. В ней есть то, за что мы любим фильмы дебютантов – свежий, местами тривиальный, но обезоруживающий и любопытствующий взгляд на нашу действительность. Эта простота и отсутствие амбиций очаровывает. А то как мастер раскрывает наших актеров и дает им сыграть то, что они раньше не играли вообще достойны похвалы – красавец Санжар Мади (здесь, кажется, наконец, настоящий секс-символ).

Хотя мастер подчеркивал на встрече, что кинематограф не имеет национальности, его новый фильм интересен именно казахским содержанием – по сути он снял версию своей «Самаритянки» в Казахстане и выглядит, это, как минимум, интересно. Напомним, в «Самаритянке» две подруги-школьницы копят деньги для поездки в Европу. Одна разыскивает богатых мужчин и охраняет номер, где проходят встречи, другая в это время занимается проституцией. Когда с одной из них случается трагедия, подруга решает, что возвращая деньги ее бывшим клиентам, она искупит вину.

В фильме «Растворяться» тоже две героини, правда, с развитием фильма выясняется, что девушки не две, а одна (вторая это ее альтер-эго). У  двух девушек, похожих друг на друга, как две капли воды, совершенно разные истории  — одна богата, заносчива и у нее куча влиятельных любовников, другая бедная студентка, затюканная семьей и великим уятом девственница, для которой взять за руку мужчину, это целое событие. Пока одна спит с мужчинами, другая вместо нее ведет светские разговоры с ее любовниками. А когда дело доходит до постели, раскрепощенная версия тут же появляется рядом и берет на себя секс.

казахский фильм Ким Ки Дук

Интересно, что «Самаритянка» выглядела чуть ли не достоевским рассуждением о чувстве вины и его искуплении, а «Растворяться»  смотрится исследованием о вещах, волнующих  именно наше общество — абьюзерах, уятменах, о положении наших женщин и социальном неравенстве, которое мы видим в Казахстане на каждом шагу. Можно считать, что «это не он такой, это  страна у нас такая». В Корее на повестке дня будто бы вопросы нравственности и совести, а у нас уята, лицемерия и внутренней свободы. «Самаритянка» выглядит глубже и драматичнее – там и героини сильно младше (получается, история разворачивается на фоне детской проституции), и взаимоотношения с отцом раскрыты куда глубже. Здесь же семья схематична.

В заключение добавим, что самый большой враг больших режиссеров — это зрительские ожидания. Если ждать от человека, снявшего  великолепные: «Остров», «Натянутая тетива», «Крокодил»  и другие картины подобного в новой картине, то стоит предупредить — «Растворяться» Ким Ки Дука не из этого ряда. Технически его казахская лента не  так совершенна, как хотелось бы. И когда смотришь на наши волшебные пейзажи сквозь камеру мастера, кажется, что природа Алматы заслуживают лучшего оператора, чем Ким Ки Дук. И снято это всего за неделю с небольшим.

С другой стороны, его знаменитая картина «Весна, лето, осень, зима….и снова весна» по легенде тоже была снята за 7 дней, а стала визуальным шедевром и одной из лучших лент в авторском кино. При этом господин Ким Ки Дук предпочитает снимать свои работы сам. Если же забыть о том, что фильм снимал знаменитый режиссер, получивший «Золотого льва» Венецианского кинофестиваля и «Серебряного Медведя» Берлинале, то можно получить несомненное удовольствие. От его юмора, взгляда, актерских работ и того каким свободным может быть казахское кино.

К слову, недавно Ким Ки Дук снял новый проект в Кыргызстане, в главной роли снялась казахская актриса Жанель Сергазина.


Записала Галия Байжанова