Старые автомобильные покрышки,  самодельное радио, деревянные игрушки и мышь…  Кто-то увидит в этом ненужный хлам, а кто-то – возможность создать что-то новое. Esquire решил вспомнить несколько крупнейших компаний в мире, которые «родились» в годы самых жестких экономических кризисов.

Кризис
Источник фото

Adidas

Один из самых известных на сегодняшний день производителей спортивной экипировки свои первые шаги делал в депрессивной послевоенной Германии. Первая мировая война закончилась для страны разрушенной экономикой и огромными репарациями.

В 1920 году браться Адольф и Рудольф Дасслер пришли к выводу, что для того, чтобы выжить в условиях гиперинфляции и безработицы, придется самим организовать себе рабочие места. Кто-то скажет, что это самоубийственное решение, но они начали шить тапочки и тренировочную ортопедическую обувь для спортсменов-инвалидов из списанного военного обмундирования. В качестве подошвы использовали резину от старых автомобильных покрышек.

Так им удалось худо-бедно протянуть до 1925 года. А потом Адольф Дасслер изобрел и сшил первые футбольные бутсы со стальными шипами. В то время традиционные обувные фабрики не рассматривали спортивную обувь как возможную нишу.  В результате фабрика братьев Дасслеров быстро стала лидером в производстве спортивной обуви. В 1932 году на Олимпийских играх в Лос-Анджелесе шиповки Dassler помогли немцу Артуру Йонату завоевать бронзу в беге на дистанцию 100 метров. Это послужило пропуском в клуб в производителей элитной спортивной обуви.

В общем, бизнес пошел в гору. В 1936 году уже американец Джесси Оуэн в шиповках Dassler завоевал 4 золотых медали: в беге на 100 метров, на 200 метров, в эстафете и в прыжках в длину. На Gebruder Dassler Schuhfabrik хлынул мощный поток заказов со всего света.

Источник фото

Правда, сразу после Второй мировой войны между братьями пробежала черная кошка. Страна вновь переживала послевоенную разруху. Младший брат винил во всем нацистов, старший возлагал ответственность на войска антигитлеровской коалиции. В общем, 1948 году братья разделили фирму – благо, к тому времени в их распоряжении были уже две практически одинаковые фабрики.  Адольф назвал свою компанию Adidas. Рудольф – Ruda. По первым слогам имени и фамилии. Позже бренду Ruda придали более хищное и спортивное звучание – Puma.

Pepsi

На рынке напиток Pepsi впервые появился в 1898 году. Несколькими годами ранее его изобрел американский фармацевт Калеб Брэдхэм и нарек «Напитком Брэда». В 1898 году Бредхем за $100 долларов  выкупил название «Pepsi-Cola» у какого-то разорившегося бизнесмена. А 16 июня 1903 года зарегистрировал торговую марку Pepsi-Cola. Дела у него шли в принципе неплохо.

Источник фото

«Причем тут кризис?» — спросите вы.  А при том, что в 1923 году подорванные Первой мировой войной международные торговые и экономические связи привели к астрономическому росту цен на сахар. И PepsiCo обанкротилась. Ее активы были проданы. Через восемь лет компания обанкротилась еще раз.

И вот тогда, в самый разгар Великой депрессии ее купил президент кондитерской фирмы Loft Incorporated Чарльз Гут. Выстраивая маркетинговую кампанию, он сделал ставку на то, что времена были тяжелые и американцы старались экономить на всем. А, надо сказать, главным конкурентом Pepsi, как и сейчас, была Coca-Cola. Тогда более известная за счет своей уникальной фирменной бутылки в 6 унций. Стоила она 5 центов.

Так вот, Чарльз Гут вышел на рынок с 12-унцевой бутылкой, прайсом в те же 5 центов и лозунгом «Плати столько же, а получай больше».  С тех пор бренд  благополучно существует на рынке, продолжая наступать на пятки своему извечному конкуренту.

Grundig

В 1930 году в городе Фюрт Макс Грюндиг вместе с компаньоном открыли специализированный магазин для радиоприборов.  Ко Второй мировой войне компания Grundig пришла довольно успешным предприятием. Что не удивительно радиоприемники в те времена  были крайне востребованными устройствами.

Источник фото

Однако настоящий успех пришел к Grundig после Второй мировой войны.

Итак, население обнищало, экономика в хаосе и полном нокауте. Победители установили свои правила ведения бизнеса. Дело Грюндика стало совершенно невыгодным — как раз на радиоприемники был установлен один из самых высоких налогов. Компания грозила стать нерентабельной и разориться.  К тому же у немцев просто не было денег для покупки новой техники. В то же время именно радиоприемник тогда был самым оперативным и полным источником информации.

Вот тут-то Макс Грюндиг показал себя неординарной личностью и талантливым предпринимателем, виртуозно и изящно обойдя драконовский налог. Он начал выпускать конструктор «Хайнцельманн» («Домовой»). В его состав входили радиодетали, которые можно было легко собрать в домашних условиях вполне приличный, доступный и надежный радиоприемник. Разумеется, «конструктор» пошел на ура.

Постепенно ассортимент продукции Grundig расширялся, компания стала крупнейшим в Европе поставщиком магнитофонов, а затем перешла на такую бытовую электронику как телевизоры и видеомагнитофоны.

Lego

В 1932 году датчанин Оле Кирк Кристиансен еще и не помышлял выпускать самый популярный в мире конструктор. Он делал себе нужную в хозяйстве  продукцию из дерева. Основную прибыль ему приносили лестницы и гладильные доски. И если бы Великая депрессия, начавшаяся в 1929 году в США, не добралась до Дании…

В общем, спрос на продукцию с каждым днем все больше падал и Кристиансен решил, что надо искать новую нишу. И в голову предприимчивого датчанина пришла идея делать деревянные игрушки. В конце концов, игрушки пользуются спросом даже в самые тяжелые времена. Это вам любые родители подтвердят.

Так появились игрушки с логотипом LEGO, который происходил от слов Leg и Godt, которые вместе означают «играть хорошо». Спустя, какое-то время Кристиансен узнал, что на латыни LEGO означает «я учусь» или «я складываю». Видимо, осознание этого и повлияло на будущую историю компании.

Источник фото

А заодно то, что в 1947 году LEGO получила права на разработку английского психолога — небольшой пластиковый кубик, который мог соединяться с другими подобными. Плюс в 1955 году компания выпустила первый тематический набор, который стал очень популярен. Это был прообраз того, что мы увидим через много лет, когда компания станет выпускать свои популярнейшие тематические серии (космос, город, рыцари, ковбои и так далее).

В общем, 28 января 1958 года был запатентован современный кирпичик LEGO. С тех пор и по настоящее время эти конструкторы одно из самых любимых развлечений для детей всех возрастов. 

Disney

Секрет совместимости доброго Санта Клауса и акулы капитализма Уолт Дисней унес с собой. А миру оставил огромную империю развлечений. А между тем начиналась она в годы Великой депрессии.

В 1928 году братья Уолт и Рой Дисней познакомили мир с Микки Маусом в короткометражной анимации «Пароходик Вилли». А в 1929 году открыли Walt Disney Productions. Возможно, все дело в харизматичности Микки Мауса, возможно в том, что тогда улыбка нужна была Америке больше, чем когда-либо. Однако первый большой успех к Диснею пришел в том же 1929 году с мультфильмом «Глупые симфонии». Они преуспели настолько, что смогли начать работу над своей первой полнометражной лентой «Белоснежка и семь гномов» сразу после окончания Великой депрессии.

Но именно Микки досталась основная зрительская любовь. Он и по сей день самый популярный и, несомненно, самый растиражированный мультперсонаж планеты. Студию, поставившую на конвейер производство 8-минутных короткометражек, прозвали «мышиной фабрикой», а ее владельца «мышиным королем». Кстати, Дисней так сроднился с рисованной мышью, что 20 лет сам озвучивал Микки своим неподражаемым фальцетом.

Источник фото

Полная фильмография Диснея — это более чем внушительный список. В качестве продюсера он работал над созданием 526 мультфильмов, озвучивал своего бессмертного мышонка Микки и еще некоторых героев в 122 мультфильмах. В конце 1950-х и на протяжении 1960-х годов студия Диснея занималась созданием документальных видовых серий, фильмов о животных, игровых коммерческих фильмов для кино и ТВ. За свои работы Дисней получил 29 призов «Оскар».

Однако Дисней не ограничился мультипликацией. Как только появилась возможность, он купил в Калифорнии участок земли для строительства грандиозного парка развлечений для детей и взрослых. В конце концов, самая лучшая сказка – это та, что стала былью.  Вложенные в строительство $17 млн окупились в десятикратном размере уже в первые годы существования парка.

Собственно с тех пор Disney  – это не только смешной мышонок и самые красивые анимационные сказки, но и самые крутые парки развлечений.