Когда речь заходит о симбиозе неоклассики и электронной музыки, мы часто вспоминаем легендарных экспериментаторов Людовико Эйнауди, Нильса Фрама, Макса Рихтера и Оулавюр Арнальдса. Однако, всеми излюбленная стриминговая платформа Spotify предлагает нашему вниманию еще одно имя: Том Эшбрук.

Композитор Том Эшбрук для Esquire.kz: “Люди привыкли получать все и сразу. Но в музыке такая схема не работает”

Британский композитор, окрещенный у себя на родине “мастером медитативной электроники” совсем недавно выпустил альбом “Solitudes”, который привлек внимание нашей редакции. Благословленный Питом Таунсендом, основателем легендарной группы “The Who” и сэром Полом Маккартни, Том Эшбрук рассказал Esquire о своей карьере, новом альбоме и эволюции музыкальной индустрии в цифровую эпоху.

Том, мы слышали твой альбом “Solitudes” был написан во время локдауна.

— Ага. Получилось что-то вроде музыкального дневника. Вся концепция заключается в том, чтобы остаться наедине с собой и попробовать услышать свои мысли. Первая часть альбома довольно мрачная: она о том, как людям приходилось адаптироваться к “новой жизни в новом мире”. Вторая часть более оптимистична — мы все-таки движемся в правильном направлении.

То есть, альбом — это своего рода отражение твоих настроений во время изоляции?

Именно так. Музыка достаточно личная. Она о том, каково это — не иметь возможности видеть близких людей и быть запертым в четырех стенах.

Мы знаем, что до того, как стать композитором, ты работал шеф-поваром.

Все верно. Я работал в ресторане около пяти лет. Но боже мой, быть поваром — это такой адский труд! Я постоянно причинял себе какую-нибудь боль: то обжигался, то резал себе пальцы. Тогда я понимал, что когда-нибудь мне придется выбрать что-то одно: либо продолжать работать в ресторане или выбирать музыку. В итоге, я выбрал музыку.

С чего все началось?

Я играю на фортепиано лет с шести. Я был из тех детей, которые не читают по нотам, но играют все на слух. Позже пошел в институт Пола Маккартни в Ливерпуле. Играл в фанк-группе во время учебы. После завершения института все как-будто бы встало на свои места. Я начал гастролировать: играл музыку Pink Floyd вместе с трибьют-группой Brit Floyd. Мы гастролировали по миру пять лет. Этот опыт сильно повлиял на мое отношение к синтезаторам. После пяти лет игры студийных альбомов Pink Floyd я пришел к выводу: “кажется, мне пора писать свою музыку”.

Вот тогда я и начал заниматься соло.

В музыкальной индустрии очень высокая конкуренция. Как думаешь, что необходимо для успеха начинающим музыкантам?

Любой желающий, у которого есть ноутбук, может сочинять музыку. Это потрясающе, если честно. Но дело в том, что очень легко попасть под влияние разных музыкантов. Конечно, приятно вдохновляться их творчеством. Но композиторам для успеха нужно найти свой собственный саунд. Я часто получаю сообщения в Instagram с вопросами: «Как ты это сделал? Как мне добиться такого же эффекта? ” Людям нужна информация по щелчку. Люди так привыкли получать все и сразу: TikTok, YouTube, Instagram…Но в музыке такая схема не работает. Нужно искать. Искать до тех пор, пока не найдешь саунд, который тебе понравится. Ты не думаешь: «интересно, какую музыку хотят слушать люди?”. Многие музыканты попадают в эту ловушку. Они постоянно давят на себя мыслью: «мне нужно звучать именно так». Я думаю, это главная проблема, с которой сталкиваешься в индустрии. И да, конкуренция высокая.

Композитор Том Эшбрук для Esquire.kz: “Люди привыкли получать все и сразу. Но в музыке такая схема не работает”

Были ли мысли отказаться от карьеры музыканта?

Честно, никогда и не думал. Конечно, с эти вирусом многие люди получили финансовый удар. Мой друг вообще недавно переучился на пожарного в Лондоне. Хотя он — профессиональный гитарист. К счастью для меня, я продолжаю заниматься своей сольной карьерой. Мне повезло, что у меня есть время заниматься своим творчеством, вместо того, чтобы выступать на корпоративных концертах или диджеить где-нибудь в клубе.

Многие современные композиторы работают в том же стиле, что и ты. Как думаешь, такое разнообразие музыкантов как-то снижает ценность неоклассической музыки?

Я даже скажу, когда началась эта волна. Примерно в 2010 году. Это год, когда все внезапно начали писать простые композиции для фортепиано. У всех был одинаковый саунд. Позже на Spotify начали появляться плейлисты типа “умиротворенное фортепиано”. Длительность каждой из композиций из таких плейлистов — максимум две минуты пятьдесят секунд. Признаюсь, число композиторов тогда достигло около миллиона. Но я не думаю, что музыка обесценивается из-за возрастающего количества композиторов. Я думаю, что из-за этого бывает тяжело получить работу.

Роль композиторов всегда имела тенденцию меняться. Кто такой современный композитор?

Музыкальная индустрия сейчас меняется, услуги дешевеют и соотвественно, становятся более доступными. Даже движение неоклассической музыки в каком-то смысле предоставило композиторам больше возможностей: писать музыку для фильмов, игр и рекламы. Это означало, что композитор должен самостоятельно произвести запись, микширование, а также мастеринг. Я думаю, что наличие домашней студии так же повлияло на изменение роли композитора. Она позволяет людям писать для себя и исследовать новые звуки: смешивать электронику с акустикой, создавать классическую музыку в новых жанрах. Я горд называться современным композитором и стоять в одном ряду с такими великими музыкантами как Джон Хопкинс, Нильс Фрам и Макс Рихтер. Я чувствую, что новая музыкальная индустрия дала мне возможность сочинять и продюсировать то, что я хочу.

Многие композиторы называют себя музыкальными продюсерами. Объясни, в чем разница?

Я думаю, что на заре музыкальной индустрии все было намного яснее. Композитор пишет музыку, а продюсер нанимался для того, чтобы воплотить в жизнь конечный продукт. Он приглашал подходящих музыкантов, находил студии, инженеров и даже следил за тем, чтобы труд музыкантов должным образом оплачивался. На этом его полномочия заканчивались.Теперь границы кажутся более размытыми. Сейчас же, продюсеры больше участвуют в создании музыки: занимаются аранжировками и даже сами пишут песни. Так же, наличие собственных домашних студий, музыкальной аппаратуры и ноутбуков позволило музыкантам стать полностью самодостаточными и иметь свободу сочинять и публиковать то, что хочется.

Как думаешь, в чем, на твой взгляд, смысл твоего творчества?

Один раз мне пришло сообщение типа «я только что пережила ужаснейший развод. Ваша музыка помогла мне пройти через этот кошмар». Я, конечно, удивился. Но получается, моя музыка — музыкальная терапия для слушателей. Может, в этом и есть ее смысл?

Записала Лира Бекболатова

Поделиться: