Некоторое время назад AРTиШОК объявил о создании спектакля «Конаев» о прекрасном казахстанском городе будущего, которое должно когда-то случиться вместо заброшенных казино, пустынных пляжей и городских ОПГ. И вот театр позвал зрителей на первую открытую репетицию по этому спектаклю.
Открытая репетиция – это рабочий формат создания спектакля, где у театра есть возможность проверить тему и персонажей, а у зрителя – увидеть, как рождается будущая постановка и, в каком-то смысле, стать ее соавтором. Как заявила худрук театра Галина Пьянова, нам очень нужны соавторы и в ближайшее время театр очень ждёт людей, чья жизнь так или иначе связана с Капчагаем — человеческие истории особенно ценны для подобного рода спектаклей. К слову, для того, чтобы получше узнать настроение зрителей по окончании спектакля им раздали специальные анкеты-тесты. Там предлагалось выбрать – какие персонажи им были бы более близки и какой финал, точнее какое будущее для Конаева они видят.
Пока же зрителям был представлен своего рода эскиз — несколько набросков-мазков на предмет того, какие сюжетные линии стоит взять в более подробную разработку. Этих сюжетных линий было несколько. Начать с того, что своего рода проводником через разные пласты истории города выступает известная журналистка и гид Евгения Морозова в прекрасном исполнении Насти Тарасовой. Вдохновленным и певучим голосом она бросает нас то в далекое прошлое – во времена сгинувшего на дне Капчагая Илийска, то в далекое будущее, во времена, когда над городом Конаевым курсирует канатная дорога, Алматы с Капчагаем связывает речной канал с прогулочными гондолами, а международные рейсы принимает аэропорт имени Заманбека Нуркадилова.
На секундочку мы останавливаемся в начале 2000-х годов, когда в Капчагае с строился водочный завод и потом сразу ныряем в современность.
Как, например, в истории двух торговок – приезжей из Шымкента и коренной капчагайки. Их спор, начавшись с цен на товар, быстро переходит на межнациональный и межъязыковой спор (если не сказать хлеще). А примиряет их, что тоже символично, сердобольность и желание помочь заблудившемуся на рынке аташке, которому стало плохо. К слову, аташка этот — сквозной персонаж, весь спектакль ищущий, где акимат. А что ему нужно в акимате – отдельная интрига – не стоит спойлерить.
Также, возможно, в рамках «Конаева» была предпринята попытка поставить на сцене настоящий хоррор. Как в сюжетной линии модной алматинской блогерки и местного сталкера-ныряльщика, исследующего погребенный под водой старый Илийск.
Многим памятна городская страшилка про капчагайскую деву – голосующую на трассе заплаканную заблудившуюся девушку, которую если встречный водитель подберет, то бесследно пропадет и никто его никогда не увидит. Она тоже весьма колоритна. И хотя в конце этого сюжета эта история оборачивается шуткой, стебом над городскими суевериями, если развить эту линию, то, возможно, получится неплохой театральный хоррор. Между прочим, в Казахстане этот жанр – непаханое поле.
Есть просто «закидывание» удочки на будущие темы, то есть сюжетные линии, которые показываются одной сценкой, но развития не получают. Как, например, история с релокантом, который гуляет по Конаеву, встречает там полицейского. А тот, узнав, что тот уехал от мобилизации встречает его фразой: «А ты почему родину не защищаешь!», на что следует обезоруживающий ответ: «А на нее никто не нападал!». По рассказу Галины Пьяновой, этот случай полностью списан из жизни.
Ну, а «менты» – отдельная тема. Как говорит сама Галина, даже если в будущем спектакле будет решено отказаться от подобных персонажей, они все «прорастут и всплывут». Хотя, конечно, грех отказываться от таких колоритных персонажей, выезжающих «на охоту» с радаром, покуривающими травку и в глубине души мечтающими стать рэперами похлеще Скриптонита. В этих ролях в течение нескольких минут упоительно купались Салим Балгазин и Шерхан Оразбеков, чем абсолютно «разорвали зал».
«Через странную судьбу и неустроенную биографию этого города, через проект советского государства, нестройную недавнюю историю и совершенно недавно открывшиеся перспективы, мы хотим поговорить о нашем собственном прошлом, настоящем и будущем. Это разговор с публикой о том, какие мы сейчас, в этой точке и что нас может ждать в будущем», — напутствовала первых зрителей режиссер спектакля и художественный руководитель театра «АРТиШОК» Галина Пьянова.
Сценарии будущего, как уже упоминалось, тоже представляются. Помимо самого оптимистичного с канатными дорогами и аэропортом Нуркадилова предлагаются и прямо противоположные.
На данном этапе создания спектакля финал задумывается как пессимистичный. Конаев будущего представляется эдаким «победившим казино», где собирается сплошь мафия, где простым людям уже нет места. А может потому, что места для жизни там уже просто нет – вода ушла, водохранилище высохло, а все вокруг превратилось в безжизненную пустыню.
Понятное дело, что такие опасения рождаются не на пустом месте. Всякий кто видел как обмелел Капчагай задавал себе вопрос: а, собственно, сколько еще просуществует столь любимое нами Капчеморе?
Возможно, на дальнейших этапах настроения у творческой группы изменятся и доза оптимизма в финале все же появится.