Александр Медведев взглянул на встречи с инопланетным разумом, которые рисуют кинематографисты, и понял, чем они нам грозят.

Контактная информация 1

«Космос, последний рубеж. Это путешествия звездолета Энтерпрайз, чья миссия – исследовать неизведанные миры, открывать новую жизнь и цивилизации, смело идти туда, куда еще не ступала нога человека». Пятьдесят лет назад эти слова предваряли эпизоды культового телесериала Джина Родденберри «Звездный путь», сформировавшего несколько поколений фанатов научной фантастики. Но сегодня стремление выйти за грань известного уже не просто элемент поп-культуры, а сформировавшаяся идеология, приверженцы которой – астрофизики, инженеры и даже целые организации – не оставляют попыток сделать еще один шаг навстречу неизвестному. Это и правительственное ведомство НАСА, и частные организации наподобие Mars One, и десятки увлеченных любителей, ежегодно предоставляющих патентным бюро проекты, направленные на усовершенствование имеющихся технологий.

Также с каждым годом ряды энтузиастов пополняет все больше смелых космических добровольцев, готовых строить и развивать колонии на соседних планетах. Но что произойдет, если эти, казалось бы, нетронутые территории уже кем-то заняты? Будет это враждебная сила или нечто, способное мирно сосуществовать с человечеством в едином стремлении познавать космос? По какому сценарию произойдет первый контакт с иноземной жизнью? А если жизни за пределами Земли нет, то сможем ли мы в одиночку покорить неизвестную нам среду?

Ответы на эти вопросы пытались дать писатели-фантасты, художники и даже музыканты. Но наиболее яркое представление о наших звездных соседях дает, конечно же, кинематограф. Попробуем вспомнить самые интересные сюжеты и образы, на которые по сей день опираются не только увлеченные зрители, но и, что удивительно, многие видные деятели науки.

Долетались

Пожалуй, самым популярным примером встречи двух цивилизаций в космических просторах можно назвать классическую картину Ридли Скотта «Чужой», которая предлагает зрителю не самый радужный вариант первого контакта. Тем не менее, кассовый успех позволил фильму вырасти в культовую киносерию, в основе которой лежит попытка людей предотвратить попадание враждебных ксеноморфов на родную планету. Первые четыре фильма строились по одной схеме, но в дальнейшем создателям пришлось сменить тактику и попытаться выбрать иное направление. Потерпев неудачу с двухсерийным кроссовером «Чужой против Хищника», авторы решили расширить киновселенную без привлечения других известных кинобрендов. Последствия этого судьбоносного решения известны всем. Картина «Прометей», хоть и провалилась в прокате, дала ответы на многие вопросы, мучившие поклонников «Чужих». Здесь человечество вступило в диалог непосредственно с виновниками торжества – богоподобными Инженерами, на счету которых не только разведение ксеноморфов, но и создание всей человеческой расы.

Результат встречи и здесь нельзя назвать утешительным. Инженеры, недовольные стремлением своего чада поравняться с ними в эволюционной гонке, указывают любознательным homo sapiens на положенное им место. Что будет дальше и сумеет ли человечество раскрыть главный секрет мироздания, мы узнаем в ближайшие несколько лет. А пока можно перейти к другому варианту отношений человека с космосом – игре на нашем поле.

Контактная информация 2

На страже

«Хищник» Джона МакТирнана выглядит уже более обнадеживающим. Здесь в схватке с космическим охотником человек (не самый, конечно, простой, но все же) одерживает уверенную победу, давая понять, что незваным гостям земляне не особо рады.

А вот нечто, созданное Джоном Карпентером, нельзя просто взять силой. У паразита из «Нечто» в отличие от расы хищников, нет воинского кодекса и разума. Он пожирает все на своем пути, используя для маскировки тела своих жертв. Способность к мимикрии позволяет этой форме жизни распространять заразу на большие расстояния прежде, чем ее заметят и попытаются устранить.  Наверное, стоит вспомнить и о более дружелюбных визитерах. Для этого обратим свой взор на семейное кино. В этом жанре первую строчку, конечно же, занимает «Инопланетянин» Стивена Спилберга, который не только ввел моду на мирных пришельцев, но и побил множество кассовых рекордов. История дружбы земного мальчика и пришельца примечательна в первую очередь тем, что не внушает зрителю страха перед возможными контактами будущих поколений с обитателями других планет. Космические гости здесь всегда готовы прийти на помощь, выручить из беды и даже подарить вечную жизнь. К сожалению, Спилберг и его товарищи в 80-х сделали для жанра все, что было возможно, и на них тема была закрыта. Фильмы формата «Батарейки не прилагаются» или «Кокона» остались в прошлом. Картина «Пол» с комиками Саймоном Пегом и Ником Фростом еще вызывала некоторый интерес среди представителей гик-аудитории, но это было лишь каплей в море. Даже Джей Джей Абрамс, имеющий солидную фанатскую базу, не сумел своим «Супер 8» повторить успех «Инопланетянина».  «Пятый элемент» Люка Бессона, полнометражные фильмы по мотивам вселенной «Звездного пути», комедийная трилогия «Люди в черном» или же фильм «Район №9» рисуют нам альтернативное будущее, в котором человек без каких-либо проблем сосуществует с одним или целым множеством представителей иных цивилизаций. Такое будущее описывали и многие культовые фантасты ХХ века, но в кинематографе оно не получило широкого распространения. Видимо, заключение межгалактических союзов и обмен знаниями не так привлекает современного зрителя, как, скажем, попытка захвата нашей планеты.

Контактная информация 3

Соседи

Собственно, это еще один из возможных сценариев. Причем он является еще и самым популярным. Фильмы о вторжении разнообразных инопланетных захватчиков снимаются еще с 40-х годов ХХ века. Сатирическая картина Тима Бертона «Марс атакует», удачно стилизованная как раз под эту эпоху, высмеивает все штампы ретро-фантастики, наглядно демонстрируя, насколько изменилось восприятие человеком инопланетной угрозы. Блокбастеры «День независимости», «Инопланетное вторжение: Битва за Лос-Анджелес» и «Война миров», снятые в мрачном ключе, показывают уже более реалистичную угрозу землянам и способы ее устранения. Но есть и случаи, когда любые военные действия не приводят к желаемому результату, а единственным разумным выходом из ситуации является старая добрая дипломатия. «Близкие контакты третьей степени» и «День, когда Земля остановилась» — яркое тому доказательство.

Нельзя забывать и о так называемых «случайных связях», примеры которых можно наблюдать в кинокартинах «Бездна», «Сфера» или «Планета Ка-Пэкс». В них герои сталкивются с внеземной жизнью при самых необычных обстоятельствах и в самых неожиданных местах, но о каком-либо противостоянии, к счастью, речь тут не идет. Скорее, наоборот: два незнакомых мира пытаются исследовать и понять друг друга. Обычно к плачевным результатам это не приводит, но и пользы для человечества от таких контактов немного. А виной всему, как правило, корпоративные интересы и жестокость правительства, от которых напуганные гости стремятся улететь как можно дальше.

Первый шаг

Но не каждый человек может столкнуться с чем-либо особенным на космических просторах или наблюдать за войной двух цивилизаций. Не каждому также предоставляется возможность добраться до своих создателей, как это удалось героям «Миссии на Марс» Брайана Де Пальмы. Или же раскрыть тайну загадочного артефакта из картины «2001: Космическая одиссея» Кубрика. Не всегда опасность в принципе может исходить со стороны. Так, к примеру, в триллере «Пандорум» основной угрозой стала разновидность шизофрении, приведшая к гибели десятков тысяч людей и поставившая под угрозу важную миссию. А в «Пекле» Дэнни Бойла по вине обезумевшего капитана человечество могло погрузиться в вечную зиму.  Жадность акционеров энергодобывающего предприятия привела одного из сотрудников к шокирующему открытию в картине Дункана Джонса «Луна». А инженер, создавший некое подобие варп-двигател в фильме «Горизонт событий», и вовсе открывает портал в космический ад.  Готово ли человечество к первому контакту, если многие его представители не в силах наладить контакт даже с себе подобными? Возможно, нам и удастся ответить на этот вопрос в далеком будущем, когда астронавты с Земли достигнут границ и передадут по всем частотам восклики радости или тревожные сигналы. А пока мы лишь готовимся сделать первый шаг, результат которого во многом определит дальнейшую схему покорения человеком космического пространства. И пусть этот шаг послужит вдохновением для тех поколений, которые через десятки или даже сотни лет будут желать долгой жизни и процветания очередным звездным гостям.


Записал Александр Медведев

Иллюстратор Дина Нургалиева

Поделиться: