Космическая мыльная опера: каким получился сериал «Дюна: Пророчество»

Разбираемся, действительно ли научно-фантастический сериал так хорош.

МФ
Максим Федоров
25 декабря 2024

Источник изображения: film.ru
Источник изображения: film.ru

На HBO вышла «Дюна: Пророчество» — приквел нашумевшей дилогии Дени Вильнева. Критики окрестили новинку ««Игрой престолов» в космосе», тогда как продюсеры заведомо продлили шоу на второй сезон. 

Еще недавно цикл романов «Дюна» Фрэнка Герберта считался «неэкранизируемым». Однако Дени Вильневу, режиссеру «Прибытия» и «Бегущего по лезвию 2049», все же удалось адаптировать культовую фантастику для киноэкрана. Первый фильм был встречен тепло и фандомом, и зрителями со стороны, а вторую часть вовсе ждал триумф. Сиквел не только собрал внушительную кассу, но и стал вехой в жанре, предложив иной тип блокбастера.

Космическая мыльная опера: каким получился сериал «Дюна: Пророчество»
Источник изображения: film.ru

В 2019 году, одновременно с дилогией, студия Warner Bros. запустила в производство сериал-приквел. Проблемы возникли уже на уровне первоисточника. Если картины Вильнева базировалась на первом романе, общепризнанной классике литературы XX века, то предыстория вдохновлена современной трилогией «Великие школы Дюны». Авторами новых книг выступили Кевин Андерсон и Брайан Герберт, сын Фрэнка Герберта. Фанаты оригинальных произведений их недолюбливают, полагая, что тандем паразитирует на наследии писателя. Впрочем, продюсеров данный факт не смутил.

В приквеле «Дюны», подобно книгам Андерсона и Герберта-младшего, события разворачиваются за 10 000 лет до рождения Пола Атрейдеса. Речь идет о становлении ордена «Бене Гессерит», состоящего из женщин со сверхспособностями. В центре сюжета — «преподобная мать» Валя Харконнен, руководящая культом. Десятилетиями она вместе с «сестрами» влияет на политику в Галактике, включая могущественного императора Джавикко Коррино. Чтобы изменить ход истории, они организуют династические браки, цель которых — рождение спасителя. Орден привлекает в свои ряды императорскую дочь Инес, единолично претендующую на трон. Ведьмы также убеждают ее выйти замуж за наследника другого влиятельного «дома», которому всего девять лет. План Харконнен оказывается под угрозой срыва, когда накануне свадьбы во дворец прибывает Десмонд Харт — солдат, служащий Коррино. Он сообщает, на планете Арракис обрел силу песчаного червя Шаи-Хулуда и теперь может испепелять людей взглядом. Десмонд использует силу, чтобы помешать распространению влияния «Бене Гессерит», в чьих манипуляциях видит угрозу.

Космическая мыльная опера: каким получился сериал «Дюна: Пророчество»
Источник изображения: film.ru

Создание приквела, сама идея которого вызывала споры, обернулось производственным адом. Изначально говорилось, что Дени Вильнев станет шоураннером и поставит первые эпизоды, а сценарий напишет Джон Спэйтс, автор дилогии. Но работа над фильмами, по одной из версий, вынудила их покинуть проект. Затем проблемный сериал поочередно возглавили Дэна Калво («Нарко») и Дайан Адемшу-Джон («Древние»), тогда как режиссером какое-то время числился Йохан Ренк, снявший для HBO «Чернобыль». В итоге место у руля заняла Элисон Шапкер, работавшая над «Видоизмененным углеводом» и «Остаться в живых», а пилот поставила Анна Ферстер («Чужестранка»). Сериал переименовали с «Сестринства» на «Пророчество» и реализовали в сжатые сроки, выпустив на волне успеха второго фильма.

Космическая мыльная опера: каким получился сериал «Дюна: Пророчество»
Источник изображения: film.ru

То, что приквел «Дюны» создавался впопыхах, чувствуется с первых кадров. Зрителя сходу нагружают лором, пересказывая весь Батлерианский джихад. Минут десять закадровый голос тараторит о том, как машины чуть не поработили человечество, но армии во главе Вориана Атрейдеса, Ксавьера Харконнена и Серены Батлер, ценой колоссальных потерь, удалось поднять восстание. С тех пор использование разумных технологий под запретом, а род Харконненов, якобы предавших союзников, заклеймили позором и нарекли трусами. Так началось противостояние двух великих «домов», кульминацию которого мы наблюдали в фильмах с Тимоти Шаламе. Многолетняя война, достойная отдельного сериала, оказываются лишь прологом. Действие перескакивает еще на сто лет вперед, сумбурно описывая то, как юная Валя стала предводительницей ордена. Там же вскользь рассказывается и о пророчестве, предрекающем новую катастрофу. Наконец, обескураженную публику переносят еще на 30 лет вперед, где и начинаются основные события, связанные с реализацией плана «Бене Гессерит» по выведению мессии.

Вильнев делал ставку на визуальный язык, предпочитая показывать, а не проговаривать. Создатели приквела, напротив, перенасыщают повествование болтовней, а декорации и графика выглядят поразительно дешево. Формально представлены сразу несколько планет, только вот понять это можно исключительно благодаря перебивкам, длящимся две-три секунды. Никакого масштаба, присущего фильмам, нет и в помине. Камера статично фиксирует то одно замкнутое серое помещение, то другое, ничем не отличающееся от предыдущего. И так шесть с половиной часов. Между тем дворцовые интриги, разыгранные в бетонных стенах, вызывают разве что скуку. Персонажи вводятся ежеминутно, однако худо-бедно раскрыть их сценаристы не удосужились.

Космическая мыльная опера: каким получился сериал «Дюна: Пророчество»
Источник изображения: film.ru

Помимо двукратной номинантки на «Оскар» Эмили Уотсон, которой здесь попросту нечего играть, каст состоит из целого ансамбля молодых актрис, изображающих учениц ордена. Героини, выряженные в однотипные костюмы, получились настолько невзрачными, что поначалу их невозможно отличить друг от друга. Ситуация усугубляется, когда в сюжет вводятся знатные «дома», сражающиеся между собой за власть в Галактике.

Космическая мыльная опера: каким получился сериал «Дюна: Пророчество»
Источник изображения: film.ru

Ключевыми фигурами тут оказываются Марк Стронг и Трэвис Фиммел. Первый, будучи слабовольным императором, либо напуган, либо растерян, тогда как с лица второго, заявленного злодеем, нисходит коварная улыбка. Экшен же отсутствует как таковой. Все это выглядит не как ««Игрой престолов» в космосе», а как научно-фантастический ремейк «Великолепного века».

«Пророчество» — неповоротливый, занудный и абсолютно ненужный приквел выдающейся саги. В отличие от недавнего «Пингвина», спин-оффа «Бэтмена», сериал по «Дюне» не привносит в общую историю ничего нового. При этом смотреть его в отрыве от дилогии бессмысленно. Тем не менее HBO заведомо продлил мыльную оперу на второй сезон, видимо, рассчитывая доить франшизу до победного.

Cookie Image Использование файлов cookie

Мы используем куки для улучшения работы сайта. Узнать больше