Не так давно известное в Алматы театральное объединение «Трансформа» «поселилось» в знаменитом арт-пространстве «Дом на Барибаева». Как и прежде, они много экспериментируют с театральными жанрами. Так, недавно ими была опробована комедийная постановка по мотивам культового скандального телешоу 2000-х «Окна». Теперь же настала пора постановки в жанре абсурд с популярными киноактерами в главных ролях.
Данную постановку на площадке «Трансформы» выполнил театр-студия Еркена Губашева «GAS». Об их постановке «Мамы. Пети. Ватуки» мы не так давно писали. Новая история под названием «Лёня приходит, Оля уходит, Веня умирает» рассказывает об инфантильном человеке, который не хочет взрослеть и задумываться о всех аспектах жизни взрослого сознательного человека. Его играет Еркен Губашев. Веня хочет, чтобы в его жизни всё осталось на своих местах, чтобы его никто не трогал и не упрекал в инфантильности. В жизни Вени всё кардинально меняется, когда кредиторы забирают всё его имущество за долги, оставив только диван, который впоследствии ломается из-за его друга Лёни (Василий Попов), который пытается направить Веню на «путь истинный». С Веней живёт его девушка Оля (Елена Набокова), которая очень хочет, чтобы он наконец повзрослел и нашел себе работу. Начинается борьба за Веню, перед которым встает главный вопрос: взрослеть или оставить всё как есть. В жизни Вени в этот период появляется много новых персонажей в виде подруги его девушки Любы (Гульнара Дусматова), которая является ведьмой и ясновидящей. Также главный герой встречает на своем пути и других персонажей, которые уж точно не делают жизнь Вени более простой и легкой.
Перед нами – классическая история «маленького человека». В чем-то постановка перекликается с «Самоубийцей» Николая Эрдмана – и там и там маленький никчемный человек мнит себя непризнанным мыслителем, которому тесно в гнетущей его реальности. В стесненных жилищных условиях, среди непонимающих его родных. Но если в «Самоубийце» нас изначально погружают в условия социальной трагикомедии, то тут все решено в абсурдном ключе. Иной раз непонятно, герои действительно столь ужасающи своей недалекостью и неадекватностью или это они так придуриваются. К слову, в начале стилистика абсурда едва ощутима. Все играется как бы всерьез, лишь к середине спектакля нелепости все более осязаемы и действительно понимаешь: они это все всерьез. И от этого одновременно – более смешно и более грустно.
При этом, контекст не лишен пикантностей. Ведь история рассказывает фактически о шведской семье. Не поймешь иной раз, кто главному герою ближе и ценнее – жена или друг. Вообще, можно было бы и засомневаться и начать присматриваться ближе, если бы ЛГБТ-намеки изначально не были решены в стебном ключе. В данном случае они предстают зрителю как страхи жены главного героя. Впрочем автор пьесы российский драматург Элина Мнацян наверняка таким образом поиздевалась над «скрепной публикой». А уж после недавних законов, принятых в России, за подобное можно и вовсе тюремный срок схлопотать.
Героиня Гульнары Дусматовой отвечает перед зрителем коллективным образом гадалки-экстрасенса с набором всех соответствующих атрибутов. Впрочем, автору Элине Мнацян высмеять эту тему удалось не вполне. Подобных персонажей куда более едко и язвительно пропесочивают даже в самых средних телешоу.
Что удалось спектаклю – так это разоблачение актерских штамповых амплуа, в которых они известны отечественному кинозрителю в первую очередь. Чего греха таить – широкий кинозритель знает Еркена Губашева как комедийного актера. Хотя здесь он предстает фигурой скорее трагической. А вот Гульнара Дусматова известна нам как лирическая героиня, а в последние годы еще и как киномама. Ей явно самой себе было в удовольствие играть эксцентричную гадалку – в нашем кино ей вряд ли каждый день предлагают такие роли.
Единственное, от чего хотелось бы избавить спектакль – от излишней серьезности. Особенно, в начале. Возможно, стоит прибавить гротеска, поработать более грубыми мазками. И не тратить время на раскачку и на «прощупывание водички». Ни зрителю, ни актерам от этого хуже не будет.
Автор: Константин Козлов