Разбираемся на примере мировых арт-феноменов.

Крипто-искусство – культурный феномен или финансовая спекуляция?

Традиционно принято считать, что искусство служит зеркалом общества и отражает происходящие в нем социальные, политические, экономические и технологические процессы. Если брать начало 20-го века как отправную точку в радикальной трансформации эстетики*, то можно отследить немалое количество примеров, когда искусство обретало новые формы благодаря инженерному прогрессу или являлось реакцией на тот или иной экономический строй. В 2021 году феномен роста популярности криптоискусства, или Non-Fungible Tokens**, вызывает вопрос: изображение, зафиксированное в системе блокчейна***, является апофеозом искусства нынешней эпохи или спекуляцией рынка?

Если рассматривать явление с точки зрения натурального процесса формирования истории искусств, то стоит обратить внимание на то, что «нематериальными» произведения художников на систематическом уровне стали еще в 1960-1970-х годах****. Такие художники-перформансисты, как Йоко Оно, Вито Аккончи и Йозеф Бойс, создавали эфемерные политизированные работы с участием зрителей, которые могли лицезреть «хэппенинг» лишь в его процессе как выражение протеста капитализму. По иронии рынок впоследствии приспособился к новым видам искусства, и галеристы стали продавать документацию перформансов в виде фотографий и видеозаписей (напрашивается философский вопрос: а трубка ли это?), а позднее и само участие в процессе. Также во второй половине 20-го века доступ к портативным камерам расширил возможности художников и позволил создавать все больше произведений. Кассеты типа VHS, хранящие в себе записи идейных воплощений отца видеоарта***** Нам Джун Пайка и его последователей, сегодня можно увидеть во многих музеях и частных коллекциях мира.

Крипто-искусство – культурный феномен или финансовая спекуляция?

Таким образом, вышеупомянутые примеры указывают на то, что практика приобретения записи произведения искусства, а не самого объекта, существует уже десятки лет.

Итак, возвращаясь к теме NFT: многим может показаться инвестиция в файл, хранящийся в онлайн-пространстве, занятием, не стоящим вклада денежных средств. Ведь коллекционирование исконно служило показателем статуса владельца скульптур и картин известных творцов. Но все-таки уместно ли считать, что владение физическими объектами является единственным способом обладания культурно и исторически важными артефактами в сегодняшних реалиях, когда Интернет играет настолько важную роль в обществе?

Одна из первых попыток предпринимателей из сферы блокчейна зайти на рынок искусства не увенчалась успехом. В 2018 году Элиза Дадиани попыталась продать 49% владения своим полотном Энди Уорхола при помощи системы, которая бы позволяла пользователям приобрести право обладания несколькими квадратными сантиметрами работы. Ставка на известного мастера поп-арта не сработала, и индустрии понадобилось три года, чтобы был найден подход. В итоге новая технология гармонично сработалась в тандеме с новым форматом искусства – цифровым.

Всемирно известный мем Nyan cat авторства Криса Торреса был продан на онлайн-аукционе 19 февраля 2021 года за $590 тыс. в виде NFT. Мем, созданный в 2011 году, является одним из архетипов в интернет-пространстве и отложился в памяти целого поколения, для которого смартфоны стали основным средством коммуникации и развлечений. Доступность к просмотру подобных произведений с экранов девайсов является основным фактором, вызывающим недоумение по отношению к коллекционерам криптоискусства. Однако руководствуясь данной логикой, можно распечатать картины великих мастеров и заказать знакомому скульптору репродукцию Родена. Но где-то все еще будет существовать оригинал. Именно за эти подлинники борются на аукционных торгах любители культового и ценители прекрасного.

Крипто-искусство – культурный феномен или финансовая спекуляция?

Можно полагать, что общество само логически пришло к этому этапу обладания цифровыми трофеями. Факты покупки виртуальной аудитории в социальных сетях и экипировки персонажей в видеоиграх имеют место быть уже достаточно давно, чтобы признать, что Всемирная сеть стала неотъемлемой частью жизни человека. Следовательно, и художники, освоившие такие новые техники, как 3D-моделирование, анимация, видеоигры, технологии виртуальной/дополненной реальности, являются полноценными участниками процессов формирования истории искусств, представляя свои работы публике в онлайн-формате. Платформы, занимающиеся размещением криптоискусства, позволили этим молодым творцам получать прибыль за их труды.

С другой стороны, новые рынки и альтернативные виды инвестиций всегда привлекают большое количество спекулянтов и представителей корпораций, в чьих интересах продвижение того или иного продукта. Блокчейн Ethereum служит наиболее распространенной формой оплаты NFT. Самой крупной сделкой в сфере искусства, проведенной через эту систему, была продажа работы Майка Винкельманна, известного под псевдонимом Beeple. 11 марта 2021 года на аукционе Christie’s коллаж американского художника под названием Everydays: the First 5000 Days был куплен более чем за $69 млн. Общественный резонанс, вызванный этим событием, не только повлиял на долгосрочный имидж и доверие к криптовалютам, но и вызвал моментальный скачок в стоимости токенов B.20.

Крипто-искусство – культурный феномен или финансовая спекуляция?

Стоит заметить, что покупатель коллажа под псевдонимом MetaKovan владеет 5 миллионами единиц B.20, стоимость которых выросла в 41 раз с начала года. Тенденция к росту стоимости токена следующая: $2.17 – 14 февраля, $8.28 – 25 февраля и $18.57 – 11 марта.

Все еще молодой рынок криптовалюты изменчив и подвержен влиянию внешних факторов, что хорошо известно инвесторам, которые зачастую готовы вкладывать огромные финансовые ресурсы в поддержание своих активов. Можно предположить, что сейчас в рынок NFT вовлечены не только прогрессивные коллекционеры, но и заинтересованные криптовкладчики, спекулирующие на волатильности нового денежного средства. Все это в совокупности создает впечатление очередной «игры на повышение» – покупки с целью последующей продажи по более высокой цене либо вклада в маркетинг блокчейна.

Несмотря на смешанную реакцию среди профессиональных искусствоведов, некоторые культурные учреждения, включая Государственный Эрмитаж, проявляют интерес к форме самовыражения нового поколения, и это подкрепляет доверие к криптоискусству. Пока рано судить о том, является ли описанный феномен финансовым пузырем, как коллекционные комиксы или акции GameStop, но тем не менее нынешние показатели уже выглядят довольно многообещающе. Возможно, в ближайшем будущем искусство диджитал-пространства получит равные права со всеми предшествовавшими ему проявлениями.

Примечания автора:

*Каждый период отличителен сменой цветовых решений, персонажей и сюжетов, однако в данном случае подразумевается полный намеренный отказ от традиционного академического подхода к искусству.

**Вид криптографических токенов, каждый экземпляр которых уникален и не может быть обменен или замещен другим аналогичным токеном, хотя обычно токены взаимозаменяемы по своей природе (нап. Bitcoin).

***База данных, которая содержит информацию обо всех транзакциях, проведенных участниками системы. Информация хранится в виде цепочки блоков и не может быть уничтожена, даже если несколько компьютеров в системе дадут сбой.

****Безусловно, перформанс имеет длинную историю с участием художников различных эпох, но как отдельная форма искусства, независимая от театра, танца и живописи, он фигурирует в литературе с 1960-1970-х годов.

*****Марсель Дюшан, Ласло Мохоли-Надь и некоторые другие художники освоили пленочную запись видео еще в начале 20-го века.

Автор: Мусаханова Бибимариям, арт-консультант

Поделиться: