“Кризис — это время возможностей”, — как креативная индустрия Центральной Азии переживает пандемию

I
ileru
22 ноября 2021

Принято считать, что период пандемии — огромный удар по всем сферам бизнеса.
Так или иначе, ковидные ограничения повлияли на всех. Компании сокращают штат, урезают зарплаты, а некоторые и вовсе вынуждены закрыться. О том, что происходит с креативной индустрией в Центральной Азии мы поговорили с лидерами рынка и выяснили, чем период ковида обернулся для коммуникационных агентств и их клиентов.

По данным Центрально-Азиатского фестиваля коммуникаций Red Jolbors количество наград за лучшие рекламные и маркетинговые решения региона в 2020 году почти не изменилось по сравнению с доковидным периодом. Значит ли это, что кризис не коснулся тех, кто занимается креативом?

Евгений Костылев, креативный директор GForce Grey, Казахстан

«Мы с Юлей Тушиной, директором нашего агентства, в шутку называем себя «кризис-менеджерами». Потому что нам интереснее всего работать в кризисные ситуации, когда нужна максимальная мобилизация, это время драйва и энергии. Поэтому, что в прошлый кризис, что в этот, агентство наоборот росло и увеличивало количество клиентов и обороты. Сейчас мы практически перестали участвовать в тендерах из-за нехватки человеческих ресурсов, берёмся только если проект нам очень интересен. Поэтому, я согласен с непопулярным мнением, что кризис — это время возможностей.
Сейчас появляется все больше платных тендеров, потому что крупные клиенты знают — клиентов меньше не становится, наоборот, их все больше и больше. В кризис «невидимость бренда» — это или выпадание в спячку до лучших времён, или самоубийство. А вот количество рекламных агентств, которые могут дать качественный результат, уменьшается. Огромный дефицит профессиональных ресурсов на рынке после пандемии только усилился. И это, в том числе, не позволяет и нам расти дальше — ну некому работу работать, даже если клиент сам ее принёс на блюдечке с голубой каемочкой»

Фарход Норбаев, co-founder Locals creative agency, Узбекистан


«Как началась пандемия, мы сразу ушли на удаленку. Первый месяц не было конечно понимания, к чему это все приведет, выручка упала на 30-40%. Пришлось сократить зарплаты на 30%, но экономили на арендной плате. А потом через месяц-два все начало возвращаться на свои места. Сокращение клиентов не почувствовали, потому что начали появляться новые, с онлайн услугами (маркет-плейсы, приложения), которые понимали, что сейчас молчать нельзя. За время удаленки научились выстраивать работу в онлайне с командой, в какой-то момент её стало по ощущениям даже больше, чем было до пандемии. Мы стали мобильнее, начали подключать разных специалистов из других стран, а они стали доступнее в плане финансов, чем были раньше. Сами клиенты теперь тоже стали мобильнее, легче относятся к онлайн встречам. Некоторых клиентов из Кыргызстана и Казахстана мы даже никогда не видели в живую. Для себя, как агентства, поняли, что нужно быть адаптивными, быстро приспосабливаться и учиться работать в новых условиях, иначе не выживешь»

Антон Ким, представитель клиентсткой стороны, директор по маркетингу ForteBank, Казахстан


«В этом году мы не сокращали расходы на маркетинг и рекламу, но и не наращивали общие инвестиции в маркетинг. Физическое сокращение плейсмента произошло за счет инфляции объемных медиа носителей. Меньшую долю занимают в этом году офлайн мероприятия и промо (в т.ч. цифровые). Выросли расходы на креатив, контент и диджитал. Мы видим, что для поддержания прежней доли голоса сегодня необходим больший объем инвестиций. Я заметил, что клиенты и агентства помогали друг другу сохранять адекватность и реагировать на то, что происходило. В нашем случае агентства сильно помогли с быстрой подстройкой планов и адаптации кампаний под изменившуюся действительность. Вообще я считаю что инвестиции во взаимоотношения с рынком и его субъектами — важная деятельность для любого CMO»

Темур Садий, дизайн-директор Ma`no branding, Узбекистан


«Был необычный период. Количество проектов не сократилось, они двигались параллельно. Нам повезло, в начале года мы подписали несколько контрактов в фармацевтическом сегменте. Но то, что мы планировали закончить к концу первого квартала растянулось до конца второго. Проекты замедлились. Никто из клиентов не остановил работу, так как они были из сфер, которые не пострадали при пандемии: fmcg масс-маркет, фарма и онлайн-банкинг. Выручка не сократилась, а наоборот по сравнению с первым полугодием прошлого года мы выросли на 250%. В октябре 20-го года мы переехали в новый офис, который в 2,5 раза больше текущего, а команда выросла до 15 человек (было 7). В общем и целом бизнес в Узбекистане сейчас на скоростном подъеме, несмотря на различные проблемы. Во время пандемии какие-то сферы просели, но другие сильно выросли»

Cookie Image Использование файлов cookie

Мы используем куки для улучшения работы сайта. Узнать больше