Комиссия из представителей ответственных государственных органов и национальных компаний во главе с первым вице-премьером Романом Скляром выяснила причины дефицита дизельного топлива в Казахстане.
Виновными признаны глава «КазМуназГаза» Магзум Миргазагиев и вице-министр энергетики Асет Магауов. Обоим объявили по строгому выговору.
«За непринятие своевременных мер объявлены строгие выговоры председателю правления АО НК “КазМунайГаз” Магзуму Мирзагалиеву и вице-министру энергетики Асету Магауову. Также приняты меры дисциплинарного взыскания и расторгнуты трудовые отношения с рядом ответственных сотрудников Минэнерго и КМГ», – отчиталась о проделанной работе комиссия.
Что касается дефицита топлива, то выяснилось, что одной из основных причин является существенный рост его потребления. В первую очередь транзитным иностранным транспортом. Вторая причина – переток дизтоплива за пределы Казахстана в соседние страны из-за существенной разницы в цене.
«К примеру, стоимость дизеля в Казахстане составляет 230-260 тенге за литр, тогда как на заправках Узбекистана, Кыргызстана и России цена доходит до 440 тенге. Зафиксированы факты, когда отечественные нефтебазы продавали дизтопливо по цене выше его розничной стоимости, что приводило к сокращению объемов реализации топлива в регионах, так как его покупка становилась нерентабельной для АЗС», – пояснили в правительстве.
Кроме того, комиссия системные упущения и недостатки в выработке, маркетинге и логистике со стороны компаний «КазМунайГаз», Petrosun, а также нефтеперерабатывающих заводов.
Напоминаем, в Казахстане вступили в силу поправки в приказ министра энергетики РК о дифференцированной стоимости дизельного топлива для граждан страны и иностранцев. Это предполагает, что казахстанским водителям дизель будут продавать не дороже 230 или 260 тенге за литр в зависимости от региона. При этом владельцам легковушек разрешено заливать не более 100 литров в сутки, а в большегрузы и общественный транспорт — 300 литров. А вот иностранным водителям солярка в Казахстане будет обходиться в 450 тенге за литр.
После вступления поправок в силу многие казахстанцы начали жаловаться на то, что дизельное топливо теперь доступно только у перекупщиков.
После этого в Минэнерго и крупных сетях АЗС открыты call-центры, куда казахстанцы могут сообщать о фактах необоснованного завышения цен и отказов в реализации ГСМ.