Легендарный режиссёр Джеймс Кэмерон вновь переносит зрителей в завораживающий мир Пандоры в фильме «Аватар: Пламя и Пепел» — новом захватывающем приключении с бывшим морским пехотинцем, а ныне лидером на'ви Джейком Салли (Сэм Уортингтон), воительницей на'ви Нейтири (Зои Салдана) и семьей Салли.
В фильме помимо упомянутых актеров снимаются Сигурни Уивер, Стивен Лэнг, Джованни Рибизи, Кейт Уинслет, Уна Чаплин, Клифф Кёртис и другие. Сценарий написан Джеймсом Кэмероном, Риком Джаффой и Амандой Сильвер, сюжет разработан ими же, а также Джошем Фридманом и Шейном Салерно. Продюсерами картины стали Джеймс Кэмерон и Джон Ландау, исполнительными продюсерами — Ричард Бэйнем, Рэй Санчини и Дэвид Вальдес.
Первая часть франшизы «Аватар» вышла в 2009 году, покорив зрителей ошеломляющими эффектами и собрав более 2,9 млрд долларов по всему миру, став самым кассовым фильмом всех времён. Картина получила номинации на премию «Оскар» за лучший фильм, режиссуру, монтаж, музыку, сведение и монтаж звука, и победила в категориях «Операторская работа», «Визуальные эффекты» и «Постановка». Фильм также был удостоен «Золотого глобуса» за лучший драматический фильм и лучшую режиссуру.
Спустя 13 лет, в 2022 году, вышел фильм «Аватар: Путь воды», продолживший историю. Он собрал более 2,3 млрд долларов по всему миру и получил «Оскар» за лучшие визуальные эффекты.
В новом фильме история сосредоточена на семье Салли из клана Оматикайя, ставшей частью Меткаина. Как и все картины франшизы, «Аватар: Пламя и Пепел» включает всё, чего зрители ждут от фильмов Джеймса Кэмерона: зрелищный экшен, масштаб, незабываемых персонажей.
— «Этот фильм определённо предлагает что-то новое и свежее. Думаю, неожиданным станет то, что он очень честный, очень подлинный в отображении эмоциональных последствий событий “Пути воды”», — говорит Кэмерон.
Сюжет
История начинается через несколько недель после событий фильма «Аватар: Путь воды». Семья Салли всё ещё остается с кланом Меткаина в живописных рифах Пандоры, но учится жить без Нетеяма, погибшего в схватке с «небесными людьми» из АРР (Администрация развития ресурсов). Герои Джейк, Нейтири, Ло’ак, Тук , Паук и Кири каждый переживают эту утрату по-своему.
Пока Паук адаптируется к жизни среди рифового народа, семья Салли беспокоится за его безопасность и понимает, что он больше не может оставаться с ними. После знакомства с кланом Тлалим, их вождь Пейлак соглашается отвезти Паука обратно в Высокий лагерь. В итоге вся семья Салли решает присоединиться к Пауку и Торговцам ветра.
Однако их путь прерывает нападение клана Манкван, также известных как Народ Пепла. Ими руководит Варанг. Культура и образ жизни этого клана были радикально изменены после разрушительного извержения вулкана. Они винят Эйву (Великую Мать) в этой катастрофе.
Персонажи
Сэм Уортингтон возвращается в фильме «Аватар: Пламя и пепел» в роли Джейка Салли — Торук Макто и бывшего лидера клана Оматикайя. Бывший морпех, солдат, воин, муж и отец, он готов на всё, чтобы защитить свой клан, семью и Пандору. После того как его семья нашла убежище на атоллах Пандоры, Джейк и его родные стали членами рифового клана Меткаина.
— «“Пламя и пепел“ — это почти прямое продолжение второй части; буквально там, где мы видим начало разрыва. Джейк возвращается к своей сути — он снова становится простым солдатом, ведь для него естественно вернуться к войне, делать то, чему его обучали… он думает, что это поможет ему справиться с болью. И этот разрыв, а также давление внешнего мира и других кланов, которые вынуждают их объединиться ради общего блага, — именно это мы исследуем в фильме», — говорит Уортингтон.
Актёр добавил, что фильм также исследует отношения Джейка и Ло’ака. По его словам, это не столько история об отце и сыне, сколько отражение двух людей, похожих друг на друга. Джейк пытается сделать Ло’ака лучшей версией себя, как и сам актёр в отношениях со своим сыном, но при этом видит в нём и свои слабые стороны. Он отметил, что такая динамика делает работу над фильмом особенно интересной.
— «Это фильм о семье, которая переживает, что значит быть втянутыми в войну: детям — быть в войне, родителям — отпускать детей и доверять им, что они примут правильные решения. Это важная тема картины. И для Джейка, который только что потерял ребёнка, его защитные инстинкты превращаются в почти тираническое отцовство», — отмечает режиссёр, сценарист и продюсер фильма Джеймс Кэмерон.
Актриса Зои Салдана в фильме вновь играет на’ви-воительницу Нейтири, жену Джейка. Урождённая из клана Оматикайя, теперь она отвечает за большую семью, в которую входят её собственные дети, а также Кири и Паук. В начале фильма она скорбит о смерти сына Нетеяма, погибшего, спасая Паука в финальной битве «Пути воды». Ей также трудно принять человеческого ребёнка Паука, который теперь живёт под её опекой.
— «В начале этого фильма Нейтири не хочет быть там, где оказалась. Она держится на волоске. Её сердце полно скорби, и у неё больше нет ответов. Она думала, что знает, что ей нужно. Думала, что любовь победит всё. Но теперь она впервые в жизни сомневается в себе, её вера проходит тяжёлое испытание», — признаётся Салдана.
В фильме также есть другие важные персонажи: Ло’ак, которого играет Бритэн Далтон, рассказчик истории; Тук в исполнении Тринити Джо-Ли Блисс, младшая дочь Джейка и Нейтири, которую в семье часто недооценивают; и Паук, человеческий мальчик-сирота, выросший с детьми Салли.
Помимо прочего, трёхкратная номинантка на «Оскар» Сигурни Уивер снова играет Кири, подростка, рождённого от аватара Грейс Огастин (бывшей главы программы аватаров АРР).
— «Кири родилась от аватара Грейс непостижимым образом, но Джейк чувствует ответственность. Именно он убедил Нейтири принять её. Она на’ви, или гибрид человек/на’ви, и может жить среди них, поэтому они её усыновили», — поясняет Кэмерон.
Помимо других ролей, ССН Паундер вновь появляется в роли Мо’ат — матери Нейтири и тсахик, духовного лидера клана Оматикайя.
Клифф Кёртис воплотил персонажа Тоновари. Он возглавляет рифовый народ, связанный с водой и тулкунами — огромными китоподобными существами океанов Пандоры.
Ронал, жену Тоновари, сыграла Кейт Уинслет , обладательница премии «Оскар». Её героиня — тсахик клана Меткаина, мать Циреи и Ао’нунга, ожидающая рождения третьего ребёнка.
В «Пламя и пепел» отношения Ронал и Нейтири остаются напряжёнными — между ними чувствуется ревность и непонимание. По словам Уинслет, её героиня сражается за себя и свою семью, защищает тех, чья жизнь зависит от неё, и именно в этой заботе заключено нечто особенно трогательное.
Персонажи и кланы
В фильме Стивен Лэнг возвращается в роли Майлза Куоритча — полковника, возглавляющего элитный отряд солдат, воскрешённых в виде рекомов (рекомбинантов) — новой породы трансгенных гибридов человек/на’ви, созданных АРР.
— «В начале фильма Куоритч собирает силы заново. Как он сам выражается: “Вы можете нас убить, но мы соберёмся снова в аду”. Он не из тех, кто спокойно воспринимает поражение, поэтому он снова выйдет в бой. Ставки для него только выросли. Куоритч меняется и развивается, даже вопреки самому себе. Но в глубине души он остаётся Куоритчем. Изменения происходят медленно и тяжело, но он учится», — говорит Стивен Лэнг.
— «У Куоритча в этом фильме много задач, совершенно неожиданных для его персонажа. Это получилось великолепно, и мы оба этим гордимся. Он просто завораживает. Невозможно отвести от него взгляд. Его взаимодействие с Джейком Салли и с Варанг, персонажем Уны Чаплин, становится очень интересным», — добавляет Кэмерон.
Кэмерон объясняет, что Куоритч движим жаждой мести, тогда как сам Джейк не мыслит в таких категориях. Он ощущает предательство, ведь Джейк поднял восстание, уничтожил его силы, изгнал людей с планеты и фактически убил его прежнее «я».
Также один из заметных персонажей в фильме — Мик Скорсби в исполнении Брендана Коуэлла («Дюна: Пророчество»), который играет закалённого морпеха и охотника на крупную дичь. Поскольку большинство крупных животных на Земле давно вымерли, он с воодушевлением возглавляет охотничьи экспедиции АРР против тулкунов Пандоры.
Также в фильме в роли генерала Фрэнсис Ардмор появляется Эди Фалько. Её героиня — умный и беспощадный стратег, лучший в своём поколении.
Образ доктора Иэна Гарвина воплотил Джемейн Клемент. Его герой — талантливый исследователь ксеноморской биологии, разрывающийся между научным призванием и необходимостью выполнять квоты АРР по охоте на тулкунов.
К роли Паркера Селфриджа вернулся Джованни Рибизи. Его персонаж по-прежнему представляет АРР на Пандоре и руководствуется прибылью, не задумываясь о морали или последствиях.
Учёного Норма Спеллмана вновь играет Джоэл Мур.
Новые кланы
Одной из отличительных черт фильмов «Аватар» всегда было появление новых кланов, и «Аватар: Пламя и Пепел» не стал исключением. В этой части зрители знакомятся с Торговцами ветра (Tlalim Clan) и Народом Пепла (Mangkwan Clan).
В прошлом клан Манкван жил, как и Оматикайя, пока извержение вулкана не разрушило их мир и не изменило культуру навсегда. Они отвернулись от Эйвы, Великой Матери. Их деревня — Пепельная — это тёмное, мёртвое место, противоположность богатому и яркому миру Пандоры.
Лидера клана Манкван играет испанская актриса Уна Чаплин. Она ездит верхом на жутком существе Ночной призрак и считается спасительницей своего народа.
— «Варанг пошла по тёмному пути шаманки, тсахик. Она изучала тёмные практики и овладела способностью подчинять разум и причинять боль. Это даёт ей возможность извлекать правду из любого», — рассказывает Кэмерон.
— «Варанг воспринимают как молодую королеву. Народ поклоняется ей, но их мир в руинах, всё в пепле, царит отчаяние. Она устремляется к самой силе, что разрушила её мир, изучает её и посвящает себя ей, становясь её союзницей», — добавляет Чаплин.
— «Её Варанг — великолепное воплощение. То, как она движется, как смотрит, как говорит. Её исполнение настолько выразительно, что полностью раскрывает внутренние переживания персонажа», — отмечает Кэмерон.
Другой клан в фильме, Торговцы ветра (Tlalim Clan) — кочевой народ, который путешествует по Пандоре на воздушных кораблях при помощи гигантских медузообразных существ — медузоидов. Эти создания высотой около 150 метров производят водород, что позволяет перемещать народ в подвесных гондолах.
Вождя клана Тлалим играет Дэвид Тьюлис, который воплотил персонажа по имени Пейлак.
— «Воздушные торговцы следуют по торговым маршрутам, определяемым ветрами и населёнными пунктами. Они живут по философии: “Ветер даёт, и ветер забирает“. Их образ жизни напоминает классических воздухоплавателей прошлых веков», — рассказывает Кэмерон.
Команда мирового уровня
Актёрская природа перформанс-кэпчера (Performance Capture) — движущая сила «Аватара». Успех франшизы во многом связан с пионерским использованием приёма, когда движения и мимика актёров управляют фотореалистичными компьютерными персонажами, — именно так на’ви и другие фантастические существа обретают жизнь.
Кэмерон и его команда используют передовые технологии, чтобы перенести тончайшие выражения и пластику актёров в цифровой мир Пандоры. Захват мельчайших эмоциональных оттенков позволяет создать фотореалистичных персонажей и усилить эффект погружения. Каждый нюанс игры — телесной и лицевой — напрямую двигает их CG-двойников, так что в инопланетных образах сохранена вся полнота актёрской работы.
— «От самых камерных драматических моментов до крупнейших трюков и подводных сцен — всё сделано по-настоящему. Раньше было заблуждение, что эти фильмы „анимационные“. Это не так. Мы снимали перформанс-кэпчер 18 месяцев», — объясняет Джон Ландау.
— «Джим написал “Аватар“ в 1995-м. Тогда не существовало технологий, чтобы рассказать историю так, как мы хотели. Речь не о 3D. Речь о том, чтобы вывести на экран эмоциональных, вовлекающих персонажей средствами компьютерной графики, при этом сохранив для режиссёра интимность живой работы с актёрами. Мы изучили технологию захвата движения (motion capture) тех времен — перспективно, но не хватало ключевого пазла: эмоции. Мы превратили это в «захват игры» (performance capture), начав одновременно записывать лицо и тело. Затем — в виртуальное производство: мы дали Джиму в руки камеру, чтобы он видел не актёра на пустой сцене, а его персонажа на’ви и сам мир Пандоры. Это стало режиссёрским инструментом в актёрски ориентированном процессе. Этого не существовало — нам пришлось это создать», — рассказывает Ландау.
Он объясняет, что при каждом захвате актёров снимают на шестнадцать камер. Монтажёры просматривают все записи, выбирают лучший дубль и сохраняют референсы до конца работы. Передавая сцену в Wētā, команда добавляет эти материалы, чтобы аниматоры могли сверять движения и мимику актёров и точно передавать их в анимации.
Технология перформанс-кэпчера эволюционировала от фильма к фильму: работа над каждым сиквелом — не только революция, но и поступательное развитие.
В команду мастеров, помогающих Кэмерону оживлять мир Пандоры (многие идут рядом начиная с фильма «Аватар» и развивались последние 16 лет), входят:
— лауреат премии «Оскар» оператор Расселл Пол Карпентер («Титаник»); — художники-постановщики Дилан Коул («Малефисента») и Бен Проктер («Игра Эндера»); — специалисты монтажа Стивен Е. Ривкин, ACE («Пираты Карибского моря: Сундук мертвеца»), Николас Де Тот («Люди Икс: Начало. Росомаха»), Джон Рефуа («Трансформеры: Последний рыцарь»), Джейсон Гаудио («Чёрная шляпа»), Джеймс Кэмерон; — пятикратный лауреат премии «Оскар» старший супервизор VFX Джо Леттерри («Кинг-Конг», «Властелин колец: Возвращение короля»); — двухкратный лауреат премии «Оскар», супервизор VFX/директор виртуального второго юнита Lightstorm Ричард Бэйнем («Алита: Боевой ангел»); — лауреат премии «Оскар», старший супервизор VFX Wētā FX Эрик Сайндон («Я – робот»); — старший супервизор анимации Wētā FX Дэниел Барретт («Планета обезьян: Война»); — продюсер VFX Wētā FX Ник Мьюр («Чёрная Пантера: Ваканда навсегда»); — лауреат премии «Оскар» худ. по костюмам Дебора Линн Скотт («Титаник»); — лауреат премии GRAMMY Саймон Франглен («Титаник»).
По словам Джейми Ландау, Джим Кэмерон глубоко вовлечён во все аспекты фильма и имеет мнение по каждой детали, которое чаще всего оказывается верным, ведь история родилась в его голове. При этом он открыт к аргументированным мнениям коллег и проявляет себя как сильный партнёр и лидер.
***
Премьера «Аватара: Пламя и Пепел» в кинотеатрах по всему миру — в форматах IMAX 3D, Dolby Cinema 3D, RealD 3D, Cinemark XD, 4DX, ScreenX и на премиальных экранах — состоится 19 декабря 2025 года.
— «Да, это приключенческий фильм. Это экшен. Но он ещё и про нечто важное. Мне кажется, сейчас нам нужно идти в кино не только за зрелищем: пусть приключение, экшен, азарты и “иной мир“ помогают нам прямо здесь и сейчас осмыслить, что мы чувствуем», — говорит Джеймс Кэмерон.