17 ноября на больших экранах Казахстана состоялась премьера фильма «Меню», главную роль в котором исполнила восходящая звезда Голливуда — Аня Тейлор-Джой (Марго). Компанию актрисе в картине составили Николас Холт (Тайлер), известный по франшизе «Людей Икс», и двукратный номинант на премию «Оскар» — Рэйф Файнс (шеф-повар Джулиан Словик). Какой получилась четвёртая работа режиссёра Марка Майлода, рассказываем в нашей статье.
«Меню» знакомит зрителей с элитным рестораном, ужин в котором обойдётся посетителю в более чем тысячу долларов. Гурманов, готовых заплатить такую сумму, отвозят на отдалённый от внешнего мира остров, где единственными обитателями являются повара ресторана. На одном из таких ужинов и оказывается Марго по приглашению своего парня Тайлера. Вместе с остальными гостями их ожидает курс из изысканных авторских блюд, а также незабываемый опыт нахождения на острове. Однако вскоре после прибытия, главные герои понимают, что ужин в престижном заведении окажется их последним. Марго, как и другие персонажи фильма, должны понять, как им остаться в живых и сбежать со злополучного острова.
Картина успешно комбинирует в себе жанры комедии и ужасов. Так, в кинозале то и дело издаётся истеричный смех, вызванный контрастном от красоты блюд и напуганных персонажей. Аня Тейлор-Джой и Николас Холт справляются со своими ролями, однако всё шоу ворует неподражаемый Рэйф Файнс. Его актёрская игра заставляет бояться и в то же время сопереживать персонажу. В течение фильма герой Файнса делится рассказами о своём тяжёлом детстве, а также о своих мечтах, к которым он смог прийти, но которые не принесли ему счастья. Качественный монтаж и напряжённая музыка аккомпанируют перформансу актёра, вызывая у зрителей истинное чувство страха.
«Меню» — это аллегорический фильм об искусстве и проблемах, с которыми творец сталкивается на своём пути. Творцом в данном случае выступает всемирно известный шеф-повар Джулиан Словик, а гости его ресторана являются архетипами персонажей, которые окружают любого успешного автора. Так, Тайлер воплощает в себе собирательный образ навязчивого фаната, грезящего о встрече с артистом и неистово ищущим его одобрения.
Майлод в своём фильме осуждает Тайлера и людей, подобных ему. Не забывает режиссёр и пройтись по остальным типажам, с которыми, скорее всего, Майлод ни раз сталкивался в своей карьере. Среди них и угасающая звезда кино, продавшая своё имя ради денег, и дотошные ресторанные критики, докапывающиеся до малейших неточностей в работе поваров и тем самым уничтожающие их карьеры. Все они составляют образ общей культуры потребления, для которой искусство — это лишь очередной товар. Майлод не согласен с таким положением дел, и он высказывается об этом в своей картине. Из-за этого фильм местами ощущается морализаторским, однако иногда именно такие картины и нужны обществу, чтобы взглянуть на себя со стороны.
Посмотреть «Меню» и узнать, может ли искусство существовать без коммерциализации, а коммерциализация без искусства, а также задуматься о проблемах культуры потребления, зрители могут уже сегодня во всех кинотеатрах страны.
Автор: Oraz Kereibayev