Вслед за стартапами, выросшими в успешные бренды, Esquire перечисляет некогда успешные бренды, переставшие таковыми быть.
ИНИЦИАТИВЫ GOOGLE • 1998 год • Ларри Пейдж, Сергей Брин
Будучи одной из самых богатых компаний мира, Google не перестает экспериментировать. Если в истории с беспилотными машинами и роботами еще рано ставить точку, то такие проекты, как Google Reader, очки Google Glass и социальная сеть Google+ говорят о том, что не всегда ресурсы гиганта помогают его новым стартапам. Хотя Reader, по моему скромному мнению, можно было оставить.
ИНИЦИАТИВЫ TWITTER • 2006 год • Джек Дорси, Эван Уильямс, Биз Стоун
Хотя в начале пути твиттер активно набирал аудиторию, то со временем вопросы на тему его монетизации стали появляться все чаще. Основатели продолжают попытки заработать с помощью таких сервисов, как Vine или Periscope. Первый проект уже объявил о закрытии. Всплеск интереса к Periscope постепенно сходит на нет, а сервис эфиров на фейсбуке прочно занимает его место.
THERANOS • 2003 год • Элизабет Холмс
Биотехнологическая компания Theranos, достигшая в 2014 году капитализации в $9 млрд, обещала выявлять сотни болезней по одной капле крови из пальца. Но власти США начали уголовное расследование в отношении Theranos на предмет возможного введения в заблуждение инвесторов и правительственных чиновников. Forbes после независимой оценки стартапа пришел к выводу, что себестоимость компании равна нулю.
LEHMAN BROTHERS HOLDINGS • 1850-2008 годы • Семья Леман
Банкротство американского инвестиционного банка, одного из ведущих в мире финансовых конгломератов, многие называют отправной точка мирового финансового кризиса конца 2000-х годов. Долги компании составили $613 млрд (плюс $155 млрд долгов по облигациям), и крах компании стал крупнейшим за всю историю экономики США.
CD-ROM • 1979 годы • Philips, Sony
Вслед за Apple многие другие производители компьютеров и ноутбуков начинают отказываться от дисководов (CD-приводов), называя это атавизмом. Аудио- и видео-стриминг контента через интернет в любое время и в любом месте ставит точку в истории любых носителей. Поэтому прозрачные пластиковые коробки и блестящие металлические кружочки готовятся занять свое место в музее быта.
NOKIA • 1865 год • Фредерик Идестам, Леопольд Мехелин
Эта смерть скорее тенденция, когда создатели телефонов поглощались крупными IT-компаниями. В случае с Nokia это было превращение в Microsoft Mobile Oy. Ярчайший пример последовательной, хоть и достойной, сдачи лидирующих позиций на мировом рынке. Это случилось после того, как Google поглотил Motorola, а Sony убила бренд Sony Ericsson.
SAAB • 1937-2012 годы • Компания-производитель истребителей
Больше десяти лет шведская автомобильная компания меняла владельца, спасаясь от банкротства. Надежда приняла однажды даже облик Дмитрия Зимина — основателя «Вымпелкома», — но увы. Операция по спасению бренда и покупка его консорциумом National Electric Vehicle Sweden в 2012 году также закончилось неудачей. А 21 июня 2016 года NEVS объявила, что торговая марка Saab более не будет ими использоваться.
BLACKBERRY • 1984 год • Майк Лазаридис
В 2016 году канадская компания, известная миру своей qwerty-клавиатурой, окончательно отказалась от выпуска смартфонов. Производитель не смог конкурировать с Android, и тем более с Apple. С сентября BlackBerry решила сфокусироваться на произ- водстве софта. Не самое бесперспективное занятие, особенно если учесть, что именно с этого и начинали покорители рынка.
FOURSQUARE • 2009 год • Деннис Кроули, Нэвин Сельвадурай
За два года работы (2009-11) социальная сеть с геопозиционированием и «ачивками» за «чекина» смогла набрать больше восьми миллионов активных пользователей. Смерть компании пришла от самих же разработчиков, которые в результате ребрендинга переименовали приложение в Swarm и лишили его большей части самых популярных функций как для пользователей, так и для владельцев заведений.
THE INDEPENDENT, ПЕЧАТНАЯ ВЕРСИЯ • 1986-2016 годы • Андрес Уиттам Смит, Стивен Гловер, Мэтью Симмондс
В марте 2016 года печатная версия британской газеты вышла в последний раз. Знаковое событие, ибо интернет, мобильность, переход «в цифру» все активнее забирает пользователей и рекламодателей у печатных медиа. Нельзя сказать, что digital-издания стали больше зарабатывать, наоборот, вопрос с монетизацией медиа стоит остро как никогда. Но процесс запущен, и, как говорил М.С. Горбачев, пошел.
Автор М. Подлеснова Не забудьте подписаться на текущий номер
Автор М. Подлеснова Не забудьте подписаться на текущий номер