Современный театр в Казахстане на казахском языке часто интереснее, чем на русском. Театральный критик
Ольга Малышева выбрала шесть постановок, которые стоит посмотреть в алматинских театрах, если вы хотите подтянуть свой казахский или не боитесь чего-то не понять.
«Жылымық»/«Оттепель»
Лаборатория StarTDrama, режиссер Фархат Молдагали
Спектакль, который в эти дни режиссер Фархат Молдагали репетирует в Петропавловске, чтобы к концу октября привезти его в Алматы. «Оттепель» станет частью
POST DRAMA WEEKEND в ARTиШОКе и будет единственным казахстанским спектаклем среди приглашенных гостей из Москвы и Санкт-Петербурга.
Фархат Молдагали, пионер жанра саундрамы в Казахстане, свой новый спектакль называет «художественным радиовещанием». В «Оттепели» заняты два безмолвных перформера и четыре музыканта, а текст одноименного рассказа писателя Оралхана Бокея звучит в записи.
«Фариза»
Продюсерская компания А+А, режиссер Фархат Молдагали
И снова Молдагали – самый востребованный в стране молодой режиссер. Ему 26 лет, он худрук в петропавловском казахском театре имени Муканова и с недавних пор – частый приглашенный режиссер в алматинских театрах.
«Фариза» – это биографический спектакль о жизни поэтессы
Фаризы Онгарсыновой, который идет на сцене театра имени Ауэзова, но создан как независимый продюсерский проект, и заняты в нем артисты пяти разных театральных трупп. Спектакль лиричный, но не излишне мелодраматичный, режиссер в нем безупречно держит ритм, который проявляется и через звук, и через пластику.
«Жәмилә»
Театр «Жас Сахна», режиссер Уланмырза Карыпбаев
Впервые труппа театра «Жас Сахна», большая часть которой – выпускники казахского курса академии искусств, играет спектакль на казахском языке. Историю Чингиза
Айтматова принес в театр режиссер кыргызского происхождения Уланмырза Карыпбаев, который учится в петербургском РГИСИ.
Во вселенной Айтматова команда театра существует на прекрасной живой органике, и язык тому – тончайшее дополнение. Впрочем, самая чувственная сцена в спектакле в исполнении Акниет Орынтай и Бахтияра Байсерика вовсе безмолвная, но такого эротизма (однако, полностью целомудренного!) в театре вообще редко встретишь.
B.O.Q.
Laboratory 316, режиссер Куба Адылов
Суперхит пространства «Трансформа», спектакль по «Геркулесу и авгиевым конюшням» Дюрренматта, идет уже не первый сезон, но вдруг вы до сих пор его не посмотрели. Это жесткая политическая сатира на современный Казахстан, и каждый показ B.O.Q. наполняется новым контекстом.
Участники театральной лаборатории Laboratory 316 играли этот спектакль на фоне проаблязовских митингов, отставки первого президента, «Серуенов» и шествий, и не боялись говорить обо всем происходящим со сцены.
«Шаңырау»
Лаборатория EGO/ТЮЗ имени Мусрепова, режиссер Данияр Базаркулов
Спектакль по пьесе Горького «На дне» – режиссерский дебют актера Данияра Базаркулова. Создан на базе театральной лаборатории EGO и регулярно играется на сцене театра имени Мусрепова.
В «Шаңырау» интересны не только режиссерские и художественные решения, но особенно – инсценировка. Перечитайте Горького перед походом, это поможет понять происходящее без синхронного перевода и получить особенное удовольствие от финала: он отличается от прописанного классиком и делает из «На дне» почти шпионский детектив.
«Ер Төстік»
Театр ARTиШОК, режиссер Галина Пьянова
Камерная опера для драматического театра – экстремальное испытание для тех, кто совсем мало знает о современном театре. Постановочное трио режиссера Галины Пьяновой, художника Антона Болкунова и композитора Александра Маноцкова (а у этой команды за оперу «Снегурочка» в новосибирском театре есть «Золотая маска»!) в конце прошлого сезона показало публике, что такое театр мирового уровня.
Перед спектаклем возьмите либретто на русском и погрузитесь в вокальные партии, не подглядывая в перевод. Музыканты ансамбля «Игеру» и артисты ARTиШОКа погрузят вас в медитацию (недолгую, всего час), но будьте готовы к отрезвлению в финале. Финал в «Ер Төстік» бескомпромиссный.