74-й Берлинский кинофестиваль: итоги и рекомендации

I
ileru Автор
29 февраля 2024

24 февраля завершился один из главных мировых кинофестивалей — Берлинале. В этом году на смотре было представлено более двух сотен картин, двадцать из которых боролось за главный приз в виде «Золотого медведя». Как обычно на подобного рода мероприятиях, в этот раз Берлинале запомнился неоднозначными работами: полными разочарованиями и неожиданными жемчужинами из мира кино. Кинокритик Ораз Керейбаев побывал на кинофестивале и теперь делится своими впечатлениями от смотра и размышлениями о победителях конкурса.

Главные награды

Берлинский кинофестиваль любит приглашать на пост главы членов жюри неожиданных деятелей кино. К примеру, в предыдущем году председателем выступила Кристен Стюарт, а в этом её место заняла актриса Лупита Нюонгу, известная по роли в хорроре «Мы».

24 февраля Нюонгу с коллегией жюри объявила победителей. Вполне ожидаемо, многие остались недовольны решением комитета. Список призёров выглядит следующим образом:

  • «Золотой медведь» за лучший фильм – «Дагомея» режиссёра Мати Диоп;
  • Гран-при жюри – «Потребности путешественника» режиссёра Хон Сан-су;
  • Приз жюри – «Империя» режиссёра Брюно Дюмона;
  • «Серебрянный медведь» за лучшую режиссуру – Нельсон Карло де лос Сантос Ариас за фильм «Пепе»;
  • «Серебрянный медведь» за лучшую роль – Себастиан Стэн за фильм «Другой человек»;
  • «Серебрянный медведь» за лучшую роль второго плана – Эмили Уотсон за фильм «Такие мелочи»;
  • «Серебрянный медведь» за лучший сценарий – Маттиас Гласнер за фильм «Смерть».
Кадр из фильма "Дагомея"

Лучшие роли первого и второго плана

Хотелось бы сначала обсудить награды за актёрские работы. Выбор Стэна и Уотсон кажется вполне конвенциональным и оттого неожиданным для Берлинале. Стоит напомнить, что в предыдущем году эти же призы были распределены между трансперсоной Теа Эре за фильм «До конца ночи» и восьмилетней девочкой Софией Отеро за картину «20,000 видов пчёл». Поэтому награждение относительно известных широкой публике актёров удивляет, особенно с учётом наличия достаточного количества серьёзных конкурентов. 

Для Себастьяна Стэна за роль человека с редкой формой деформации лица «Серебряный медведь» стал первой престижной европейской наградой. В своей речи актёр поблагодарил членов жюри и напомнил о своих румынских корнях, указав на важность получения статуэтки настолько близко к своей родине. 

Документальное кино

В последние годы документальным фильмам уделяется всё больший интерес со стороны критиков и зрителей. Естественно, эта тенденция отражается и на международных кинофестивалях. Так, осенью 2022 года документальная картина «Вся красота и кровопролитие» получила «Золотого льва» в Венеции, а в начале 2023 года лента о людях с психологическими расстройствами «На Адаманте» победила в Берлине. Поэтому неудивительно, что уже на нынешнем фестивале в конкурсе оказалось аж три документальные ленты: «Пепе», «Архитектон» и «Дагомея».

Многие критики ехидно подшучивали, что и в этом году победителем станет именно документальная картина. Однако шутки в итоге обернулись явью, ведь два из трёх упомянутых фильмов удостоились главных призов. Так, картина «Пепе», рассказанная с точки зрения гиппопотама, получила статуэтку за лучшую режиссуру, а «Дагомея», повествующая о возвращении культурных артефактов в современный Бенин, взяла «Золотого медведя». 

Критики могут долго спорить вокруг качества «Дагомеи», но решение наградить именно эту картину выглядит как интересное и громкое политическое заявление. Связано это с тем, что фильм Мати Диоп говорит не столько о возвращении предметов искусства, сколько о постколониальных странах и их способах побороть национальные травмы. С помощью закадрового голоса и различных диалогов между молодыми активистами Бенина постановщица сумела поднять целый ряд важных тем, не только задав интересные вопросы, но и дав ответы на них. 

Награждение мастеров 

Среди обладателей «Серебряных медведей» оказались маститые режиссёры Хон Сан-су и Брюно Дюмон. Оба постановщика уже давно полюбились фестивальной публике и их победа в Берлине никого не удивила. Несмотря на почтенный возраст, стоит отметить, что оба режиссёра продолжают экспериментировать. Так, «Потребности путешественника» Хон Сан-су — это поэтическая история, снятая на камеру мобильного телефона, в которой мало что происходит. Тем не менее его фильм говорит о различиях западного и восточного мира, показывая это через персонажей Изабелль Юппер и Ли Хеён.

Дюмон напротив решил соединить реалии обычной французской деревни с элементами sci-fi жанра. Его «Империя» напоминает дешёвую версию «Звёздных войн», сделанную с большой долей иронии и рассуждений о разнице в американском и европейском менталитете. В итоге два столь непохожих фильма умудряются поднимать вполне близкие темы, говоря о столкновении двух непохожих миров.

Рекомендации с фестиваля 

В конце хотелось бы порекомендовать ещё несколько запоминающихся работ, которые были обделены какими-либо наградами или же вовсе не участвовали в основном конкурсе. 

«Кукушка» — это новый хоррор от студии Neon, главную роль в котором сыграла актриса Хантер Шафер. Фильм рассказывает о девочке-подростке, которая переезжает жить к своему отцу в лесной коттедж в немецких Альпах. Практически сразу она сталкивается с паранормальными явлениями. Картина во многом отсылается на классические фильмы ужасов 1970-х, поэтому она придётся по душе всем поклонникам жанра. 

«Семь вуалей» — это коллаборация канадского режиссёра Атома Эгояна и известной актрисы Аманды Сейфрид. В последний раз они работали над фильмом «Хлоя» в 2009 году. Девушка исполнила роль театрального драматурга, которая должна поставить оперную пьесу Рихарда Штрауса «Саломея». Однако в процессе героиня начинает вспоминать свои детские и юношеские травмы, что отражается на подготовительном процессе. 

«Мэтт и Мара» — это ещё одна канадская картина, представленная на фестивале. Фильм рассказывает историю любви, которая не случилась. На манер «Прошлых жизней» Селин Сон, главные герои встречаются во взрослом возрасте и вспоминают свои юношеские годы. В течение 80 минут зрители наблюдают за попытками персонажей сблизиться. Однако семейные хлопоты Мары, их возраст и статус перевешивают желание влюблённой пары построить романтические отношения.

«Уроки иностранного языка» — это французская картина, рассказывающая историю двух подростков. Фанни приезжает по обмену из Франции в Германию, чтобы узнать больше о немецкой культуре. Вместе со своей новообретённой подругой Леной она делает первые шаги во взрослую жизнь, попутно познавая себя и мир вокруг. Помимо личных переживаний, героини обсуждают политические проблемы, потихоньку превращаясь в молодых активисток, способных выходить на протесты и бороться за свои права. Столь милая, но важная история идеально отражает сегодняшнее положение дел во Франции и Германии, а также укрепляющиеся политические отношения между двумя странами.


Автор: Oraz Kereibayev