Колумнист Esquire Айнура Абсеметова – о том, как нелегко африканским женщинам доказывать свою пригодность ко взрослой семейной жизни.
«Во всем виноваты вредные традиции», так начинаются и заканчиваются в Малави всякие официальные и не очень обсуждения и встречи, касающиеся гендерных и не только проблем. Эта фраза меня преследовала с первых дней, как я приехала в одну из беднейших стран мира и поступила тут на работу в качестве специалиста по гендеру. Ну не может же быть так, чтобы во всем были виноваты традиции, думалось мне. Должны же быть и другие факторы: слабо работающие законы, тотальная безграмотность сельского населения, в конце концов, вопиющая бедность и коррупция на всех уровнях власти. Но нет же, отдельным пунктом в самых главных отчетах и стратегических документах Малави, наряду с изменением климата и бедностью, мешающими развитию страны, стоит «следование вредным традициям». Уже полтора года как я пытаю своих коллег вопросом: о каких вредных традициях идет речь? Ну не людей же кушают, надеюсь. В ответ мне уклончиво говорят, что люди до сих пор верят в колдунов и высшие темные силы, ну и про какие-то секретные обряды по инициации для девочек и мальчиков. Все. Никаких деталей. Что может быть вредного в колдунах и древних обрядах? Ну разве что волна массового психоза по поводу вампиров, сосущих кровь неизвестными металлическими приборами, которая закончилась трагически для десятков людей, показала, что все это не досужие вымыслы.
Попытки самостоятельно изучить вопрос проваливались из-за неточных и пространных рассказов про племенные обычаи, многие из которых канули в Лету. Доходившее до меня казалось таким милым, аутентичным и неспособным помешать устойчивому развитию. А еще постоянное окружение блестяще образованных малавийцев, уверявших меня, что они давно живут по европейским нормам приличий, чай пьют, как англичане, пиво, как баварцы, и фастфуд любят, как американцы. Танцы исключительно в стиле модного афропоп, которому подражают передовые западные хипхопперы. И думать забыли, что такое инициация, ибо многие не проходили через нее сами. Даже бусы на бедрах под платьями в нашем офисе носят не все женщины. Так что отстань от нас, Айнура, со своей навязчивой идеей понять традиции малавийских племен, все это прошлый век.
И я было поверила, да газеты, печатающие странные новости, говорят мне о том, что где-то есть другое общество, и оно все еще живет во власти мрачных традиций. Вот статья про отца, арестованного за регулярный секс с дочерью по наставлению колдуна, чтобы разбогатеть.
А тут мужчина пытался заставить свою жену отрезать себе клитор, чтобы сделать зелье из необычного ингредиента, выпив которое они точно вырвутся из плена нищеты.
То тут, то там выходят странные и малопонятные для меня истории, которые вызывают смех у коллег. И вот наконец мне в руки попала не желтая газета, а отчет по результатам исследований традиций и культурных практик малавийских племен, которых ни много ни мало тринадцать. Как оказалось, это то, что я так долго искала, каталог тех самых обычаев, из-за которых, по мнению правительства, Малави никак не выйдет из списка самых бедных стран. Я прочитала залпом все сто девять страниц, испытывая то жар, то холод. Справедливости ради отмечу, что встречались традиции до боли знакомые, как например, многоженство. Причины полигамии обычные: бесплодие первой жены, жена передается по наследству в руки брата умершего супруга для поддержки, богатство и статус мужчины подчеркиваются количеством жен и детей и так далее. Но даже в такой привычной идее полигамии есть нечто необычное, а именно «бонусная жена». Это когда семья жены или сама жена предлагают богатому и заботливому зятю взять в качестве бонуса младшую сестру или племянницу жены в жены. Таким образом, мужу и зятю показывают свою признательность за хорошее отношение, а заодно предотвращают адюльтер на стороне с чужими тетками.
Есть и другие знакомые традиции. Одна из них – плата за невесту, которая у нас в Казахстане называется калымом, а в Малави – лобола. Чем выше социальный статус невесты и образование, тем выше плата. Ходовая цена – одна курица или чуть больше десяти долларов, но за хорошую девушку можно и корову получить. В отчете говорится, что родители стремятся выдать своих дочерей едва достигших половой зрелости (10-12 лет) богатым старикам, чтобы на полученные средства оплатить обучение (в лучшем случае) или просто прокормить своего сына или оплатить долги. Поэтому рождение дочерей радует только по одной причине: за них можно получить лоболу, тогда как сын радует как продолжатель рода и трудовая единица в поле.
Бывает и такое, муж уезжает надолго из страны в поисках работы, а жена переходит в пользование мужчин семьи мужа. Часто это свекр или брат мужа.
Такое практикуется, чтобы якобы сохранить жену и детей в семье, но чаще всего это превращается в насилие, где бесправная жена вынуждена терпеть надругательства из-за страха быть изгнанной с позором, а детей оставить сиротами без наследства, если откажет в сексуальных утехах свекру или другому мужчине семьи.
Прискорбно читать про обряды в отношении детей – инициации девочек и мальчиков в пубертатный период. Детей уводят из деревни на срок от двух недель до месяца в место, где старейшины рода или деревни обучают их азам взрослой жизни. Кроме обычного этикета – учтивость со старшими и поведение в супружеской жизни – мальчиков учат строить дом, охотиться, смотреть за домашними животными, а девочек готовить ритуальные блюда и смотреть за хозяйством. Но помимо этих невинных вещей, мальчикам делают обрезания и учат, что инициация полностью завершится, только когда они совершат свой первый половой акт сразу по возвращении домой. Есть даже традиция, что вернувшиеся 10-12-летние мальчишки должны ночью прокрасться к кому-нибудь домой и под покровом ночи совершить свой половой акт с любой девочкой в деревне.
У девочек же в плане дополнительного обучения – как правильно ублажать своих будущих мужей. Для этого приглашаются специальные женщины, которые посредине деревни ложатся на специально сооруженное лежбище, где они ритуальным танцем имитируют половой акт. Посмотреть на этот ритуал приходит вся деревня. Есть еще одна фишка, чему должна быть обучена каждая девочка, от которого зависит ее будущая супружеская жизнь, а именно как тянуть половые губы до определенной длины. Это занятие довольно болезненное, но очень важное, поскольку отсутствие растянутых до нужной длины половых губ может стать причиной позорного развода.
Вот и сидят девочки от шести лет кружочком и старательно тянут половые губы в свободное от работы время.
Кстати, эта традиция жива и среди городских красавиц Малави. Одна из моих коллег была вынуждена развестись с мужем именно по этой причине. Есть поверье, что длинные половые губы приносят неземное удовольствие мужчине, соответственно считаются особенно привлекательной чертой и достоинством у женщины.
Некоторые племена имеют такие традиции, как расширение вагины путем засовывания в нее варенных яйц или вручную сделанных деревянных фаллоимитаторов. В завершение инициации уже ставшие женщинами девочки должны предстать перед всей общиной в полной наготе и исполнить ритуальный танец. Ему обучают в период инициации, его цель – показать общине рождение новой женщины, готовой к замужеству. Соответственно танец очень чувственный. Любой желающий может прикоснуться к ребенку, потрогать ее за подарок. И все это порой заканчивается ужасно.
Зафиксированы случаи, когда чрезмерно гордый и сраженный красотой дочери отец или брат насиловал ее уже дома.
Всех традиций не перечислить, и все крутится вокруг секса и колдовства. Например, женщина должна пройти обряд очищения, а именно совершить обязательное половое соитие с назначенным человеком. Это может быть родственник мужа или уважаемое лицо в деревне. Женщину или девочку обязательно нужно «очистить» от злых духов, если у нее случился выкидыш, она нарушила какой-нибудь завет семьи или у нее умер муж. Как отметила моя знакомая канадка, которой пришлось наблюдать такой ритуал в действии, это похоже на формализованное насилие, в котором задействована вся деревня. В некоторых племенах на юге через обряд очищения должна пройти каждая девочка, ибо девственная плева считается чем-то опасным и вредным.
После замужества обряды и таинства у девушки не заканчиваются. Беременность, как и всякое непонятное явление в природе, обрастает огромным количеством суеверий. Беременная не должна убивать змею, иначе рожденный ребенок будет ползать как змея. Не пить воду стоя, иначе ребенок будет икать во время кормления. Не носить два ведра с водой, иначе родит двойняшек, что в принципе считается проклятьем. Не есть яйца, иначе родится яйцеголовым. Не есть красный перец, иначе родится с красными глазами. Не пить горячее, иначе ребенок внутри может обжечься.
Многие племена в Малави верят в целебную силу сексуального акта и мужского семени.
Некоторые верят, что массирование ребенка семенем отца поможет новорожденному получить силу и защиту, а есть племена, которые верят, что младенец должен присутствовать при сексуальном акте родителей, якобы это придаст ему силы для выживания.
В конце хочу поведать историю, рассказанную интерном по имени Ани. Та самая что собиралась печь пироги, чтобы уехать в США на учебу. (Кстати, она уехала, взяв кредит и поступив в американский университет.) Это история ее помощницы по дому, которая была замужем за состоятельным в деревне мужчиной. Семья его считалась зажиточной, так как урожай с полей чаще всего был богатым, тогда как остальная деревня страдала от засухи и насекомых. Вся деревня поговаривала, что дело не чистое. Пришло время молодой невестке забеременеть, и молодой муж пришел к супруге с предложением от своих родителей: принести в жертву младенца, как только он родится. Ритуал поможет им сохранить урожай и приумножить богатства. Видимо, это происходило не первый раз, поскольку муж – единственный ребенок в семье, что слишком необычно для малавийской деревни. Девушка не дала согласия, и, будучи беременной, сбежала в город. Так она попала в семью Ани, где благополучно разродилась и до сих пор служит...
Фото Felipe Martins Campbell /shutterstock.com, Oxford Media Library /shutterstock.com Andrea Willmore/shutterstock.com
Другие африканские истории на нашем сайте Казахи произошли от африканцев Брак по-африкански Пасха, дороги и африканская ГАИ