Алмас Ордабаев

I
ileru Автор
23 октября 2023

Известный казахстанский архитектор, 85 лет

ОТ РУСОФОБИИ МЕНЯ УБЕРЕГ ДВОР, расположенный между двумя бараками сотрудников русской и казахской газет. Там мы, дети, играли вместе, что уберегало нас от агрессии внешнего мира.

ИНОГДА ИСТОРИЧЕСКИЕ СОБЫТИЯ ВЛИЯЮТ НА КУЛЬТУРНУЮ СРЕДУ. Так, военная эвакуация привела к зарождению новой культуры, создавая уникальную атмосферу в городе.

РИСОВАТЬ Я НАЧАЛ В ДОВОЛЬНО РАННЕМ ВОЗРАСТЕ. Родители заметили мои способности и всегда поддерживали меня в стремлении к развитию. Они верили, что образование – ключ к возможностям, и эту идею они передали мне.

В ИНСТИТУТСКИЕ ГОДЫ МНЕ ПОВЕЗЛО ОКАЗАТЬСЯ В КРУГУ ЛЕНИНГРАДСКОЙ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ. Мои занятия виолончелью превратились в игру на контрабасе в джазовом коллективе. Свобода витала в воздухе, французские архитектурные журналы и узкие брюки-дудочки задавали нам ритм. Мы были стилягами и духом принадлежали к модернистам.

ПОВСЕМЕСТНОЕ НАВЯЗЫВАНИЕ СТАЛИНСКОГО АМПИРА с принципом «национальное по форме – социалистическое по содержанию» с большим опозданием дошло до Алма-Аты, а в силу послевоенных экономических трудностей приходилось все упрощать, находя при этом баланс. Сочетание этих обстоятельств привело к четкому пониманию, что основа архитектуры – в гармонии пространства и формы, а не в декоративных элементах и украшательстве.

АРХИТЕКТУРНОЕ СООБЩЕСТВО АЛМА-АТЫ 60-70-Х ГОДОВ БЫЛО УЗКИМ КРУГОМ ЕДИНОМЫШЛЕННИКОВ. Это были люди из лучших вузов страны. Именно благодаря такой тесной связи удалось создать уникальную городскую архитектурную среду. Мне часто говорят, как видят и ценят мой проект в районе Самал. Однако я стараюсь обходить этот район стороной, так как реализована лишь небольшая часть моего замысла.

СТРАСТЬ К ИСТОРИИ ЗАРОДИЛАСЬ ЕЩЕ В ДЕТСТВЕ. Мне довелось принять участие в развенчании мифа о том, что кочевники не оставили за собой материальной культуры. В период моей работы на Мангышлаке я осознал, что стереотипы об этом народе неверны. Кочевники оставили ценнейшее наследие, включая уникальные примеры каменной архитектуры.

МОЙ ОТЕЦ БЫЛ ТАЛАНТЛИВЫЙ ЧЕЛОВЕК. Интеллигентов, знающих казахскую культуру в совершенстве, как он, было мало, блестящий стилист казахского языка. Но ему было чуждо, когда это скатывается в архаику.

РОДИТЕЛЕЙ, БРАТЬЕВ И СЕСТЕР МОЕГО ОТЦА РАССТРЕЛЯЛИ НА ЕГО ГЛАЗАХ. Он с детства знал, что такое советская власть, был невероятно осторожный человек. Понимал, как выживать, как сохранить себя, как воспитывать детей в этих условиях. На долгие годы этим была пронизана большая часть общества.

О ГОЛОДОМОРЕ В КАЗАХСТАНЕ НАПИСАНО МНОЖЕСТВО КНИГ. Но самые проникновенные из них написаны американскими авторами. Голодомор, унесший до 40% населения, и репрессии 30-х годов нанесли тяжелый удар по казахскому народу. Со временем нам предстоит решить многие вопросы, связанные с этим трагическим периодом истории.

КУНАЕВ СТРЕМИЛСЯ К СОХРАНЕНИЮ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ КАЗАХСТАНА, не забывая о модернизации нашей жизни, росте городов, о развитии промышленности. Когда я занимался реставрацией мавзолея Ходжи Ахмеда Яссауи, он приезжал и мы с ним долго разговаривали об этом.

ЕСЛИ МЕНЯ СПРАШИВАЮТ О СОВРЕМЕННЫХ ТЕНДЕНЦИЯХ развития города, я отвечаю, что деньги и власть могут искажать вкусы и ценности.

МЕНЯ ПУГАЕТ, КОГДА ЛЮДИ ДУМАЮТ, что если налепить на фасады орнамент, то сразу это будет национальная архитектура.

МЕНЯ ОЧЕНЬ ЗАНИМАЕТ СОЧЕТАНИЕ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ С СОВРЕМЕННОСТЬЮ. Как Стамбул умудряется быть одновременно аутентичным и мировым городом, так и каждый из нас может находить гармонию между своими корнями и современным миром.

РАД ПОДДЕРЖАТЬ ИННОВАЦИОННЫЕ ИДЕИ МОЛОДЕЖИ. Новые тенденции, даже те, что кажутся непонятными, могут иметь глобальный потенциал. Главное – всегда оставаться открытым к новым идеям и людям.