Театр «Астана Опера» погрузился в настоящую сказку. В пошивочном цехе мастера не отказывают себе в удовольствии примерить изящную шляпку или корону королевы. В коридорах между репетициями можно встретить артистов в пышных платьях XVIII века, а из-за кулис на сцену изысканно двигается удивительная карета Золушки в виде туфли. Скоро случится волшебство…
Шарль Перро когда-то создал шедевр, который несколько столетий служит вдохновением творческим людям. Немецкий хореограф Раймондо Ребек не стал исключением и после прочтения старой доброй сказки, увидел в ней новый ход истории. Его поддержали коллеги из постановочной группы и вот что из этого получилось.
В пошивочном цехе кипит работа, здесь можно увидеть более 150 разных ярких костюмов, на один из которых, к примеру, ушло более 30 метров ткани. Все они уникальны по-своему. Помимо великолепных нарядов Золушки и Принца, есть здесь костюм пирата-денди и даже сафари-ковбоя. Все это потому, что в этой постановке хореограф перенесет зрителей из эпохи рококо, выдержанного стиля, вкуса, изысканности, грациозности, тонкости в эпоху современности, где артисты станцуют отрывок хип-хопа.
- Я вложил в эту постановку много знаний об истории моды. Думаю, там будут довольно очевидные отсылки к разным крупным модным домам, громким именам, вроде Шанель или Ива Сен-Лорана. Отсылок к истории моды, – рассказывает художник по костюмам Франсуа-Ноэль Шерпин, который много работает с цветом, и в этом плане точно можно сказать, что постановка получается довольно красочная.
Особенно впечатляющим, с точки зрения визуальных эффектов, выглядит второй акт, в котором главная героиня откроется как дизайнер со своим собственным показом мод.
Франсуа-Ноэлю Шерпину эта тема оказалась очень близка, ведь он и сам обучался моде в Париже, долгие годы у него было собственное ателье высокой моды в Амстердаме, где художник создавал эксклюзивную одежду. Сейчас он занимается дизайном только для театров, потому что в прошлом был танцовщиком и знает мельчайшие детали этого непростого дела.
- Всегда стремлюсь сделать костюмы максимально удобными для танцовщиков, потому что знаю каково это — носить костюм на сцене, когда надо выступать. Я всегда говорю, что дизайн для моды и дизайн для танца — это совершенно разные вещи, потому что требования к танцу очень отличаются.
И это действительно так, взять, к примеру, фижмы XVIII века – платья с объемными формами на бедрах, - раньше их изготавливали из металла, тростника или китового уса и тяжелых тканей, Франсуа-Ноэлю Шерпину удалось сохранить историческую форму, но он сконструировал ее как танцевальную пачку, которая оказалась вполне удобной для танца.
- Это было сложной задачей для цеха, потому что мастера никогда не делали пачки такой формы, такие фижмы из тюля. Нам пришлось довольно долго искать решение, чтобы найти правильную форму и нужное количество ткани. Так что для них это была очень сложная работа, но и для меня, чтобы найти правильное решение, чтобы получить эту форму, сделанную балетным способом, - рассказал художник-постановщик.
Такой «Золушки» в Казахстане больше нет
Художественный руководитель балетной труппы Алтынай Асылмуратова давно хотела, чтобы репертуар «Астана Опера» пополнился волшебным спектаклем для всей семьи. Она пригласила к сотрудничеству своего коллегу – немецкого хореографа Раймондо Ребека. Особый упор при постановке своей «Золушки» балетмейстер делал на то, чтобы и взрослые, и самые юные театралы по-новому открыли для себя любимую сказку. Нет сомнения, что так и будет, ведь уже сейчас, глядя на этот спектакль в репетиционных залах, можно с уверенностью сказать, что это не менее интересно, чем «голливудский блокбастер», полный веселья и приятных сюрпризов. К слову, это уже третий спектакль, над которым Раймондо Ребек работает в «Астана Опера». С большим успехом здесь прошли его балеты «Сколько длится Сейчас?» и «Бетховен – Бессмертие – Любовь». И во всех его работах есть «игра со временем».
Труппа с удовольствием рассказывает о репетиционном процессе. Мадина Басбаева и Айгерим Бекетаева готовятся представить заглавную партию в этом спектакле.
– Волшебство – то слово, которым можно описать все, что происходит на сцене. История, знакомая всем с детства о деревенской девочке, которая превращается в принцессу, вызывает разные чувства у публики. От сострадания, в части, когда у бедной девушки появляется Мачеха и завистливые сводные сестры, до радости, когда добрая, открытая и честная Золушка обретает счастье. Мне очень приятно работать с Раймондо Ребеком, потому что это высокопрофессиональный хореограф с богатым внутренним миром, способный передать его нам, артистам. С технической точки зрения балет интересный, это неоклассика, но постановщик также делает большой акцент на пластике тела, чтобы выразить свободу героя, – отмечает Мадина Басбаева.
Известно, что в оба дня свои партии будут исполнять разные составы артистов, примечательно, что, несмотря на одни и те же комбинации движений, у каждого из них получаются непохожие образы, потому как каждый чувствует своего героя по-своему.
- Наверняка многие думают, что наша версия спектакля будет схожа с другими спектаклями под названием «Золушка», с измененной художественной частью. Но в действительности это полная противоположность сложившимся стереотипам, потому что балетмейстер Раймондо Ребек представит совершенно новое видение и понимание этого спектакля. Не могу сказать, что он рассчитан на самых маленьких зрителей, скорее наоборот. В постановке балетмейстер раскрыл каждый персонаж по-новому, и теперь зрители смогут увидеть не только романтические отношения героев, но и их интересы как личностей. Моя Золушка – творческая натура, стремящаяся к самореализации. В этой версии не будет привычного ожидания «принца на белом коне», который спасёт ее от всех невзгод, здесь она очень уверена в себе… Благодаря интересному видению постановщика, артисты могут открыться как личность, что возможно сделать не в каждом балете. Работы Раймондо Ребека всегда отличаются особенным стилем и индивидуальностью. Партия Золушки в его прочтении мне очень близка. Этот балет идет в ногу со временем, этим он и интересен, - говорит Айгерим Бекетаева.
Балерины будут танцевать в паре со своими партнерами Бактияром Адамжаном и Далером Запаровым, которым предстоит исполнить партию Принца.
- Хореограф Раймондо Ребек показал Принца современным диджеем. Ему удалось сохранить тему истории, но образы персонажей несколько другие, сюжет оживился и воспринимается иначе. Думаю, Принц из балета «Золушка» мне гораздо ближе, чем, к примеру, Принц из балета «Белоснежка и семь гномов» или Щелкунчик-Принц в балете «Щелкунчик», где мы видим классическую сказку. Принц-диджей ближе к реальности, но все же здесь присутствуют и элементы волшебства. Хореографию украшают дуэты, вариации с вставками контемпорари, различные новые поддержки, которые редко встречаются в классических балетах. Я давно знаком с творческим почерком Раймондо Ребека, так как работал в труппе Universal Ballet в Корее, где и познакомился с этим замечательным хореографом. Там я исполнял его балет, но кроме того, он ставил мне Адажио для конкурса. В «Астана Опера» выходил на сцену в его балетах «Бетховен – Бессмертие – Любовь», «Сколько длится Сейчас?», поэтому мне уже хорошо знаком его стиль, - поделился Далер Запаров.
О своей героине – Мачехе – Асель Шайкенова рассказывает, как об очень интересной натуре. Психологизм ее образа артистка видит в самодостаточности, стиле, грациозности и утонченности.
- У нее аристократический стиль, выраженный и внутренне, и внешне, поскольку по сюжету, когда-то в молодости, она была известной моделью. Есть технические элементы, которые требуют усердия, сноровки, но это все уходит на второй план, потому что очень важно добиться верной актерской игры, которую требует Раймондо Ребек. Особенно это касается второго акта, где Мачеха позволяет себе выпить немного шампанского, раскрепоститься и расположить к себе Церемониймейстера. Она понимает, что связи при дворе – это очень важно, и успех женщины заключается в удачном браке, поэтому Мачеха делает все возможное, чтобы устроить своих дочерей ближе к Принцу. Самой сложной оказалась третья картина, в которой Принц приходит в дом Мачехи мерить туфельку, тогда и просыпается вся ее сущность, здесь уже нельзя говорить о грации и достоинстве. Когда туфелька не подходит ее дочерям, отбросив все приличия, Мачеха сама пытает счастье, подставив ногу… Все это передать, сыграть, пожалуй, самое сложное для меня.
Гаухар Усина рассказывает, что каждый персонаж в этой постановке имеет свой характер.
– Мачеха – это не злая, вредная или противная женщина, которая делает что-то назло, наперекор, в угоду своим дочерям, нет, она сама по себе такая. Яркая и независимая, Мачеха представляет самый сильный образ женщины в этом спектакле. И я проявляю максимальную женственность в этой постановке через хореографию, исполнение, - говорит балерина. - Сейчас «Астана Опера» раскрывается как современная труппа и трансформируется в XXI век, мы расширяем спектр наших балетов, они становятся более разнообразными. Раймондо Ребек всегда представляет интересные спектакли, совершенно несвойственные традиционным представлениям того, что мы привыкли видеть. Изначально его неординарные идеи настолько впечатляют, ты думаешь: «Боже, что из этого выйдет? Это невозможно, да нет», а когда картинка начинает потихоньку вырисовываться, когда складываются пазлы, постепенно они превращаются в прекрасный балет, спасибо ему за это. И мы надеемся, что мы отдадим ему все то, что он в нас вложил.
Но, пожалуй, самым необычным персонажем в этой истории выступит Добрый дух. Однако все мы помним, что в канонической версии балета у Золушки всегда была крестная Фея, которая оберегала и поддерживала девушку. Раймондо Ребек решил переосмыслить этот образ и сделать его абстрактным.
– Этот персонаж напоминает Ангела-Хранителя, и в этом спектакле его назвали Добрый дух – не мужчина, не женщина, это абстрактный герой. На протяжении всей постановки он сопровождает Золушку, делает добро и помогает ей найти заветное счастье. Если говорить о технических моментах, то это первый балет, в котором постановщик решил использовать гироскутер, вероятно, чтобы добавить в спектакль элементы шоу, привлечь внимание молодой аудитории. Конечно, изначально нам было непривычно управлять скутером и при этом совершать поддержки с балериной. Главное, это хорошее партнерство, если балерина полностью доверяет, не боится, то все выглядит очень естественно и в какой-то степени напоминает волшебный полет героев. Я также постараюсь с помощью пластики тела показать неземной образ феи, - говорит Султанбек Гумар.
Арману Уразову также предстоит раскрыть этот непростой образ. Артист видит основную сложность в сохранении баланса в поддержке с балериной на гироскутере.
- Эта задумка создает особую магию на сцене, но, чтобы она получилась, нужны долгие часы репетиций. В целом, этот балет привлекает меня тем, что он наполнен чувством юмора, шуточных моментов. Уверен, что благодаря нашей актерской игре, мимике, мы сможем развеселить зрительскую аудиторию. Отдельной похвалы в этом спектакле заслуживают декорации и костюмы. Огромные манекены, которые достигнут порядка 5 метров в высоту, без сомнения, вызовут удивление публики. Нам самим, как детям, любопытно и интересно принимать участие в рождении нового спектакля, который обязательно займет достойное место в нашем репертуаре.
Хрустальные переливы музыки
Дирижером-постановщиком мировой премьеры новой версии балета «Золушка» выступил заслуженный деятель Казахстана Абзал Мухитдин. По словам маэстро, в музыкальной части эта постановка продолжает традиции классических спектаклей. В нем присутствует множество интересных и колоритных номеров, вариации, дивертисменты, а также яркая звукоизобразительность, достаточно привести в пример знаменитую «Сцену с часами», в которой композитор мастерски передал бег времени. Прокофьев отмечал, что очень хотел, чтобы произведение получилось наиболее танцевальным и это у него удалось в полной мере. Однако, по задумке балетмейстера Раймондо Ребека, музыку спектакля дополнили атмосферным акустическим звучанием современных популярных композиций Джимми Дюранта, Билли Рэя Сайруса, Луи Армстронга. Так получилась современная версия классического спектакля в стилистике, близкой зрителю цифровой эпохи.
Без сомнения, визитной карточкой постановки станет удачное сочетание доброй балетной старины и современных сценических технологий. Визуальные компьютерные эффекты будут мирно сосуществовать с отдельными традиционными элементами декораций, невероятными костюмами и разнообразным реквизитом.
Ждем с нетерпением!