Сколотить состояние на интерьерном дизайне? Легко! Наставлять в этом новое поколение талантов? С удовольствием! Превращать работу с клиентами в терапию? Нет ничего невозможного! Об этом и многом другом обстоятельно и без жеманства рассказала Esquire очаровательная Асель Калык, основательница студии ACG Group, бренда Trend Decor и владелица собственного мебельного производства.
Асель, в каком возрасте вас увлек интерьерный дизайн?
Можно сказать, что я занимаюсь любимым делом уже 20 лет. С детства рисую, закончила художественную школу. Но первое мое образование – дизайнер одежды. Правда, в 2000-е это было не слишком востребовано. Потому я быстро переучилась, освоила программу 3dsMax и почувствовала себя королевой! (смеется,) ведь проект в 3D – это солидное преимущество. В ту пору в Казахстане случился строительный бум, однако люди настороженно относились к дизайнерам интерьеров. Они просто не понимали, зачем платить таким специалистам. И я стала активно сниматься в телевизионных программах. После одной из таких – «Мастерской уюта» – меня стали узнавать в лицо, доверять проекты… Собралось хорошее портфолио. Но для того, к чему я стремилась, этого недостаточно. Нужно было работать с образом мышления, прокачивать мотивацию. Помните книгу Роберта Киойосаки «Богатый папа, бедный папа»? Так вот, бедный папа – это было про меня. А хотелось денег. Деньги – это свобода, возможности для развития, для реализации потенциала…
И в этот момент вы подумали о создании своей студии?
К 25 годам я накопила 60 тысяч долларов – большая для тех времен сумма – и решила, что пора переходить на новый уровень. Деньги спустила в первый год! (смеется) Я была вообще не про управление. Как фрилансер умела зарабатывать и была уверена, что теперь-то все будет еще лучше! Но в итоге сама мыла полы, после того как раздала зарплаты сотрудникам – на уборщицу уже не хватило. Тогда поняла, что делаю все неправильно. И начала методом проб и ошибок налаживать бизнес-процессы. Помогли тренинги личностного роста. На одном из таких осознала, что я не владелец бизнеса, а раб! И если на месяц останусь без связи, мое дело погибнет. Нельзя все завязывать на себя.
Еще вновь вернулась к, как это теперь называется, построению личного бренда. Решила, что надо срочно заводить аккаунт в недавно появившемся Инстаграме и активно делиться своими работами. Первые пять лет я была едва ли не единственным дизайнером, кто это делал. Что, разумеется, дало плоды. Примерно к 34 годам я заработала свой первый миллион долларов.
С помощью дизайна?
Многие удивляются. А дело в выстроенных процессах. Вот обычная схема работы дизайнера: он сам придумывает проект, сам вычерчивает его как архитектор, выполняет другие функции, чтобы сэкономить. Но это неэффективно и долго… Плюс некому исправить допущенные ошибки. Сейчас у нас в студии дело обстоит так: есть 20 специалистов – против 60 в допандемийный период. Каждый из них задействован на своем небольшом фронте работы, например, занимается электричеством. Только электричеством, но во всех проектах, что ведет студия. Таким образом человек не выгорает, его всегда могут подстраховать коллеги – раньше, если дизайнер болел или уходил, вставал весь проект – производительность растет. Как и зарплата. Довольны все!
Какова ваша миссия на данный момент?
Дарить людям эмоции. Потому ИИ нас никогда не заменит. Да, одним кликом можно теперь создать проект. Но когда приходят к хорошему дизайнеру, это сродни терапии у психолога. Ведь ты будешь работать в связке с человеком минимум полгода. И тут мало выслушать пожелания клиента, важно вникнуть в семейные отношения, узнать про возможные проблемы… Например, если у клиента ребенок с особенностями развития или гиперактивностью, ты никогда не будешь перегружать детскую яркими пятнами, наоборот, постараешься «замедлить», «успокоить» малыша через интерьерные решения. Я верю, что правильная обстановка исцеляет. Потому главная задача – дать человеку дом его мечты. Без навязывания трендов и модных решений.
О чем чаще всего мечтают ваши казахстанские клиенты?
О роскоши. Есть в Италии очень старая и уважаемая мебельная выставка Isalone, которую я посещаю каждый год. Иногда сама, иногда с клиентами, а однажды прилетала по приглашению организаторов в качестве единственного делегата от Казахстана. Что, на самом деле, международное признание и повод для гордости.
Так вот, на Isalone я сделала вывод: наши люди с большой охотой выбирают премиальные, иногда немного претенциозные решения. Причем, не всегда по карману – клиент может делать ремонт даже в кредит. В Европе и США это немыслимо: человек сразу знает, какую сумму готов потратить, и накопит ее прежде, чем отправиться в студию дизайна. А наши относятся к вопросу немного легкомысленно: «Вы начните, деньги я найду». Потому мы в студии всегда предупреждаем, что интерьер – это дорого, нужно здраво оценить свои возможности. Минимальная цена качественного ремонта – от 1000 долларов за квадратный метр. Стоимость дизайнерского решения – от 1500 долларов за квадратный метр.
Если говорить о задачах дизайн-проектов, в чем разница между нами и жителями западных стран?
Там за дизайном обращаются, как правило, из соображений эргономики. Человек сразу предупреждает: «Я не готов платить много, потому что перееду из этой квартиры через 2-3 года. Но хочу, чтобы вы помогли разместить все, что мне необходимо, на небольшой площади». Большие дорогие проекты заказывают лишь выходцы из СНГ – у нас это ментальность. Годы голода, бедности, притеснений требуют компенсации. У европейцев и американцев в приоритете практичность. Если говорить о стилистике, у нас любят классику. Все меньше людей, к счастью, выбирает избыточную лепнину и золото – клиенты становятся более осознанными. Путешествия и интернет делают свое дело. В спросе эклектика: популярно смешивать французский стиль с абсолютно современной мебелью. Набирает обороты джапанди – это смесь японского минимализма со скандинавским уютом. Но мы все равно тяготеем к люксовым решениями даже в таких, казалось бы, демократичных направлениях.
Давайте поговорим о том, как вы пришли к идее наставничества. Что вы получаете от этого?
Я хочу быть полезной. Ко мне приходят замечательные дизайнеры, у которых проблемы с монетизацией. Они не могут выйти на высокие чеки. Мы начинаем работу с изучения бизнес-процессов. Но, как правило, у моих девочек с этим все отлично. Проблема психологического характера. Молодые дизайнеры боятся масштаба, больших денег, боятся заявить о себе как о дорогом специалисте, легко идут на уступки. Со мной же клиенты не торгуются. Потому что, когда ты много вкладываешь в себя, ты просто не спустишься на уровень низких бюджетов. Ну и установки: «Богатые люди – злые», «Бедные –порядочные», «Большие деньги – большие проблемы». Пока не проработаешь эти моменты, высокого заработка не будет.
Давайте подытожим. У вас успешный устойчивый бизнес. Вы не только бизнесвумен, но и ментор. Что дальше?
В Казахстане я достигла потолка. В портфолио лучшие проекты, которые можно было здесь реализовать. Потому я планирую расширение географии своего бизнеса. Во-первых, собираюсь открыть студию дизайна в США. Во-вторых, возвращаюсь к истокам – хочу заняться дизайном одежды в сегменте масс-маркет. Тоже в США, потому для такого нужен рынок, нужны люди, чем больше, тем лучше. Конечно, душой и сердцем я всегда казахстанка. Но масштабов нашей страны мне просто не хватит. В общем, я полна идей, энергии и, надеюсь, в будущем появлюсь на страницах уже американского Esquire (смеется).
Беседовала Аида Сайжанова