"Горный лук": казахстанское кино, за которое не стыдно

I
ileru Автор
10 мая 2023

11 мая в казахстанский прокат выходит долгожданная картина Эльдара Шибанова — «Горный лук». Роман Райфельд посмотрел полнометражный дебют режиссера и поделился впечатлениями.

Совершенно случайно, оказавшись в полдень рабочего понедельника в одной из киносетей, я обнаружил фактически забитый до отказа зал. Приятно, что перед показом коротко выступила съёмочная группа – все-таки постепенно и здесь фестивали начинают проводить как положено, ну или около того. Но о фильме...

Синопсис

Необычная пара, где мама – оплот феминизма, идущая на поводу у экоосознанного папы, следуя дауншифтерскому желанию "патриарха", отправляется вместе с двумя разнополыми чадами из города прямо в степь. Там буйно пахнет травостой, воздух девственен, окружающие холмы медитативны, а самые туземные жители - дальнобойщики да заправщик. Дети семьи с утра отправляются на сбор горного лука, который весь день затем продают у шоссе, а родители выясняют отношения, в перерывах строя из глины и кизяка дом то с помощью гастарбайтеров из братской КНР, то своими силами. Но в центре фильма все же не взрослые, а пацан с его сестренкой.

Актеры

Бесспорно, главные звезды "Горного лука" - Есиль Амантай и Амина Газиева (соответственно - Джабай и его сестра Сания). Дети здесь бесподобны не потому, что "возьми любого ребенка, включи камеру, получишь очаровательный фильм". И Есиль, и Амина играют так, что взрослым впору учиться у них. У выпускника Ярославского государственного театрального института Куантая Абдимади здесь была крайне интересная задача – роль отца семейства, мало соответствующего образу мачо или хотя бы главы, порабощенного природосбережением и ЗОЖем и увлеченного йогой. Справился ли актер театра "Артишок" с ней? Можно сказать так: это однозначно не самая его яркая работа и тем более не актерская удача. Лишь в некоторых сценах Куантай был на уровне. Напротив, легко и блестяще практически всюду появлялась его супруга по сценарию актриса Лаура Турсунканова. Она-то и вытягивала практически все сцены с партнерами по съемочной площадке. А вот работа Санжара Мади - это скорее 50 на 50. Где-то он был более, чем хорош, а где-то - извините и подвиньтесь.

Юмор

Тем не менее фактически каждый из актеров картины дарит зрителю повод посмеяться. У одних это получается на "ура", у других - хуже, но в целом фильм всеми фибрами своей широкой наивной души - от повелителя баранки, перевозящего виагру, до велосипедистов, едущих на феминистские протесты в Чунджу - дает вам возможность без натужности, прямодушно улыбнуться. Наше все в "Горном луке" присутствует в таких объемах, что в целом приводящую в уныние тему счастья, разворачивающуюся на бэкграунде из гендерных декораций, просто нельзя воспринимать как драматическую. Как сказал мне сам Эльдар:

"Для меня фильм - это жизнь, возможность поговорить о волнующих меня темах".

И это огромный плюс режиссера, что он, говоря о важном, сумел не скатиться в банальное высмеивание пороков бытия. Его в нашем кино нынче бичуют везде - от с претензией на лонглист "Оскара" "Голиафа" до малолитражных комедий, вроде "Келинжан", что сейчас в прокате. И отсутствие выбора у зрителя, откровенно говоря, утомляет: либо трагедия мрачнее мрачного, либо комедия для не знающих напряжения умов. Шибанову вместе с Юлией Левицкой (продюсер) удалось создать балдёжное кино о серьезных вещах, которое ни в коей мере не грузит, улыбает, оставляя и пытливому уму пространство для маневра. Картину, мне думается, напрасно отправляют в одном вагоне с драмами. Это прекрасная комедия, легкая, но не легковесная, местами нарочито нескладная, но оттого милая, подталкивающая к размышлениям, но не читающая нотаций и не навязывающая шаблонных ответов. Её единственный шаблон - хэппи энд.

Слабости

В любом кино, тем паче начинающего режиссера, конечно, полно моментов, достойных замечаний, которые пропустить невозможно. Но если отбросить уж совсем откровенные мелочи, то, на мой взгляд, в "Горном луке" бросается в глаза только две слабости. Первая - игра взрослых актеров. Об этом уже говорил выше. Второй дефект ленты - "съёмки в Китае". Понятное дело, что и бюджета ради, и пандемийной осторожности, имело смысл снимать всё в Казахстане. К сожалению, ни дым, призванный замаскировать казахские проулки и домишки под китайские, ни местный актерский состав, изображавший немногих китайских персонажей, не заставил поверить, что все это Поднебесная. Тоже стоит сказать и об акценте. Наверное, китайцы в этих эпизодах смеялись бы, как и мы когда-то, наблюдая за попытками Голливуда 80-х изображать из своих актеров советских людей, говоря по-русски. Возможно, стоило потратиться либо на китайских актеров, либо хотя бы озвучить наших так, чтобы звучали убедительнее.

Тем не менее можно сказать, что фильм Эльдара Шибанова - это свежий воздух там, где его, как кажется, и быть уже не может. Лента, в которой взрослым актерам прощаешь недоигранность, потому что дети, естественно и не напрягаясь, проживают тут за всех. Кинолента, в которой ярка операторская работа (Диас Шибанов), реминисценции и оммажи мягки и ненавязчивы, а цвет лугов и маков в самый раз, без намека на недоработки цветокоррекции. К тому же, художник-постановщик (Муниса Гулиева) и художники по костюмам (Евгения Артёмова и Данияр Жаксыгельдинов) доказали, что отнюдь не зря ели свой хлеб - их работа безупречна и делает фильм таким вдохновляющим. Он лёгок, искромётен, как некоторые картины Кустурицы рубежа веков вроде "Черной кошки, белого кота" и "Жизни как чудо", а по цветовой гамме и костюмам отсылает к "Хозяевам" Ержанова (2014). "Горный лук" - воплощенное в жизнь доказательство того, что на достаточно скромный по мировым меркам бюджет (грант - 150 тысяч евро) и меньше, чем за месяц можно снять очень живое, здоровое, полное чистоты, доброты, юмора и легкой сатиры, умное, но без занудства казахское кино, которое не стыдно показать, как на Венецианском кинофестивале, так и в кинотеатрах Казахстана. И всюду зал его примет - пришёл бы зритель! Картина ожидается в нашем прокате в феврале-марте 2023 года.

https://www.youtube.com/watch?v=Hrs0lq-Nn60&feature=emb_logo&themeRefresh=1