Ставший культовым предмет советского быта был почитаем как мужской, так и женской частью населения одной шестой части суши. Esquire вспоминает заслуги звонкого друга.
Мужчины уважали граненую тару за удобство и верную службу: стакан при падении не катился, его было довольно сложно разбить, это не удавалось даже неуклюжим промышленным посудомоечным машинам, а главное – с его помощью было легко разделить содержимое пол-литры по совести на троих: каждому наливали в стакан до ободка – ровно 167 граммов.
Женщины любили «крепыша» за его универсальность: стаканом отмеряли нужный объем продуктов и вырезали кружки из теста для пельменей.
Днем рождения классического советского граненого стакана называют дату 11 сентября. Именно в этот день в 1943 году на стекольном заводе в Гусь-Хрустальном с конвейера сошла первая партия этой нехитрой стеклянной посуды. Вместе с медицинскими ампулами, бутылками для зажигательной смеси и светотехническим стеклом стаканы составляли ассортимент завода военного времени.
Считается, что дизайн стакана разработала советская художница – скульптор Вера Мухина, автор известного монумента «Рабочий и колхозница», изображением которой открывались все фильмы киностудии «Мосфильм». Вера Игнатьевна руководила рабочей группой, которой было поручено разработать эскизы посуды советского времени. Документальные подтверждения хранятся в музее Мухиной в Феодосии.
Размеры символа советского общепита были такими: 60 мм — диаметр, 90 мм — высота. Количество граней разнилось – от 8 до 20. Классикой считались 16 граней – согласно красивой легенде, по числу советских республик.
Объем стаканов мог быть: 50, 100, 150, 200, 250, 350 миллилитров.
Первые граненые стаканы стоили 3 копейки. Благодаря чему появилась фразочка "Простой, как три копейки". За классический 16-гранный надо было отдать 7 копеек.
Верхняя каемка граненого стакана, которая отличала советский стакан от предшественников, получила в народе прозвище «маруськин поясок». Ободок придавал изделию особый вид и делал стакан удобным при использовании по прямому назначению – он хорошо прилегал к губам.
Стакан варили при температуре около 1500°, дважды обжигали и гранили по специальной технологии. А еще, говорят, для пущей крепкости в него добавляли окись свинца, который делает стекло прочным и более играющим на свету.
В главной кулинарной книге советского времени, «Книге о вкусной и здоровой пище», все рецепты указывали не в граммах, а в стаканах. В многогранный сосуд умещалось 200 миллилитров молока или другой жидкости (а если до линии ободка, то 250), 230 граммов сахарного песка, 320 граммов соли, 160 граммов муки.
В советских домах, между оконными рамами нередко можно было увидеть полустаканчик (граненый стакан объемом 100 мл) с солью. Так зимой снижали влажность воздуха между рамами и препятствовали образованию инея на стеклах и их обледенению.
Стахановское движение, говорят, могло стать стакановским. Бытует мнение, что настоящая фамилия героя труда была Стаканов. Понятно, что героя с такой фамилией в стране победившего коммунизма быть не могло и фамилию "подчистили".
Самый дорогой граненый находится в Санкт-Петербурге. Раритетный стакан зеленоватого оттенка начала 70-х с 32 гранями оценивают в 1000 рублей, так как эта расцветка встречается редко.
Предшественники привычных нам гранчаков (без ободка) выдувались на территории России еще в XVII в., и немало образцов этой посуды хранится в Эрмитаже.
Минималистичному другу посвящали стихи.
Фото shutterstock.com, а также из открытых источников
Стеклянный и граненый, полезен дома и в пути. Везде он может пригодиться – нужнее вещи не найти. Его найдете вы в вагоне, в кафе и дома близ еды. В него нальете что угодно – компот, чай, сок или воды...В 2011 году в Алматы на базе одного из ресторанов был открыт памятник символу советской эпохи – скульптура высотой 2,6 метра представляет собой двух медведей, стоящих на камне и держащих большой граненый стакан. Эдакий отсыл к мухинской композиции. На заводе в Гусь-Хрустальном нынче делают стаканы для IKEA.
Фото shutterstock.com, а также из открытых источников