Хаяо Миядзаки

I
ileru Автор
05 января 2024

Режиссер-аниматор, продюсер, сценарист, писатель. Родился в Токио, 83 года.

Я не рассказчик. Я человек, который рисует картинки. 

Я признаю: рисованная анимация умирает. Мастера рисованной анимации скоро станут не нужны, как когда-то стали не нужны создатели фресок. Но я счастлив, что мне довелось провести в этом умирающем ремесле больше сорока лет. 

Я догадываюсь, что компьютер способен на большее, чем человеческая рука. Но мне уже слишком много лет, чтобы заставить себя убедиться в этом. Иногда мне хочется сказать: откажитесь от анимации — вокруг нас и так слишком много воображаемых вещей. Современный мир бесплоден, пуст и лжив. 

Надеюсь, я смогу дожить до того дня, когда все застройщики обанкротятся, Япония обеднеет и все вокруг покроет высокая дикая трава. 

Жизнь — это просто мерцающий в темноте свет. 

В битве богов и людей людям никогда не выйти победителями. 

Я законченный пессимист. Но если у кого-то из коллег рождается ребенок, все что мне остается, — это пожелать ему счастливого будущего. Ведь ни у кого нет права говорить ребенку, что он не должен был рождаться в этом догорающем мире. И мы никак не можем ему помочь — разве что благословить его. Собственно, думая об этом, я и делаю свои фильмы. 

Мне кажется, что дети интуитивно понимают это лучше, чем взрослые: мир, в котором они родились, безжалостен, безнадежен и сыр. 

Несмотря на пессимизм, я не собираюсь делать фильмы, которые говорят: отчаивайся, беги и прячься. Все, что я хочу сказать, — это: не бойся, когда-нибудь все встанет на свои места и где-то тебя точно поджидает что-то хорошее. 

Мы живем в эпоху, когда дешевле и выгоднее купить права на фильм, чем снять его.

Большинство современных фильмов построено на одной идее: вначале нужно изобразить зло, а потом — его уничтожить. Так делают все, но, на мой взгляд, от этой идеи пахнет мертвечиной. Как и от другой популярной идеи — о том, что у истока любого злодейства (в жизни, в политике, где угодно) стоит конкретный человек, которого всегда можно обвинить и которого всегда можно наказать. Это самая безнадежная мысль, которую я когда-либо слышал.

Никогда не упускайте шанса сразиться с продюсерами. Люди, которые спрашивают вас, не нужен ли вам еще один год для окончания работы над фильмом, — самые большие лжецы на свете. Потому что этот год они не дадут вам никогда. Все, что они хотят, — это запугать вас. 

Никогда не позволяйте работе делать вас своим рабом. 

Тот, у кого недостаточно опыта и наблюдений, вряд ли может называть себя аниматором.

Однажды, когда мы разрабатывали сцену с горящим огнем, часть моих сотрудников призналась мне, что они никогда не видели горящих дров. И я сказал им: «Останавливаем работу. Поезжайте и посмотрите». В тот момент я подумал, что, наверное, я очень старый. Потому что я помню то время, когда все японские бани топились при помощи дров. А сегодня ты просто нажимаешь кнопку. 

Вдохновение можно найти даже в прогнозе погоды. 

Конечно, у нас на студии есть и компьютерный отдел. Но я всегда говорю им: «Старайтесь работать неаккуратно, не стремитесь к идеальным линиям. Мы ведь здесь создаем тайну, а тайна никогда не бывает идеальной». 

Мне не нравится, что многие люди считают, что ностальгия — это привилегия взрослого человека. Дети чувствуют ностальгию точно так же, если не более остро. На мой взгляд, ностальгия — это самая распространенная человеческая эмоция. Ведь жизнь — это непрерывная череда потерь. И дети чувствуют эти потери так же, как и все остальные. 

Я полагаю, что детские души наследуют историческую память предыдущих поколений. Потом, когда они начинают взрослеть, доставшаяся им память становится все более и более недосягаемой. Поэтому больше всего на свете я хочу сделать фильм, который способен разбудить в людях эту память. Если я сделаю это, я точно смогу умереть счастливым.


Иллюстрация КСЕНИЯ ГАЙНЦЕВА

Записал СТИВЕН ВАЙНТРАУБ

Cookie Image Использование файлов cookie

Мы используем куки для улучшения работы сайта. Узнать больше