Первая в Казахстане персональная выставка узбекистанской художницы Диляры Каиповой открылась в Aspan Gallery.
Диляра Каипова разрабатывает собственные рисунки для абровых тканей и совместно с ремесленниками из Маргилана создает ткани, из которых впоследствии шьет традиционную узбекскую одежду – чапаны, а также другие широко распространенные в Узбекистане текстильные формы. Художница совмещает традиционные абровые мотивы с современными символами: Микки-Маус, маска «Крик», Кремль и многое другое. И вот уже халат вместо традиционного предмета одежды становится предметом искусства и ярким высказыванием о глобализации и ее влиянии на ценности и национальную идентичность.
Абровые ткани делаются вручную, узоры создаются способом последовательного резервного крашения нитей – участок, который не должен быть окрашенным, перевязывается перед погружением в чан с краской, чтобы не впитать краситель. Количество цветов в узоре равно количеству перевязок, поэтому абровые рисунки имеют размытые контуры, напоминающие перистые облака (что находит отражение и в названии: с фарси «абр» переводится как «облако, несущее влагу»).
Впервые в Aspan Gallery работы Диляры были представлены на коллективной выставке ORNAMENTUM в феврале 2020 года. Однако последние полтора года, несмотря на пандемию, у художницы был очень продуктивный период, и, продолжая работать в традиционной абровой технике, Диляра Каипова создала новые ткани, экспериментируя помимо хлопка с шелком и шерстью. На выставке представлен созданный художницей халат из шелкового бархата ручной работы – бахмаль, технология производства которого была утрачена и восстановлена в конце 1990-х узбекскими ткачами. Бахмаль является гордостью мастеров Узбекистана. Так у художницы появились новые ткани с изображениями логотипа Adidas, противогаза, Кремля и другие работы. Неслучайно название выставки «20–21» – это не только годы, в которые произошло множество фундаментальных изменений, но и даты создания представленных на выставке работ.
На выставке также можно увидеть новую site-specific* инсталляцию Диляры Каиповой, которая переосмысливает пространство галереи с помощью ткани и вовлекает самого зрителя в работу. Интересно, что сама абровая ткань, созданная сплетением волокон, также является миниатюрной пространственной структурой. Художница акцентирует внимание на том, что предметом ее творчества являются не халаты, а ткань. И прежде она не ограничивалась созданием халатов, часто ее ткани принимали и другие формы, но автор впервые создала инсталляцию монументального масштаба для выставки в Aspan Gallery, порождая новые пространственные отношения между зрителем и тканью.
Также специально для выставки Диляра Каипова совместно с узбекистанским фотографом Юрием Ведениным создала серию из четырех снимков, используя аналоговую фотографию. На фотографиях представлены модели в одежде, выполненной из абровой ткани Adidas Диляры Каиповой. Как и Каипова, Веденин совмещает новые и старые технологии – традиционную пленочную и цифровую фотографию. Идеи коллаборации, интерактивности, отсутствие иерархии и сосуществование, присутствующие в тканях, инсталляциях и фотопроектах Диляры Каиповой, – это те ценности, к которым, как считает художница, следует стремиться не только в искусстве, но и в жизни.
«Было очень сильное желание вмешаться в орнамент, и была уверенность, что, кроме меня, это никому не будет интересно, но меня это не остановило. Вместе с мастерами каждый раз с волнением ждем результатов наших экспериментов, потому что это сродни чуду, когда древнее искусство начинает говорить современным языком», - расказала Диляра Каипова.
Выставка продлиться до 7 ноября.