Как-то коллега привезла мне распятие в виде деревянного креста и керамической фигуры Иисуса. Я укрепила крест на стене, радуясь подарку. Однажды скульптура упала и разбилась. Уцелел только деревянный крест. Попросила друзей-скульпторов отреставрировать распятие, но они не решались лепить Христа. Вспомнила, что помочь может мой друг - известный живописец, керамист, фотограф Сергей Ледяев.
Он согласился. Художник несколько раз обращался к образу Девы Марии в живописных работах и к образу Христа, делал список с иконы "Спас Нерукотворный". У него много изображений и керамических фигурок ангелов.
Когда реставрация была завершена, я получила крест с азиатским Иисусом. Нос с горбинкой, раскосые глаза, смуглая кожа. И как могло быть иначе в нашей многонациональной республике? Сергей - полуазиат, как и я. Называю его братом: мы, метисы, похожи с ним как родные.
Мой азиатский Иисус Христос
Так ведь бывает, что работы наследуют внешность автора. Именно поэтому художники подчас изображают Иисуса Христа похожим на местное население: в Якутии Христос - якут, в Африке - темнокожий Спаситель, в Индии - похожий на артиста Раджа Капура, и так далее. Сергей Ледяев изваял Иисуса с лицом казаха. Возможно, впервые за многолетнюю дружбу мы в беседе обратились к сакральным темам. Сергей рассказывает:
- У меня не было идеи сделать азиатского Христа, просто так вышло. Вообще, считаю крайне вредным для художника тщательно продумывать результат работы. Это ведет к тому, что художник навязывает "свое видение" прежде всего самому себе, а потом и зрителю. Предпочитаю работать в потоке, быть транслятором, а не диктатором. Думаю, что не только для меня тема Христа вненациональна. Как говорили христианские богословы о Христе, "Бог стал человеком, чтобы человек стал Богом". Здесь не указывается, что он стал, например, евреем или русским, чтобы те уподобились богам. Сказано "человеком", следовательно, это может сделать каждый, кто уверовал и пошел этой дорогой. Христос сказал о себе: "Я есмь путь и истина, и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня". Так что, конечно, невозможно сказать, что у каждого народа он свой. Единственное, что верно, - человек не может и не должен отрываться от своих корней и своего народа, и каждый воспринимает жизнь или идеи через призму своего рода.
Национальность
- Наверное, я русский азиат.
В чем сила, брат?
- Источник силы находится внутри меня. То, что происходит снаружи, может с этим резонировать или нет. В моменты резонанса внешнее и внутреннее усиливают друг друга, внешнее наполняет силами меня, я привношу свою энергетику во внешнее. Человеку важно пребывать в состоянии открытого сердца, тогда он живет, исповедуя любовь. Я переживал моменты, когда сердце закрывается. Это самое худшее, что может случиться с кем бы то ни было. В подобном состоянии человек становится непроницаемым, каменным, мертвым. Свет Бога не проникает в эту темницу.
Ангелы
- Присутствие тонких сущностей, оберегающих, взаимодействующих со мной, у меня было всегда, они для меня так же реальны, как и люди.
Храм
- Я бывал во многих христианских, языческих храмах, в нескольких мечетях, все это - места силы. Очень впечатлили храмы, созданные в период дохристианского раскола, так называемые «византийские соборы». Один из самых невероятных по красоте и сложности исполнения был Падуанский кафедральный собор. Если говорить об эстетике, то для меня самым любимым является именно византийский период - с ощущением парящего пространства в соборах, во всем великолепии убранства. У меня нет особой потребности посещать храмы, чтобы наполниться. Но это не значит, что я не нуждаюсь в подобном наполнении. Есть особые места силы, и если я оказываюсь поблизости, то непременно посещаю их. Падуанский кафедральный собор, в Италии - капелла Скровеньи, во Франции - Мон Сен Мишель и его окрестности, в Мангистау - суфийский монастырь Шакпак-Ата (его затоптали уже) и побережье Каспийского моря в окрестностях Актау. В наших краях таких мест очень много, одно из которых - заповедник Алтын Емель - невероятный источник силы. Там несколько мест, которые я посещал. Поющий Бархан, горы Ак-Тау, красные горы, побережье Бартогоя. Находясь в Питере, я постоянно ощущаю наполненность. Весь этот город для меня - мощнейшее место силы. Посетили Пушкин - невероятно мощное место. Москва уникальна по наполнению силой, там я тоже получаю большой заряд, особо любимый мной объект - Марфо-Мариинская обитель. В Алматы - Вознесенский собор.
И все же моими подлинными храмами являются природные, заповедные уголки, нетронутые человеком, неубитые туристами. Видимо, я тот самый Бременский Музыкант, которого невозможно соблазнить заманчивыми сводами. Только в таких местах я ощущаю самое сильное наполнение.
Бог
- Понятие Бога подразумевает понимание Создателя. Но Господа невозможно осознать, его можно только чувствовать. И здесь может быть два варианта - состояние чувствования Бога либо его отсутствие. Я ощущаю, чувствую его в своем сердце. Это позволяет мне быть в состоянии "Бог во мне, и я в Боге". Думаю, к этому и должен стремиться человек - к воссоединению с первоисточником, к состоянию внутреннего всматривания в себя - как к месту обитания Господа. Вспоминается одна притча про паломника, пришедшего в монастырь. Во время службы он кланялся не в ту сторону, куда кланялись остальные верующие. Естественно, это заметили прихожане и пожаловались священнику. Тот подошел к нарушителю порядка и указал, в какую сторону нужно бить поклоны. На что возмутитель спокойствия ответил: "Я верю в Господа и не знаю стороны, где бы его не было". Ну вот примерно и я так могу ответить на вопрос о понятии, понимании Бога.
Крест
- Чаще всего людьми это понимается как смиренное несение непосильной ноши земной жизни. Я же разрешил для себя это следующим образом: все, что делаю, я совершаю для себя и только для себя. Не важно, помощь ли это ближнему или работа на благо общества. В любом случае, это есть то решение, которое принимаю я. И ответственен за него исключительно перед собой, ну или перед Богом, который - во мне. Эта формула позволяет мне все делать с радостью и легкостью, с ощущением любви и свободы. А то, что не считаю нужным для себя, просто не делаю.
Страх
- Все хорошо знают, что это такое – страх. Но проблема в следующем: мы недооцениваем разрушительную силу страха. Это состояние настолько привычно и настолько активно эксплуатируется в наше время во всех инфосферах, что для человека стало привычно жить в страхе. В книгах Карлоса Кастанеды Дон Хуан называет страх первым врагом человека, первым не в смысле важности, а в порядке возрастания. Всего им озвучивается четыре врага, - страх, ясность, сила, старость. Их необходимо одолеть на пути к человеку знания. То есть, не преодолев первого врага, он не может идти дальше - к духовно развитому человеку. Страх закрывает возможность духовного развития. По сути дела, страх - прямая противоположность любви, именно он закрывает сердце человека. Страх - состояние полного недоверия, читай, - полного неверия в Бога. Человек, живущий по принципам любви, не может одновременно жить в страхе. "Страх божий" – это сложная богословская тема, раскрыть ее в рамках интервью, беседы невозможно. В религиях часто встречаешь попытки эксплуатировать страх как средство наиболее простого метода воздействия. Это точно не может принести добрых плодов. Сама концепция наказания за грехи мне абсолютно не близка, поскольку я в этом не вижу никакой возможности соединения с Богом.
Любовь, страх и свобода
- Бог есть Любовь. А поскольку это неоспоримо, и является краеугольным камнем в христианском учении, то получается, что мы не можем бояться Любви.
Все зло, творимое в нашем мире, имеет под собой одну основу - страх. Думаю, именно страх является почвой для всех остальных грехов, лежит в основании нашего грехопадения. Все мои попытки исследовать причины того или иного отступления от Бога всегда приводили меня к одной и той же первопричине - к страху. Если мы выбираем путь духовного развития, преодоления страхов, то доводы популярной нынче либеральной риторики мне просто смешны. Можно ли говорить о свободе людей, парализованных страхами? В таком обществе невозможно утверждение гуманистических ценностей, потому что свобода без любви, это царство Антихриста. Человек, не преодолевший страх, не может обладать свободой воли.
Художник
- Решение стать художником для меня было простым и сложным одновременно. С одной стороны, всегда ощущал в себе художнический потенциал, с другой - долго сомневался - могу ли я быть художником. Момент, когда позволил себе двигаться в этом направлении, был, наверное, самым важным в моей жизни. Я испытал огромное облегчение и радость. Ощутил невероятный энергетический подъем и огромное желание жить и быть самим собой.
Еще школьником я отправился в Санкт-Петербург, где жил и работал мой дядя - Николай Ким, художник. Атмосфера этого уникального города, мастерской, где работал дядя, потрясли меня до глубины души. И в ней случился переворот: впервые ощутил, что картины - окно в другой мир. Этот мир, полный гармонии и смысла, человек может создать своим сердцем, умом и руками. Я смотрел на работы дяди, висящие на стенах, и уносился в иной мир - гулял по горным, туманным тропинкам. Бродил среди цветущих деревьев, опускал руки в прохладу рек, провожал взглядом птиц и облака в бескрайних небесах. Тогда-то я впервые осознал суть творчества, понял, что быть художником значит быть магом.
Цитата
«Не ждите вдохновения – это большая ошибка. Вдохновение приходит лишь тогда, когда вы упорно идете к цели».
«У меня нет понятия "рядовая работа". Я вообще исключил ремесленнический подход из своей жизни, каждая работа для меня - попытка получить откровение. Тем более, если брать тему Христа или Богородицы в произведении».
Справка
Сергей Владимирович Ледяев-Ким - фотограф, известный художник, преподаватель рисунка, живописи и фотографии. Родился 15 июля 1971 года в г. Алма-Ате. Учился в Алматинском Архитектурно-строительном Институте (ААСИ) на архитектурном факультете, в Алматинском Государственном Институте им. Абая на художественно-графическом факультете. 1999-2018 работал преподавателем в ААСИ, вел занятия в фотошколах г. Алматы, разработал авторский курс по фотографии.
Участник персональных и коллективных выставок в гг. Алматы, Актау, Семипалатинска, Санкт-Петербурга, Виллер-Котре (Франция), Милаццо (Италия). В числе прочего – участие в международном керамическом проекте «Оставь след» (проект музея «Керамарх» г. Санкт-Петербург (2018 г.), и в международном художественном проекте «Понаехали» г. Санкт-Петербург (2019 г.).
Работы представлены в художественном музее имени Невзоровых в г. Семипалатинске.
Автор: Галина Галкина
Фото – АПН и из архива Сергея Ледяева